Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Солдаты ВСУ массово страдают от психологических проблем, признался в интервью INews украинский военный психолог Белявский. Они испытывают острый стресс и не знают, как с ним справиться, объяснил специалист.
Менее года назад доктор Влад Белявский думал, как отпраздновать завершение своей книги. Уставший, но с чувством гордости от законченного дела, он вернулся домой на Украину после четырех лет работы в Великобритании и планировал отправиться в путешествие на несколько месяцев перед следующим проектом. В его планах были серфинг и велоспорт в Азии, а также завтраки в спокойной атмосфере и кофе на берегу океана.
Но затем начался конфликт с Россией.
Ещё до февраля 2022 года Белявский занимался изучением психического здоровья, получив докторскую степень по психологии в Уорикском университете. "До начала конфликта, я и не мог представить, что окажусь в войсках, — говорит он. — Мои ценности — это доброта, эмпатия, помощь людям в развитии и исцелении, а не подавление кого-либо".
В считанные дни его жизнь перевернулась вверх дном. Именно обстрел Запорожской атомной электростанции четвертого марта, который мог привести к выбросу смертоносной радиации по всей Европе, убедил его действовать.
"Я не мог оставаться в стороне, — рассказывает он. — Я был обязан вступить в ряды армии".
И вот год спустя Белявский уже лейтенант в Государственном центре киберзащиты. Он занимается противодействием информационной войне, но также является членом боевого подразделения, готового сразиться с любыми диверсантами, которые захотят штурмовать его объект.
Беседуя с inewsв камуфлированной форме по видеосвязи, он не может точно сказать, где находится, и ограничивается заявлением о том, что это где-то в центральной Украине. "Разглашать подробности о службе запрещено из-за угроз, которые они могут представлять, — объясняет он. — Чем меньше я буду говорить о том, где нахожусь и что делаю, тем лучше".
Хотя защита нации сейчас должна быть на первом месте, работа Белявского в области психического здоровья также важна как никогда.
Его книга по психологии играет центральную роль в достижении этой цели. В ней изложена новая программа самопомощи, которую он изначально разработал для "нормальной жизни", но которая, как он надеется, теперь поможет украинским солдатам и гражданским лицам во время военных действий.
Как может развиваться конфликт на УкраинеНеизвестно, когда и как закончится конфликт на Украине, пишет Al Ittihad. И никто точно не знает, предпринимают ли западные лидеры попытки урегулировать кризис. Ясно одно: все страны должны быть готовы к любому развитию событий, включая начало третьей мировой войны.
09.02.202300
Вдохновляясь смешанными единоборствами, в которых используются приемы из различных видов спорта, он подобрал "интегративный" набор техник из различных школ терапии, объясняя на практике, как люди могут использовать их в разных жизненных ситуациях.
"Это революционный метод, — утверждает он. — Интегративная терапия существует уже много лет, но я предлагаю новый подход. Это нечто новаторское".
Он также запускает бесплатное приложение, в котором люди могут ежедневно записывать и анализировать свои мысли, что потенциально поможет им избавиться от стресса. По его мнению, это будет идеальным решением для военнослужащих на передовой.
"Во время боевых действий мы испытываем стресс почти каждый день. Он очень острый, очень интенсивный — и люди не знают, как с ним справиться", — говорит 33-летний Белявский.
"Если вы солдат, вы будете испытывать напряжение из-за опасных для жизни сражений и недосыпания. Гражданские лица тоже страдают. Если вы не справитесь с этим, это неизбежно скажется на вашей умственной деятельности, и вы будете выполнять свои обязанности гораздо хуже. Вы будете страдать физически и эмоционально, что также повлияет на вашу семью", — говорит он.
Исследования показывают, что 22% людей, переживших вооруженный конфликт, в течение десяти лет страдают от депрессии, тревоги, посттравматического стрессового расстройства, биполярного расстройства или шизофрении. Это означает, что почти четверть населения Украины — 9,6 миллиона человек — подвержены риску психического расстройства, согласно данным Всемирной организации здравоохранения.
Психические издержки конфликта
В первые недели конфликта психические последствия были очевидны в подразделении самого Белявского. "Я видел, как люди менялись эмоционально и физически, как стресс влиял на их психическое здоровье и поведение, — говорит он. — Я постоянно говорил им: „Если вы хотите поговорить, я всегда рядом”".
По его словам, это вопрос национального значения. "Не заботясь о своем разуме, мы не выживем. Мы не одержим победу в этом конфликте. Чтобы продолжать сражаться, нужно быть здоровым. Никто не знает, когда все это закончится. Чтобы продолжать идти вперед, чтобы не останавливаться, нужно ежедневно заниматься умственной гигиеной. Этим техникам научиться не очень трудно", — рассказывает он.
"Конфликт сейчас оказывает огромное разрушительное негативное воздействие на наши умы и души. Мы должны спасти их. Я не сомневаюсь, что мы победим. Но потом тысячи солдат вернутся домой, и им нужно будет заботиться о своих семьях, растить детей. Если вы не чувствуете себя эмоционально хорошо, как вы сможете это сделать?", — говорит Белявский.
Белявский по личному опыту знает, насколько травмирующим могут быть тяготы военного времени. В один из его первых дней его дежурства украинские средства ПВО сбили российскую ракету, и огненные обломки обрушились вокруг него, когда ударная волна разбила все окна.
"Это был солнечный полдень, и старший офицер показывал мне все вокруг и объяснял обязанности на ближайшие дни, — вспоминает он. — Затем все произошло очень быстро. Я увидел парня, который улыбался, разговаривал, общался — и через мгновение ты слышишь звук, а затем взрыв. В следующую секунду ты оказываешься на земле. Ты не выбираешь, как реагировать — твой природный инстинкт побуждает тебя бежать от опасности".
В своей книге он пишет, что чувствовал смесь "адреналина и ужаса". "Есть радость от того, что ты все еще жив. Есть даже любопытство, которое смешивается с острым ощущением существующей опасности. Многие очевидцы снимают на видео разрушения и даже отправляются на место взрывов, что не очень хорошая идея", — рассказывает он.
Худшее было впереди. Он работал в здании рядом с торговым центром "Ретровилль", в который спустя несколько дней прилетела ракета. "Он был полностью разрушен, — говорит Белявский. — У меня там были друзья. Все они погибли". В общей сложности погибли восемь человек.
"Наш корпус находился не очень далеко от того торгового центра. Я разговаривал по телефону с подругой, а потом раздался огромный и страшный взрыв. Окна в нашем здании были выбиты, но мы выжили. В течение трех дней после этого я просыпался от кошмаров, связанных с этим взрывом. Я слышал этот звук во сне снова и снова", — рассказывает он.
То, что гражданские лица подвергаются подобным нападениям, укрепило его решение вступить в ряды армии. "Вы можете либо бежать из страны со своей семьей, либо противостоять этому", — говорит он.
Когда российские войска были на подступах к Киеву, подразделение Белявского поймало несколько диверсантов, работавших на путинские силы. Охраняя свое здание с оружием, он должен был опасаться каждого.
"Диверсанты зачастую были одеты в обычную одежду, — пишет он. — Но также были случаи, что они маскировались под украинскую армию или полицейских. Поэтому иногда было очень трудно определить, кто есть кто".
Однако вместо того, чтобы беспокоиться о том, кто может скрываться в тени, "гораздо страшнее, когда слышишь артиллерийские или воздушные удары, когда приближаются баллистические ракеты, потому что эти вещи ты не можешь контролировать", говорит он мне.
"Если ты сталкиваешься с солдатами противника, то, по крайней мере, ты можешь отстреливаться и у тебя есть шанс выжить, по сравнению с тем, когда происходит взрыв, и ты просто надеешься, что умрешь быстро. Солдаты говорят мне это ежедневно — они просто надеются, что не будут страдать", — рассказывает Белявский.
Первая леди Украины Елена Зеленская в декабре рассказала, что некоторые жители Харькова, которые три месяца жили в метро, не могли "психологически заставить себя подняться", покинуть убежище и вернуться в свои дома, когда все закончилось.
Оказание практической помощи
Владу Белявскому повезло, что он обучался психологии и знает, как не дать беспокойству завладеть его разумом и повлиять на его жизнь.
В своей книге он рассказывает, что прошлом веке было разработано более 400 различных видов терапии с разными теориями и разными целями. Вместо того чтобы специализироваться на чем-то одном, он предпочитает выбирать и сочетать их.
Его программа объединяет в себе элементы когнитивной терапии, психодинамической, интерперсональной, гуманистической и поведенческой школ, а также осознанности.
"В двух словах, это основа для заботы о себе и самопонимания", — говорит он. — Это очень доступная, всеобъемлющая и научно обоснованная программа управления сознанием. Вы узнаете, как работать со своими мыслями, воспоминаниями, эмоциями, речью и поведением — различными частями вашего разума".
"Это уникальная книга, потому что другие пособия обычно посвящены только одному аспекту вашего функционирования, например, привычкам или эмоциям. Основная идея книги заключается в том, как стать всесторонне развитым человеком, умеющим заботиться о себе", — говорит он.
"Все части вашего психического здоровья важны — вы не должны их игнорировать. Если вы пренебрегаете какой-то частью своего функционирования, потенциально это может повлиять на все ваше психическое здоровье", — объясняет Белявский.
Он давно обнаружил, что ведение дневника приносит пользу. "Речь идет об облегчении и освобождении всего, что запуталось в вашем разуме, о том, чтобы сохранить это во внешнем месте, чтобы ваш разум мог замедлиться, особенно если вы встревожены и находитесь в состоянии повышенной готовности, — объясняет он. — Нам нужно найти способ утихомирить болтовню нашего ума. Ведение дневника — лучшее, что может помочь".
Это одна из основных техник, используемых на сеансах терапии с обученным специалистом. "Обычно терапевты дают вам задания на дом, чтобы вы занимались самоанализом, записывая свои чувства и наблюдения. Затем вы относите эти записи своему терапевту, и это помогает ускорить процесс самопознания и исцеления", — рассказывает он.
Американские наемники на Украине подвергаются небывалому психологическому давлениюПосле возвращения с Украины американские добровольцы (те, которым повезет вернуться) могут остаться без ветеранских льгот по посттравматическому расстройству, пишет сайт Task & Purpose. При этом сами военные из США говорят, что такого психологического давления не испытывали ни в Ираке, ни в Афганистане.
14.07.202200
Запись своих мыслей также может помочь, когда люди одиноки или не хотят делиться своими чувствами. "Когда мы не хотим ни с кем говорить, мы замыкаемся в себе. Но дневник — это личное, безопасное пространство только для вас. Вам не нужно контролировать то, что вы пишете. Никто вас не осудит, никто этого не увидит", — говорит он.
"Записывать мысли, которые проносятся у вас в голове — это очень простая техника. Она поможет вам переработать события в вашей жизни. Если произошло что-то травмирующее, запишите, что произошло и что вы чувствуете. Вместо того чтобы держать это бессознательно внутри себя, сделайте это осознанным, ясным и проработайте. Это поможет вам выпустить эмоции, вместо того чтобы держать их внутри", — рассказывает Белявский.
Люди могут делать это с помощью ручки и бумаги, но он считает, что подсказки и функциональность специального приложения могут помочь. "Проблема с использованием обычных блокнотов заключается в том, что в них трудно сохранять организовывать свои мысли, трудно их редактировать", — поясняет он.
Белявский надеется, что его приложение поможет многим украинским солдатам. "Было бы замечательно, если 100 тысяч солдат скачают это бесплатное приложение себе на телефон и будут пользоваться этой несложной терапией, которая может им помочь", — говорит он.
"Традиционно в каждом подразделении есть священник, который беседует с солдатами. В идеальном мире у вас был бы психолог. Но мы живем в технологическом мире, поэтому мы должны воспользоваться его возможностями, чтобы позаботиться о своем психическом здоровье".
"Если бы я посвятил все свое время терапии, скольким людям я помог бы за день? Максимум восьми или десяти. Но если мы разработаем такие технологии, как это приложение, мы потенциально можем иметь аудиторию в тысячи человек", — говорит он.
Хотя в Великобритании боевые действия не идут, проблемы с психическим здоровьем могут возникнуть у любого человека по самым разным причинам, и Белявский надеется, что его книга будет не менее полезной для британских читателей.
"В западных обществах наблюдается рост депрессии и тревожности", — говорит Белявский. — Речь идет о поиске решений".
Недавно благотворительная организация Revive предупредила о том, что некоторые украинские беженцы в Великобритании страдают от тревоги и "чувства вины выжившего".
Согласно рекомендациям правительства Великобритании в области здравоохранения, от 30% до 70% всех беженцев в какой-то момент испытывают посттравматическое стрессовое расстройство. Оно предоставило бесплатный учебный пакет по оказанию первой психологической помощи, чтобы помочь людям поддерживать психическое здоровье детей и подростков.
Автор статьи: Роб Хастингс (Rob Hastings)