Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Визит Байдена в Киев состоялся накануне первой годовщины российской спецоперации и был организован в обстановке строжайшей секретности, сообщает Bloomberg. С его помощью американский лидер подал сигнал о "непоколебимой преданности" США Украине.
Дженнифер Джейкобс (Jennifer Jacobs), Дженни Леонард (Jenny Leonard), Владимир Вербяный (Volodymyr Verbyany)
Президент Джо Байден даже намеком не дал понять о своем необъявленном визите в Киев. В субботу после обеда он направился в церковь, а затем повез жену на ужин в уютный вашингтонский ресторан.
Но в предрассветные часы в воскресенье он уже пересекал Атлантический океан на американском военном самолете. Это был первый отрезок его поездки в столицу Украины, которая осуществлялась в атмосфере полной секретности и тщательно готовилась несколько месяцев тесным кругом его советников.
Американцы проснулись в это праздничный День президентов и увидели на своих экранах, как Байден в своих любимых солнцезащитных очках-капельках прогуливается на холодном свежем воздухе вместе с украинским президентом Владимиром Зеленским под вой сирен воздушной тревоги.
"Киев пленил мое сердце", – сказал Байден, стоя рядом с Зеленским и объявляя о выделении дополнительной помощи на 460 миллионов долларов.
Этот рассказ о поездке Байдена в зону военных действий основан на заявлениях американских официальных лиц, которые были сделаны уже после того, как президент покинул украинскую столицу. Его поездка началась в четыре часа утра на объединенной базе Эндрюс под Вашингтоном. Потом он 10 часов добирался поездом из Польши на Украину, а кульминацией стало его прибытие в Киев в понедельник утром. В Киеве он пробыл пять часов.
Военные действия находятся на ключевой стадии. Накапливается усталость, поскольку конфликт может еще больше затянуться, а это приведет к усилению давления на Украину, которую будут призывать к вступлению в мирные переговоры. Зеленскому был нужен бодрящий укол, и Байден приехал лично, чтобы оказать ему психологическую поддержку спустя два месяца после неожиданного визита украинского руководителя в Вашингтон.
Окончательное решение поехать на Украину Байден принял на тайном совещании в Овальном кабинете. О нем знали очень немногие даже в Белом доме и Пентагоне.
Байден решил, что стоит пойти на риск и поехать в воюющую страну, чтобы подать сигнал о непоколебимой преданности Америки Украине.
Потом возник весьма деликатный вопрос, когда сказать об этом русским. "В целях деконфликтизации" Кремль был уведомлен "за несколько часов" до отъезда Байдена, сказал репортерам советник по национальной безопасности Джейк Салливан.
Он не сообщил никаких подробностей о том, как эту новость восприняла Россия. Официальной реакции на присутствие Байдена в Киеве не последовало.
Эта поездка напомнила о других президентских визитах в районы боевых действий в таких странах как Ирак и Афганистан. Тем не менее данное путешествие было намного опаснее. На Украине США не контролируют воздушное пространство и аэропорты. По этой причине масштабы визита существенно сузили.
Во избежание утечек информации и в интересах безопасности было решено, что состав делегации будет очень немногочисленный. В нее вошла лишь небольшая группа ближайших помощников Байдена, маленькая команда медиков, два журналиста и личная охрана президента.
Вспоминая выходные, понимаешь, что в действиях Байдена в эти дни было нечто необычное, потому что он остался в Вашингтоне. Обычно он вместе с первой леди Джилл Байден уезжает на уикенд в свой дом в штат Делавэр.
На сей раз они побывали на мессе в студенческом городке Джорджтаунского университета. После этого посетили выставку "Первые леди" в Национальном музее американской истории.
День они завершили пастой ригатони в ресторане "Красная курица". В 7 часов 47 минут вечера президентская чета покинула ресторан под аплодисменты посетителей.
Уже через несколько часов Байден отправился в одну из самых важных своих поездок за весь президентский срок. Вместе с ним на борт номер один поднялись Салливан, заместитель главы аппарата Джен О’Молли Диллон (Jen O’Malley Dillon), директор Овального кабинета по повседневной работе Энни Томасини (Annie Tomasini) и другие помощники. Самолет полетел в Польшу намного раньше, чем ожидалось.
Обычно президент путешествует в сопровождении представителей СМИ, однако на сей раз в поездку взяли лишь двоих журналистов.
Из группы репортеров отобрали фотографа Эвана Вуччи (Evan Vucci) из агентства Ассошиэйтед пресс и журналистку Сабрину Сиддики (Sabrina Siddiqui) из "Уолл-стрит джорнэл". В пятницу их вызвала к себе в Белый дом директор по связям с общественностью Кейт Бедингфилд (Kate Bedingfield) и взяла с них клятву хранить молчание.
Им было сказано, что они получат электронное сообщение, в теме которого будет написано "Инструкции по прибытию на турнир по гольфу". В письме будут изложены подробности отъезда. В соответствии с инструкциями они сдали свои сотовые телефоны перед посадкой в самолет. Их вернули спустя сутки в американском посольстве в Киеве.
Между тем, в воскресенье вечером несколько репортеров в Киеве получили указание прибыть в понедельник рано утром в отель "Хаятт". Логистика по обе стороны океана заработала.
Борт номер один скрытно вылетел из Вашингтона в Германию на авиабазу Рамштайн, а затем в польский город Жешув. Шторки на иллюминаторах были опущены.
После посадки в Польше президент проехал 700 километров на поезде и прибыл в Киев в восемь часов утра местного времени. На Байдене был галстук в желтую и синюю полоску, как цвета украинского флага.
"Хорошо снова приехать в Киев", – сказал президент, выходя из поезда. Это был его восьмой визит в украинскую столицу, с которой он за эти годы неплохо познакомился. Будучи вице-президентом у Барака Обамы, Байден отвечал в его команде за Украину.
Президент приехал в Мариинский дворец на белом внедорожнике Toyota, а не в составе традиционного президентского кортежа автомобилей. Его помощники и охрана тоже поехали не на бронированных президентских лимузинах, известных под названием "Зверь".
Зеленский встречал Байдена в ставшей для него привычной зеленой военной одежде вместе с женой Аленой. "Спасибо, что приехали", – сказал Зеленский, пожимая Байдену руку.
Здороваясь с Аленой, Байден сразу спросил: "Как дети?"
Президенты беседовали с глазу на глаз примерно 30 минут. "Думаю, очень важно, чтобы не было никаких, абсолютно никаких сомнений в том, что США поддерживают Украину в этом конфликте", – сказал Байден репортерам, которых пустили на встречу на несколько минут.
После разговора они вместе вышли к камерам.
"Цель России – стереть Украину с лица земли, – сказал Байден. – Российский президент Владимир Путин откровенно просчитался. Прошел год, и доказательства этого здесь, в этой комнате. Мы стоим здесь вместе".
Но самые памятные сцены, которые войдут в историю, это моменты, когда Байден и Зеленский вместе гуляли по центру Киева.
Выходя из Михайловского Златоверхого собора, находящегося на центральной площади, где разместили сгоревшие российские танки, и окруженного вооруженными солдатами, президенты услышали звуки сирен воздушной тревоги, которые стали мрачным напоминанием о повседневной действительности украинцев.
В 1 час 57 минут Байдена увезли, но он успел пообещать, что будет вместе с Украиной "столько, сколько потребуется". Табличку с его именем установили на Аллее смелости на киевской площади Конституции.
Поезд Байдена пересек польскую границу после восьми часов вечера. Таково было завершение этого молниеносного визита, который Зеленский охарактеризовал кратко и емко: "Исторический. Своевременный. Смелый".
С участием Дарины Краснолуцкой (Daryna Krasnolutska) и Екатерины Чурсиной (Kateryna Choursina)