Почему в Америке испугались речи Владимира Путина

Вот так будет положен окончательный предел стремлению США к однополярному миру

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Совершенно ожидаемо самую острую реакцию на Западе вызвал один-единственный пассаж из обращения президента России Владимира Путина к Федеральному собранию. Речь идет о приостановке участия нашей страны в Договоре об ограничении стратегических наступательных вооружений. Российские оппоненты увидели в этом только угрозу новой гонки вооружений. В действительности заявление президента Путина символизирует последние дни устраивавшего Америку однополярного мира.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
"Россия приостанавливает свое участие в Договоре о стратегических наступательных вооружениях. Повторю, не выходит из Договора, нет, а именно приостанавливает свое участие, — так звучалислова Владимира Путина. — Но прежде чем вернуться к обсуждению этого вопроса, мы должны для себя понять, на что все-таки претендуют такие страны Североатлантического альянса, как Франция и Великобритания, и как мы будем учитывать их стратегические арсеналы, то есть совокупный ударный потенциал альянса. Они сейчас своим заявлением сделали, по сути, заявку на участие в этом процессе".
Вопрос, "что все-таки претендуют такие страны Североатлантического альянса, как Франция и Великобритания", дважды звучал в речи президента России. И это не случайно. Сегодняшнее положение на международной арене таково, что ограничивать вопросы ядерного сдерживания только российскими и американскими арсеналами уже невозможно. По данным Федерации американских ученых, которые приводитанглийская Daily Mail, в распоряжении у Франции есть 290 боеголовок (плюс как минимум 60 ядерных бомб), а у Соединенного королевства — 225. Таким образом, на вооружении НАТО оказывается — даже с учетом действующих ограничений СНВ-III! — как минимум 5943 ядерных боеголовки и 120 ядерных авиабомб. Если по числу боеголовок паритет почти сохраняется, то по числу бомб Североатлантический альянс сразу превосходит Россию (68 авиабомб) почти вдвое.
На Западе эти "тонкости", правда, предпочли не заметить. Анализируя выступление Владимира Путина, там единодушно сконцентрировались только на факте приостановки участия в договоре СНВ-III, подписанном в 2010 году президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой. Та же Daily Mail ставит к своей статье очень характерный заголовок: "Как Путин может спровоцировать крупнейшую гонку вооружений за последние 50 лет и позволить соперникам США, таким как Китай, наращивать свои запасы". В том же духе выдержана и статьяв New York Times: "Новый договор СНВ, последнее ядерное соглашение между Россией и Соединенными Штатами, умирает, и контроль над вооружениями, возможно, тоже". "Заявление президента России Владимира Путина во вторник о том, что Россия приостановит участие в Новом договоре СНВ, ключевом соглашении о сокращении ядерных вооружений, является последним в серии зловещих заявлений, в которых он ссылается на свой ядерный арсенал, — отмечаетCNN. — Что конкретно этот последний шаг будет означать с точки зрения глобальной ядерной угрозы, пока вызывает вопросы".
Иностранные журналисты и аналитики лукавят. Никаких вопросов нет. Президент России дал понять Западу, что для устранения ядерной угрозы необходим пересмотр международной системы ограничения вооружений, сложившейся после крушения СССР.
Эта система отвечала в первую очередь интересам США и их союзников. Фактически она была одним из главных инструментов поддержки однополярного мира. Теперь эта эпоха очевидно подходит к концу. Россия, как и Китай, и Индия, и Иран, настаивает на том, что взаимоотношения между государствами на Земле не могут строиться на гегемонии одной-единственной страны. И даже привычный для второй половины ХХ столетия биполярный мир уже не устраивает никого. США — потому что они привыкли к мировому доминированию. Всех остальных — потому что даже два полюса силы в мире не дают гарантии безопасности. Их может обеспечить только многополярный мир.
Именно на это направлены инициативы России по включению в новый вариант Договора о стратегических наступательных вооружениях всех стран "ядерного клуба". И именно это меньше всего устраивает Америку, поскольку потребует от Вашингтона фактического признания того факта, что он больше не является единственным центром принятия глобальных решений.
Великобритания и Франция прямо увяжут свое присоединение к новому договору СНВ с участием в нем КНР. А Китай наверняка будет настаивать на том, чтобы предел ограничений его стратегических вооружений был равен установленным для России и Америки. Еще одним китайским условием с большой долей вероятности станет обязательное присоединение к договору всех восьми ядерных держав, включая Индию, Пакистан и КНДР (наличие ядерного оружия у Израиля пока не подтверждено).
Такие оговорки не делают заключение нового договора СНВ невозможным. Они лишь растянут этот процесс на неопределенное время. Ведь для Америки вероятные условия Китая означают не только необходимость искать взаимопонимание между Вашингтоном и Пекином. Они еще предполагают необходимость улещивать и убеждать союзников по НАТО, которые очень ревниво относятся к своему "ядерному" суверенитету. К тому же США будут вынуждены давить на Пакистан и одновременно — на Индию, убеждая их пойти на взаимные уступки. Добиться результата в этом процессе в одиночку, без Китая и России, практически невозможно. А значит, придется налаживать изрядно подпорченные отношения и с китайцами, и с русскими.
Рассчитывать на это, пока Овальный кабинет Белого дома занимает Джо Байден, наивно. Как трудно ожидать подобных шагов от его главного оппонента — Дональда Трампа. Ведь именно во время его президентства Америка, громко хлопнув дверью, вышла из целой серии других двусторонних американо-российских договоров по ограничению военной силы, прежде всего, Договора по открытому небу и Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Даже добиться продления истекавшего в начале 2021 года Договора СНВ-III, на чем, кстати, настаивала Россия (!), удалось только после ухода Трампа с поста президента США.
И все равно на то, что Россию последовательно вынуждают к новой гонке вооружений, Запад старается не замечать. В ответ на заявления Владимира Путина там уже завели разговоры о том, каким именно резким образом должны ответить на это "недопустимое своеволие" США. Например, Daily Mail цитирует заместителя госсекретаря Дональда Трампа по контролю над вооружениями и вопросам международной безопасности Маршалл Биллингсли: "Президенту Байдену нужен решительный, но взвешенный ответ, который включает поддержку ускоренного развертывания крылатых ракет с ядерными боеголовками, запускаемых с подводных лодок, и приобретение дополнительных бомбардировщиков B-21 и подводных лодок Columbia".
Чуть более осторожен в своих прогнозах оказался Джон Вулфстал, Джон Вулфстал, бывший при Бараке Обаме директором Совета национальной безопасности (СНБ) по контролю над вооружениями и нераспространению ядерного оружия. "Учитывая, что Россия нарушает договоры, Китай наращивает силы, Северная Корея проводит испытания ракет, а Иран как никогда близок к началу производства оружейного урана, это плохой период для ядерной стабильности, — приводит его слова New York Times. — Заявление Владимира Путина скорее политическое заявление, чем военное, хотя оно все равно, вероятно, вызовет новые призывы к США расширить свой ядерный арсенал, чтобы конкурировать с Россией и показать Китаю, что он не в силах противостоять Америке".
Как видим, риторика на той стороне Атлантики не меняется: договоры нарушает Россия, опасность представляют Китай, Иран и КНДР, и только США и НАТО ведут себя как послушные школьники.
Да, решение Владимира Путина о приостановке участия в договоре СНВ-III может развязать руки американским "ястребам" и привести к новой гонке вооружений. Но она уже не будет двухсторонней, и даже трех- и четырехсторонней, возможно, тоже не станет. За время осознания необходимости нового договора СНВ-IV и его подготовки могут появиться несколько новых ядерных держав. Тогда стремлению США к однополярному миру будет положен окончательный предел. Судя по всему, именно это сейчас и пугает Вашингтон сильнее всего.
Обсудить
Рекомендуем