Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В России "застряло" много западных денег, пишет автор статьи для Bloomberg. В Москве продолжают накапливаться миллиарды долларов, однако их иностранные владельцы не могут получить к ним доступ из-за собственных санкций. Некоторые из них решили смириться и "забыть" о деньгах.
- —Иностранные инвесторы продолжают получать доход от своих российских активов.
- —Большинство из них уверены, что они никогда не смогут вернуть вложенные деньги.
В Москве продолжают накапливаться миллиарды долларов, принадлежащие иностранным инвесторам, но их владельцы не в состоянии получить к ним доступ.
Дивиденды по акциям, купоны по облигациям и активы, которые западные инвесторы не продали до начала конфликта на Украине, оказались частью той огромной кучи денег, которая застряла в России из-за санкций.
Эти счета представляют собой остатки тех ниточек, которые прежде связывали Россию с миром международных финансов, а также еще один показатель ее усиливающейся изоляции. Теперь, когда военному конфликту на Украине пошел второй год, вопрос о том, что будет с деньгами, застрявшими в Москве, все еще остается открытым.
Юридически деньги принадлежат крупнейшим инвестиционным компаниям, в том числе JPMorgan Asset Management и Schroders, но в частных беседах большинство из них признают, что надежды вернуть эти средства нет. По крайней мере пока у руля в стране остается Владимир Путин.
"Об этих деньгах следует забыть, –сказал директор по инвестициям в GAM Investment Management Тим Лав (Tim Love). – Сам финансовый рынок все еще существует, но, как только речь заходит о возвращении средств или доступе к ценным бумагам, все тут же упирается в санкции".
Обсуждая эту тему, фондовые менеджеры демонстрируют некоторую досаду, и многие из них не хотят говорить под запись о том, что им принадлежат те или иные российские активы, пока идет военный конфликт. Если они не готовы испытать на себе тяжесть санкций, им не стоит пытаться получить свои деньги обратно.
На пресс-конференции в феврале председатель Центробанка Эльвира Набиуллина отказалась сообщить, сколько денег находится на специальных банковских счетах нерезидентов, известных как счета типа C, но сказала, что сумма продолжает расти.
В ноябре агентство "Интерфакс" сообщило со ссылкой на источники в регуляторе, что на этих счетах находится более 280 миллиардов рублей (3,7 миллиарда долларов). Представители Банка России отказались прокомментировать ситуацию.
По данным Московской биржи и Банка России, до начала специальной военной операции объем иностранных инвестиций в российские акции и облигации был значительным и составлял около 150 миллиардов долларов.
Компании по управлению активами свернули свои российские фонды, но некоторые все еще подсчитывают теоретическую ценность активов для своих клиентов.
Так, инвестиционный фонд JPMorgan Asset Management Emerging EMEA сообщил клиентам, что российские компании, акциями которых он владеет, продолжают выплачивать дивиденды, при этом около 7,6 миллиона долларов заморожены на счетах C по состоянию на 4 января. Представители фонда подчеркнули, что получить доступ к этим средствам невозможно.
Между тем BlackRock уведомила о приостановке выпуска акций iShares MSCI Russia ETF. Компания заявила, что она продолжает вести переговоры с регуляторами и другими участниками рынка о том, как выйти из позиций.
"Российские ценные бумаги будут ликвидированы в какой-то момент в будущем, если это будет возможным, осуществимым и уместным", – говорится в сентябрьском сообщении компании.
Управляющий активами фонд East Capital заявил, что по состоянию на февраль на специальных счетах у него было в общей сложности 13,8 миллиона долларов.
"Мы должны соблюдать осторожность в том, что именно мы говорим нашим клиентам, – отметила Александра Моррис, директор по инвестициям в норвежской управляющей компании Skagen. – Мы можем показать им, какова ценность активов на данный момент, но вероятность того, что мы сможем получить к ним доступ, очень мала. На самом деле их могут конфисковать в любой момент".
По словам Моррис, до начала украинского конфликта они держали 9% своего фонда развивающихся рынков в российских акциях.
Списано до нуля
Некоторые фондовые менеджеры лелеют надежды, что однажды им удастся вернуть часть своих денег, пусть даже это случится нескоро. "Мы по-прежнему считаем, что большинство наших портфельных активов имеют ценность, потому что мы знаем, что они генерируют свободный денежный поток и дают дивиденды", – говорилось вдекабрьском отчете инвесткомпании East Capital. В отчете также отмечалось, что компания списала все эти активы до нуля.
Тем временем другие пытаются найти юридическую помощь, чтобы вернуть хотя бы часть средств. Партнер юридической фирмы Morgan Lewis & Bockius в Нью-Йорке Григорий Мариничев (Grigory Marinichev) рассказал, что он обсуждает с клиентами технические лазейки для этого.
Одна из таких лазеек – это многоэтапный перевод денег на аналогичные счета инвесторов, которых Россия не классифицирует как "недружественных". Другая возможность – это преобразование счетов типа C в пакеты ценных бумаг, которые можно было бы продать инвесторам, не попавшим под санкции.
"Все эти варианты потребуют значительных списаний. Но это все же лучше, чем ничего", – добавил Мариничев.
Автор: Суджата Рао-Коверли (Sujata Rao-Coverley)