Риск остановки помощи Украине: насколько опасны парламентские выборы в Эстонии

ЕП: выборы в Эстонии станут неприятным сюрпризом для Украины

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Пятого марта в Эстонии пройдут выборы, результат которых может стать неприятным сюрпризом для Киева, пишет "Европейська правда". В новом парламенте критические по отношению к Украине заявления будут звучать все громче.
Юрий Панченко
Двадцать седьмого февраля началось голосование на парламентских выборах в Эстонии. Несмотря на то, что сами выборы пройдут пятого марта, в течение недели до их начала, желающие могут воспользоваться системой электронного голосования. Эстония – один из фаворитов в поддержке Украины. И безусловный лидер – в соотношении оказанной помощи к ВВП на душу населения. Поэтому результаты этих выборов и возможные изменения в правительстве будут иметь для нас важное значение.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Несмотря на то, что лидером гонки остается Партия реформ действующего премьера Каи Каллас (за нее готовы отдать голоса 31,4% граждан Эстонии), а о поддержке Украины заявляют почти все политические силы, имеющие шансы пройти в Рийгикогу (парламент Эстонии), вероятность того, что результат этих выборов станет неприятным сюрпризом для Украины, остается. Где могут возникнуть проблемы? И насколько серьезна угроза коррекции внешнего курса Таллина?

Больше не пророссийские

Традиционно главной пророссийской силой в Эстонии считали Центристскую партию. Это одна из крупнейших политических сил страны, которая в значительной степени ориентировалась на этнических русских (хотя и не только на них). Этим объясняется позиция партии по многим внутренним вопросам. Например, центристы выступали против ускоренного перехода начального образования на государственный язык.
Впрочем, в отношении к российской спецоперации позиция "центристов" была однозначной, и вовсе не такой, какую в других странах можно было бы ожидать от партий с "пророссийским" имиджем. "Украина борется за всю Европу и защищает наши ценности. В связи с этим мы должны сосредоточиться на предоставлении Украине поддержки во всех возможных сферах", – заявил в марте прошлого года глава центристов и одновременно спикер Рийгикогу Юри Ратас.
Ратас несколько раз приезжал на Украину, а в октябре получил от Владимира Зеленского орден Ярослава Мудрого второй степени. Конечно, позицию партии определяет не только ее председатель. Впрочем, чтобы окончательно очиститься от симпатиков Путина, центристы исключили из партии политиков, известных своими пророссийскими заявлениями.
Самый рейтинговый из них – Михаил Стальнухин, бывший председатель горсовета Нарвы (самого российского города Эстонии) и борец с демонтажем советских монументов, – решил баллотироваться в парламент как самовыдвиженец. Более того, он анонсировал, что в случае победы начнет создание "российской партии".
Несмотря на то, что сейчас шансы на прохождение Стальнухина в парламент кажутся невысокими, его нынешняя деятельность, а также его конфликт с бывшими однопартийцами существенно влияют на поддержку Центристской партии – ожидается, что эта политсила существенно потеряет в регионах с существенной долей россиян (прежде всего в Нарве). Как следствие, эта "умеренно пророссийская" партия, которая долгие годы претендовала на лидерство в стране (а ее действующий лидер в течение пяти лет занимал пост премьер-министра в нескольких коалиционных правительствах), теряет позиции.
Последние рейтинги показывают, что центристы уже скатились на третью строчку, пропустив вперед правопопулистскую партию EKRE. Последние опросы дают EKRE и центристам поддержку на уровне 18,6% и 16,4% соответственно. Проблема заключается в том, что именно партия EKRE сейчас озвучивает наиболее антиукраинские тезисы. А главное – то, что эта партия имеет определенные шансы стать центром формирования правительства и получить премьерский пост.

Выгодные для Кремля "русофобы"

EKRE очень сложно назвать сторонниками России или Владимира Путина. Это популисты, позиционирующие себя как консерваторы и которые, среди прочего, постоянно заявляют об опасности РФ и о необходимости готовиться к возможному российскому вторжению. Более того, долгое время EKRE имела репутацию откровенных русофобов, которые предлагали ограничить права этнических русских. Однако, именно эта политическая сила продвигает тезисы, однозначно выгодные Кремлю.
Во-первых, EKRE выступает против принятия украинских беженцев. Эта партия и до начала конфликта заявляла об опасности от украинцев, которые приезжают в Эстонию и забирают рабочие места, критикуя предоставление Украине безвиза. А сейчас они заявляют, что Эстония больше не может принимать украинцев, а деньги, направленные на их поддержку, целесообразнее отдать эстонцам, пострадавшим от нынешнего роста цен. И этот тезис находит поддержку.
Второй опасный для Украины тезис EKRE – о том, что, передавая оружие Украине, Эстония становится беззащитной перед возможным вторжением РФ. Этот тезис особенно активизировался в последние недели, когда стало известно, что Эстония передает Украине все свои 155-миллиметровые гаубицы. Громкая дискуссия заставила военных ответить на такие обвинения – там убеждают, что за прошлый год эстонская армия существенно усилилась, и поэтому передача гаубиц не станет критичной для обороноспособности страны. Тем более, что вскоре Эстония получит закупленные у США системы HIMARS.
Впрочем, эти аргументы не успокаивают EKRE – там продолжают заявлять, что Эстонии в предоставлении оружия Украине стоит остановиться. "Мы оказали Украине помощь на четыреста миллионов евро, опустошив свои склады. Да, существует статья 5 НАТО о коллективной обороне, но есть и статья 3, которая гласит о том, что мы сами должны быть готовыми себя защищать", – заявил на предвыборных дебатах представитель этой партии Март Каллас.
В ответ премьер Кая Каллас напрямую обвинила EKRE в продвижении тезисов Кремля. "Такие заявления вредны не только для Украины, но также и для собственной безопасности Эстонии. Ведь если Украина проиграет, это лишь придаст дополнительный импульс агрессивным амбициям России", – заявила она.
Между тем второе место среди симпатий граждан Эстонии занимает лидер EKRE Март Хельме, что дает ему шанс не просто попасть в коалицию, но даже претендовать на пост премьера. Это крайне нежелательный для Украины сценарий. Однако остается вопрос: насколько он реален?
Солнце и вода за нас! Тотального блэкаута зимой избежали, но что будет дальше?Украина, несмотря на теплую зиму и благоприятные природные аномалии, испытывает серьезные проблемы в сфере энергетики, пишет LB.ua. Запасы оборудования исчерпаны, отключения будут продолжаться как минимум весь текущий год.

Коалиционные расклады: хорошие и один плохой

К счастью, такой опасный для Украины сценарий может реализоваться только в случае стечения многих обстоятельств.
Во-первых, преимущество в формировании коалиции все же будет принадлежать Партии реформ, которая лидирует со значительным отрывом. Лидер партии и премьер Кая Каллас уже заявила, что готова к созданию коалиции со всеми политическими силами, за исключением EKRE.
Хотя она не называет наиболее желанных партнеров по коалиции, однако считается, что наиболее приемлемым для Партии реформ будет восстановление нынешнего коалиционного трио – с участием социал-демократов и партии "Отечество". Обе эти партии имеют все шансы снова попасть в Рийгикогу с результатами 8,1% и 5,3% соответственно.
"Золотая акция" здесь принадлежит партии "Отечество", имеющей мощное крыло, которое выступает за коалицию именно с EKRE. Впрочем, в последние месяцы в партии выросло влияние действующего министра иностранных дел Урмаса Рейнсалу. Последний проявил себя как искренний друг Украины, поэтому он вряд ли поддержит коалицию с "полезными популистами россиян".
Впрочем, даже в случае, если "Отечество" не пойдет в коалицию, или мандатов тройки не будет хватать для парламентского большинства, всегда есть опция привлечь в коалицию либеральную партию Eesti 200, которая в этом году имеет все шансы впервые попасть в парламент, и чья программа идентична с программой Партии реформ.
В конце концов, не исключен и альянс с Центристской партией, даже, несмотря на их громкие скандалы с Каей Каллас. Не исключено, что тот факт, что премьер Эстонии предпочитает не называть потенциальных коалиционных партнеров, связан именно с возможностью создания коалиции с центристами.
Зато у EKRE имеется, лишь одна возможность создать большинство – путем привлечения в коалицию центристов и "Отечество". Такая коалиция уже существовала – с 2019 по 2021 год, однако распалась из-за постоянных скандалов, генерировавшихся EKRE.
Тогда эта неестественная коалиция, собравшая столь разные политические силы, стала возможной из-за амбиций лидера центристов Юри Ратаса, для которого это был единственный шанс сохранить пост премьера. В случае, если сейчас центристы займут третье место, у них не будет стимулов снова рисковать своей репутацией, идя на альянс с партией, которая стала еще более токсичной, чем в 2019 году.
Впрочем, даже при благоприятном для Украины сценарии стоит ожидать, что в новом парламенты Эстонии критические к Украине заявления будут звучать все громче. Особенно если EKRE не потеряет второе место, что даст ей возможность претендовать на лидерство в оппозиции. И хотя это не будет иметь угроз для Украины в краткосрочной перспективе, игнорировать эту проблему точно не стоит.
Обсудить
Рекомендуем