Изменил ли военный конфликт облик России – если да, то насколько?

Akharin Khabar: западные СМИ навязывают миру сомнительный образ страдающих от СВО россиян

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Западные СМИ тщательно отбирают информацию о том, как спецоперация на Украине повлияла на жизнь россиян, чтобы представить мрачную картину, пишет AK. Но изображение недовольных президентом граждан, мечтающих об отъезде из страны, выглядит надуманным и мало соответствует реальности.
Прошел год после того, как президент России Владимир Путин объявил о начале специальной военной операции на Украине. И по некоторым свидетельствам отдельных авторитетных СМИ, очень тщательно и щепетильно отбираемым, жизнь "обычных российских граждан" стала более тяжелой, скучной, однообразной, лишенной привычных развлечений, и при этом нестабильной и даже опасной.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Конфликт на Украине, несомненно, повлиял очень на многое: начиная от оказавшихся теперь недоступными привычных направлений поездок в отпуск и заканчивая конфликтами между младшим и старшим поколениями, даже в одной семье и между близкими родственниками.
Все подобные факты и свидетельства скрупулезно собирала с начала СВО западная пресса и продолжает их собирать, тщательно фильтруя, отбирая и оставляя только необходимое, чтобы у читателя сформировалась исключительно негативная картина.
Прошел уже год с момента начала СВО на Украине, превратившейся в итоге в полномасштабный военный конфликт между несколькими государствами, и издание Daily Telegraph собрало свидетельства, якобы от представителей народа и российской "общественности", которые как один рассказывают о том, как их жизнь стала более рутинной, но в то же время нестабильной и полной опасностей.
Однако их жизнь – это еще не значит жизнь целого народа.
Вот, к примеру, некая медсестра, проживающая в Москве, рассказала упомянутому изданию, что у нее раньше были определенные планы и цели, однако теперь же ее единственная задача – уехать из России, или, по крайней мере, если не удастся выехать самой, то отправить куда-то за границу свою дочь, так как "произошедшее в стране сломало всю жизнь".
Также она рассказывает о том, что в этом году она получила распоряжение о необходимости прохождения курсов оказания первой помощи "на поле боя". И хотя пока ее еще не отправили на передовую, ее очень тревожат и пугают "подобные перспективы". Кроме того, она также рассказала о бывших преступниках, завербованных пресловутой "прокремлевской группой Вагнера", которые после службы на передовой пробираются в Москву. По ее свидетельству, даже те, кто поддерживает все, что происходит, выступают против того, чтобы по улицам свободно разгуливали бывшие "участники боевых действий", среди которых, по ее словам, есть и убийцы, и наркоторговцы, и насильники в отношении малолетних.

Антиутопия, от которой тяжело убежать

Отдельные другие "российские граждане" с удовольствием описывают споры со своими родителями относительно того, угрожает ли НАТО России или нет, и утверждают, что это "власти хотят", чтобы все верили в постоянную угрозу России со стороны западной НАТО.
Спорить с политикой в период и советской и постсоветской России по их словам, всегда было сложно, а теперь же стало попросту незаконным. Некая журналистка Мария Пономаренко из-за поста в Твиттере о систематических бомбардировках и обстрелах Мариуполя российскими военными были осуждена на шесть месяцев тюрьмы. Можно, однако, сравнить данный ей срок со сроками судимости для журналистов других стран, которые, как и она, осуждающе комментируют свои правительства, также ведущие боевые действия. Вопрос, в пользу какой страны будет тогда подобное сравнение.
Российская спецоперация поставила точку в гораздо более долгой историиЕсли конфликт на Украине затянется, США проиграют вне зависимости от его исхода, заявил обозреватель Fox News Такер Карлсон. Мировой порядок меняется, и к тому моменту, когда все закончится, Америка уже не будет занимать главенствующую позицию. Всему остальному миру это совершенно очевидно.
Несмотря на свидетельства о систематических репрессиях, некоторые россияне "до сих пор" осмеливаются протестовать против конфликта. Так, сообщалось о 54 арестованных россиянах, отметивших годовщину начала военных действий на Украине участием в антивоенной демонстрации. Вопрос, однако, в том, за что действительно задержали этих 54-х протестующих: действительно ли за протест или за хулиганство. Для многих подобных россиян протестом считается возложение цветов к памятникам жертвам сталинских репрессий или к памятнику украинскому художнику – они считают, что, таким образом они протестуют против специальной военной операции.
Многие говорят о том, что "сбежать от антиутопии" стало очень сложно: границы теперь "на замке", привычные воздушные линии перерезаны, российский паспорт стал "гораздо меньше приветствоваться", поскольку на Западе считают, что косвенно все российские граждане должны подлежать осуждению и нести ответственность за происходящее, так как не идут протестовать или протестуют против властей "в недостаточной мере". При этом, правда, нужно заметить, что и к несогласным россиянам, которым все же каким-то образом удается выехать из "полузакрытой страны", также не особенно рады на Западе: во многих из них подозревают шпиона, беглого хакера или просто "агента влияния Кремля".
Сама же Россия стала более разобщенной страной. Так, некий россиянин средних лет, который живет в центральной России и работает в строительной индустрии, говорит о том, что все сейчас "погружены в депрессию". По его словам, люди стали так разобщены, словно снова наступил 1917 год и все снова разделились "на красных и белых". Все вокруг спорят: дети — с родителями, коллеги – между собой на рабочих местах. Однако неясно, кого сейчас уместнее сопоставить с красными, а кого – с белыми, считать ли красными протестующих, а белыми конформистов, либо логичнее наоборот.
Несогласные с политикой властей говорят сейчас о том, что все "пошло не так", как было задумано (властями). Когда разрабатывались планы спецоперации, предполагалось, что это поднимет рейтинг властей, и было даже объявлено, что спецоперация ведется ради спасения Украины. В дальнейшем же, когда выяснилось, что пришлось вести полномасштабные боевые действия, стратегия была переформатирована в битву против НАТО за выживание. Кремль хочет убедить всех, что страна находится в состоянии "фактической войны" против НАТО и что только глава государства может выступить спасителем страны от завоевания. Но, как это ни парадоксально, на самой Украине, которая, как утверждает сейчас западная пресса, ведет народную войну против нападения России, тоже нет согласия в обществе относительно происходящего: там также ведутся такие же споры "патриотически" настроенных украинцев с теми, кто утверждает, что Россия, и, в частности, Путин, "делают все правильно".
Свидетели происходящего в России, подобные приведенным выше, говорят о том, что власти в России сейчас хотят заставить всех почувствовать вооруженный конфликт: по всей Москве развернуты зенитно-ракетные комплексы, по городам рассылаются карты бомбоубежищ. Есть, однако, и те, кто утверждает, что подобные сообщения о зенитках на московских улицах являются фейками, и ничего подобного нет.
В российских школах начали преподавать начальную военную подготовку: школьники "по-пионерски" салютуют национальному флагу, пенсионеры вместе с молодежью тренируются в навыках быстрого переноса носилок. Однако известно, что основы начальной военной подготовки всегда преподавались в российских школах, и в советский, и в постсоветский периоды, за исключением краткого периода 90-х годов прошлого столетия, когда считалось, согласно действовавшим тогда канонам внешней политики, что у России "в мире больше нет врагов".
Сообщается о "дорогостоящей" патриотической пропаганде по всей стране, когда за 2022 год российские регионы потратили на флаги, плакаты и брошюры патриотического содержания в 100 раз больше, чем за год, предшествующий операции. И об этом с удовольствием сообщает западная пресса: однако эту сумму также можно сопоставить с аналогичными расходами, которые имеют место, например, в США, в которых флаг развевается на здании каждой школы или детского дошкольного учреждении. И нет уверенности, что в случае подобного сравнения расходы на патриотическую пропаганду в России будут выглядеть как-то особенно впечатляюще.
Иранский опыт: россияне готовы жить в условиях санкцийРоссийский рынок покинули многие западные компании после начала спецоперации на Украине, пишет Al Araby Al Jadeed. Но сами россияне не испытывают большого пессимизма по этому поводу и не считают, что их страна превратится во второй Иран.
При всем этом изначально кто-то из россиян воспринял начавшуюся спецоперацию как некую шутку или национальную особенность, пытаясь жить обычной жизнью и не обращать внимания на информационный фон в СМИ, официозных, и так называемых "либеральных". Однако стало понятно, что все "шутки" закончились 21 сентября 2022 года, когда была объявлена частичная мобилизация. Правда, многие из западных журналистов не вполне правомерно стали утверждать, что данная мобилизация была подобна той, что проводилась в Советском Союзе в 1941 году во время нападения фашистской Германии. Конечно, масштабы той мобилизации были далеко не такими, и в ней отсутствовала формулировка "частичная".
Альтернативные СМИ сообщают о том, что с осени 2022 года в России якобы не осталось людей, у которых среди знакомых не было бы отправленных на Украину в рамках мобилизации, и что мобилизация "в той или иной степени" затронула каждую семью. При этом есть и другие свидетельства, которые сообщают о таких российских гражданах, кто признается, что впервые услышал о мобилизации только из вопроса журналиста и ни разу не был вызван в военкомат. Да и формулировка "в той или иной степени затронувшая каждую семью" мало что говорит об истинных масштабах мобилизации.
Нельзя не заметить того, что большинство недовольных, свидетельства которых приводят зарубежные издания или "подпольные" СМИ в самой России, сосредоточены исключительно в столице, Москве или околостоличном регионе. Вот и некто Владимир, который также проживает в Центральной России, говорит, что настали времена, когда "нужно быть очень осторожным": он рассказывает, что со знакомыми людьми говорит о политике президента совсем не так, как с теми, кого он не знает.
Рассуждая о том, как изменился облик России с началом специальной военной операции, наталкиваешься еще на один парадокс. Казалось бы, и экономика, и политический дискурс, и общество – все настроено на то, чтобы служить "военным усилиям" России, но при этом в Центральном округе, Москве, или в Санкт-Петербурге, втором крупном российском городе, если не считать плакатов с изображениями военных, жизнь почти не изменилась: цены в супермаркетах и промтоварных магазинах остались в основном неизменными, западные товары, в частности, те же айфоны, так же продаются в специализированных бутиках, поскольку, в обход западных санкций, они импортируются через Казахстан, рестораны и кафе так же наполнены посетителями. Но в регионах России, где, как передает вышеупомянутый Владимир, "ситуация совсем не такая", и откуда "набирают большую часть солдат", недовольных происходящим при этом гораздо меньше, чем в крупных городах.
Словом, противоречий в жизни России, безусловно, много, и официальные СМИ какого бы то ни было государства, ведущего боевые действия, никогда и не будут сообщать всей правды о происходящем. Но едва ли можно допустить, что успешные военные действия (а того, что они в целом успешны для российских военных, пожалуй, не станешь отрицать) сможет вести армия, набранная лишь из наркоманов, бывших преступников и заключенных. Да и те приметы "нового облика России", о которых говорит тот же Владимир, когда нельзя пойти в кино на любимый фильм, поехать отдыхать, "куда ты хочешь", а не туда, куда тебя "зазывают по программам туристического кэшбэка", пойти в кафе и заказывать меню, к которому ты привык, а не состоящее из "импортозамещенной" продукции – всё это само по себе еще не будет служить поводом для массового недовольства.
Обсудить
Рекомендуем