Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Влияние США в ближневосточном регионе снижается, пишет Resalat. Арабские государства поняли: администрация Байдена им лгала, обещая способствовать урегулированию палестинской проблемы. Сейчас взоры стран Персидского залива обращены совсем в другую сторону — на Китай и Россию.
Попытки сионистского режима сформировать новый региональный баланс сил потерпели крах…
Ущерб, который понес сионистский режим в Израиле в результате восстановления дипломатических отношений между Ираном и Саудовской Аравией — тема, которая широко исследуется различными региональными и международными аналитиками, конечно, не исключая и сам Израиль, с первого дня после подписания этого соглашения. Соглашение, подписанное Ираном и Саудовской Аравией о возобновлении дипломатических отношений после их разрыва семь лет назад, несомненно, является самым важным событием, которое произошло в ближневосточном регионе за последнюю неделю. Причем, это соглашение было заключено в то время, как мы наблюдаем за прочими значительными изменениями регионального и геополитического масштаба, начиная от полного провала деструктивного проекта Америки в Сирии и унизительного вывода войск США из Афганистана, и до достигшего своего апогея и перешедшего в военную фазу украинского кризиса. При всем этом влияние Вашингтона в ближневосточном регионе неуклонно снижается и, напротив, усиливается присутствие Китая и России в Западной Азии, как и на всем Ближнем Востоке.
Крах региональной стратегии США
Влияние США, тем не менее, продолжает неуклонно падать и на общестратегическом уровне, поскольку в настоящий момент им приходится значительно большее внимание обращать на Восточную Азию, причем не только в экономической области, но также в политическом и военном аспектах; в регионе, где в качестве крупнейшего конкурента Америки в мире уже давно присутствует Китай. Причем озабоченность Вашингтона проблемами Восточной Азии еще более усиливается на фоне тайваньского кризиса – настолько, что даже появляются сценарии военного противостояния между Пекином и Вашингтоном как ближайшим союзником "островного Китая". При этом, согласно недавнему развернутому сообщению информагентства Tasnim, российско-украинский кризис является одним из наиболее заметных событий последнего этапа изменений баланса сил на карте мира и представляет собой, пожалуй, наибольший вызов для гегемонии в мире США. Проблема Украины и, самое главное, последствия кризиса на востоке Европы, уже заставили многие страны пересмотреть свою внешнюю политику, и по этой причине даже некоторые из партнеров Вашингтона задумались о диверсификации своих союзов и об усилении сближения с соперниками Америки.
Стратегии шейхов региона Персидского Залива по "отмежеванию" от Соединенных Штатов
Прежде всего, среди тех стран, кто задумался о постепенном отказе от ориентации в своей внешней политике на Вашингтон, можно было бы назвать страны Персидского залива во главе с Саудовской Аравией. Их отношения с американской демократической администрацией во главе с Джо Байденом с 2020 года и так уже характеризуются значительной напряженностью. Эта напряженность началась в основном еще из-за различных демаршей правительства Байдена по повестке нарушений прав человека в Саудовской Аравии, включая расследование убийства в 2018 году оппозиционного саудовского журналиста Джамаля Хашкаджи, а затем достигла своей кульминации в связи с отказом Эр-Рияда увеличить добычу нефти, что, по плану Вашингтона, должно было бы смягчить энергетический кризис, возникший в Америке и Европе на фоне событий на Украине. Несмотря на то, что о полном разрыве отношений между Америкой и Саудовской Аравией говорить едва ли возможно, по крайней мере, в ближайшем будущем, беспрецедентные события, безусловно, повлиявшие на характер взаимодействия обеих сторон в последнее время, заставили Саудовскую Аравию, как и другие страны Персидского Залива, перестать считать Америку своим безусловным и наиближайшим союзником на всех уровнях.В связи с этим Мохаммед бин Салман, молодой саудовский наследный принц, который в ближайшем будущем займет трон, уже задумался о формировании новых региональных и международных альянсов, при сохранении пока союза с Соединенными Штатами. Но уже достаточно определенно можно утверждать, что, в отличие от даже недавнего прошлого, Америка больше не является единственным вариантом формирования близких союзнических отношений для Саудовской Аравии.
Саудовская Аравия и Сирия готовятся возобновить отношения при посредничестве РоссииСтраны Ближнего Востока оставили Америку в стороне от важных политических сделок, пишет WSJ. Недавно Саудовская Аравия и Иран при посредничестве Китая заявили о возобновлении отношений. Теперь наметилось сближение Сирии и Саудовской Аравии, не последнюю роль в котором сыграла Россия.
24.03.202300
Сближение монархов-саудитов с Китаем и Россией
Первой из наиболее важных стран, с которой Саудовская Аравия хочет укрепить сотрудничество и начать серьезное сближение в новую геополитическую эпоху, несомненно, является Китай. Федерация торговых палат Саудовской Аравии недавно сообщила, что объем торговли между королевством и Китаем за период с 2017 по 2021 год составил 1,2 триллионов долларов, что свидетельствует о значительно возросшем уровне инвестиционного и экономического сотрудничества между двумя странами. Как видно, недавняя пандемия COVID-19 этому также не особенно воспрепятствовала. Но есть и другая чрезвычайно важная в новом миропорядке страна, с которой Саудовская Аравия стремится не только расширить сотрудничество, но и даже начать союзнические отношения — это Россия, страна, которая в настоящее время считается уже не просто потенциальным противником, но одним из самых больших врагов Соединенных Штатов.
Уже давно ушли в прошлое времена СССР, когда взаимодействие Москвы и Эр-Рияда ограничивалось лишь формальным поддержанием дипломатических отношений, притом, что Эр-Рияд категорически осуждал многие внешнеполитические инициативы Советского Союза, в частности, вмешательство Москвы во внутриполитическое противостояние в Афганистане. Москва и Эр-Рияд уже не раз обменивались визитами на самом высоком уровне, неоднократно обсуждая возможность взаимодействия в сфере инвестиций и военно-технической области. В настоящее же время позиция Саудовской Аравии в международных делах "в пользу Москвы" заключается в отрицательном ответе на просьбу президента США Байдена увеличить добычу нефти. При этом саудовцы заявили, что будут придерживаться своих обязательств по ОПЕК и ОПЕК+ перед Россией. Ответ прозвучал настолько твердо, что Вашингтон не решился пригрозить Эр-Рияду вторичными санкциями, к которым он обычно прибегает, если та или иная страна пытается сохранять взаимодействие с Москвой на "нежелательном" для США уровне.
Израиль – самая большая жертва изменившейся международной и региональной повестки
Уже отмечалось, что после достигнутых договоренностей между Тегераном и Эр-Риядом о возобновлении отношений положение Израиля в регионе неизбежно будет ухудшаться. Однако есть еще одна страна, из-за которой привычная схема сложившихся в регионе союзов начинает нарушаться – это Государство Израиль. В частности, напряженность в отношениях между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией из-за Израиля оказывает негативное влияние на сионистский режим в Тель-Авиве несколькими способами.Прежде всего, очевидно, что новая внешняя политика Саудовской Аравии в отношении Соединенных Штатов больше уже не служит стратегии израильского режима. Не служит хотя бы потому, что на новом этапе Америка не в состоянии полностью заставить Саудовскую Аравию принимать такие решения, как поддержание позитивных отношений с Тель-Авивом. Ранее это удавалось сделать, пока Вашингтон демонстрировал (правда, только на словах) готовность содействовать разрешению палестинской проблемы (значительно осложняющей, как известно, отношения США и всего арабского региона) и в период, когда резко обострились отношения Саудовской Аравии и Ирана, однако сейчас это уже не так. Еще в недавнем прошлом характер регионального взаимодействия был таков, что Израиль мог выступать чем-то вроде "обязательных ворот" для всех арабских стран, которые хотели улучшить свои отношения с Соединенными Штатами. Иными словами, любая страна в регионе, которая хотела чем-то угодить Америке и укрепить отношения с ней, должна была сначала предпринять усилия, чтобы послужить интересам израильского режима в регионе, причем нормализация отношений с этим режимом в обязательном порядке возводилась "во главу угла". Этот фактор приводил к заключению соглашений о нормализации отношений между арабскими странами и оккупационным режимом Израиля, причем нередко вопреки желаниям самих арабских стран. Но наиболее глобальная цель Тель-Авива и Вашингтона в проекте этой "региональной нормализации" заключалась сначала в том, чтобы привести к этим "примирительным" соглашениям Саудовскую Аравию, а затем — чтобы и другие арабские страны последовали бы за Эр-Риядом и вступили в процесс примирения с Тель-Авивом относительно палестинской проблемы. Но до сих пор, как известно, подобного не произошло.
Израиль стремится доминировать на Ближнем ВостокеИзраиль стремится стать региональным лидером подобно тому, как США добились мировой гегемонии, пишет Al-Ayyam. Но для этого ему нужно переманить на свою сторону Саудовскую Аравию. Однако Пекин, примирив Тегеран и Эр-Рияд, помешал планам Тель-Авива, что сильно напугало его и Вашингтон.
16.03.202300
Перспективы союза Тель-Авив – Эр-Рияд теперь под большим вопросом
Однако сейчас подобные проекты находятся, в лучшем случае, под вопросом. Прежде всего, многие арабские страны увидели, что администрация Белого дома попросту лгала, обещая способствовать урегулированию палестинской проблемы. Сейчас же, после восстановления отношений между Саудовской Аравией и Ираном, некоторые прогнозируют, что обсуждение дальнейшей нормализации между Эр-Риядом и Тель-Авивом будет отложено, по крайней мере, на текущем этапе, и на неопределенный срок — проблема, которая дает надежду сторонникам разрешения палестинской проблемы. Исходя из этого, многие наблюдатели полагают, что теперь Саудовская Аравия намного меньше нуждается в США, и даже если она захочет двигаться к дальнейшей нормализации отношений с Израилем, подобные действия не будут иметь безоговорочный характер, и у нее самой (Саудовской Аравии) будут требования к США, чтобы подобное взаимодействие (с Тель-Авивом) имело бы прогресс. Согласно этой точке зрения, одним из условий, которое Саудовская Аравия может выдвинуть Америке, является приобретение ядерных технологий — условие, которое сионистский режим принять никак не сможет, поскольку посчитает его нарушением баланса сил в регионе и новой угрозой для своей внутренней безопасности.
С другой стороны, наблюдающееся в настоящее время сближение Саудовской Аравии с Китаем позволило КНР значительно усилить свое присутствие на Ближнем Востоке. Это произошло вразрез с планами режима в Тель-Авиве, поскольку последний надеялся, что Пекин войдет в регион, начав взаимодействие именно с Израилем. Однако китайцы пришли в Западную Азию "через ворота" Ирана, а затем и Аравии. То есть Израилю придется смириться с тем, что китайская стратегия "Один пояс – один путь" предполагает вовсе не ту траекторию, на которую надеялись в Тель-Авиве.