Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Разрыв отношений России и Запада отразился и на ситуации в Арктике, пишет "Хуаньцю шибао". Москва осознала, что традиционные механизмы сотрудничества в регионе, где преобладают члены НАТО, бесполезны. Она решила сместить фокус, и это открыло перед ней новые перспективы.
По сообщениям российских СМИ, правительство страны пересмотрело свою позицию по международному сотрудничеству в Заполярье и исключило из "Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года" упоминания о двух региональных механизмах — это Арктический совет и Совет Баренцева/Евроарктического региона. По имеющимся данным, Владимир Путин новым указом внес в этот базовый документ ряд серьезных поправок. Теперь укрепление международного экономического, технологического, культурного и приграничного сотрудничества в Заполярье должно "учитывать национальные интересы Российской Федерации". Предполагается, что Россия больше не намерена поддерживать прежние формы арктического сотрудничества и готова развивать отношения с заинтересованными крупными державами за пределами региона.
Этот основополагающий документ представляет собой правительственный акт, одобренный Путиным в марте 2020 года. Он определяет арктическую политику России на следующее десятилетие или даже больше. Из содержания видно, что уже в 2020-м году Москва не слишком оптимистично рассматривала ситуацию в Северном Ледовитом океане. После Крымского кризиса в 2014 году США и Европа начали накладывать на Россию различные санкции, геополитические и даже военные игры между РФ и НАТО в Арктике усилились. Но в то время отношения между двумя сторонами не были полностью разорваны. Более того, в дипломатических и академических кругах России и Запада существовал некий консенсус, касающийся "арктической исключительности". Когда я был на Аляске в 2014 году, то слышал от многих американских ученых высказывания о том, что "черное — это черное, а белое — это белое". Оно означает, что Крымский кризис (в Черноморском регионе) не должен кардинально менять механизм многостороннего сотрудничества в Заполярье — на другой стороне континента. Став председателем Арктического совета на ротационной основе в мае 2021 года, Россия надеялась использовать этот механизм, чтобы стать ведущей силой заполярного сотрудничества, и даже планировала провести Арктический саммит, чтобы скорректировать свою дипломатическую ситуацию и улучшить отношения с Западом.
Однако вспыхнувший в прошлом году украинский конфликт коренным образом изменил эти планы, а отношения России с США и Европой рухнули на историческое дно. Запад ввел против Москвы десять раундов жестких санкций, и двустороннее сотрудничество во многих областях практически заморозилось. В сфере арктического взаимодействия Вашингтон и ЕС также выбрали политику отказа от сотрудничества с Москвой, чередуя председательство в Арктическом совете.
Арктический совет является наиболее представительным и важным из существующих механизмов международного сотрудничества по Заполярью. Это механизм консультаций и диалога, созданный Россией, США, Канадой, Норвегией, Швецией, Финляндией, Данией и Исландией после окончания холодной войны. Поскольку важность северных вопросов продолжает расти, некоторые страны за пределами этого региона постепенно получают статус наблюдателей Совета. После начала путинской спецоперации на Украине Швеция и Финляндия подали заявки на вступление в НАТО. Как только они завершат этот процесс, в Арктическом совете окажутся семь стран Североатлантического альянса, настроенных против одной России. Москва, очевидно, полагает, что подобная обстановка не позволит ей играть свою роль. Аналогичная ситуация с Советом Баренцева/Евроарктического региона: если Швеция и Финляндия присоединятся к НАТО, между Россией и рядом стран альянса неизбежно начнется конфронтация. В итоге Москва пришла к следующей мысли: эти механизмы бесполезны для укрепления сотрудничества в Заполярье.
Очевидно, что затянувшийся более чем на год конфликт на Украине напрямую повлиял на международное сотрудничество в Арктике. На этом фоне северная политика России может претерпеть существенные изменения и начать движение в другом направлении.
В последние годы Россия неоднократно выпускала документы о государственной политике по Арктике, придавая ей все большее значения для будущего социально-экономического развития страны. В дополнение к различным политическим актам в июле 2022 года Кремль обнародовал обновленную "Морскую доктрину Российской Федерации". На 22 страницах (из 55) этого стратегического документа упоминается Арктика. Николай Корчунов, посол по особым поручениям МИД и старшее должностное лицо Арктического совета от РФ, сказал, что "на долю Арктики приходится 11% ВВП России и около 20% ее экспорта". Этот регион стал одним из важнейших направлений национальной стратегии развития и морской стратегии страны. После рекордного ухудшения отношений с Западом в МИД России заявили, что теперь Москва будет "уделять больше внимания государствам, находящимся за пределами арктического региона, и укреплять с ними взаимное сотрудничество".
Из-за вооруженного конфликта на Украине российский Северный морской путь поворачивает на востокСанкции Запада открыли для России новые энергетические перспективы, пишет The Diplomat. На смену европейским партнерам пришли азиатские. Они придали импульс развитию уникальной артерии — Северного морского пути, который поможет Путину достичь грандиозной цели.
18.12.202200
Помимо восьми официальных государств-членов Арктического совета, существует много стран-наблюдателей, включая Китай, Индию, Японию, Южную Корею, Сингапур. Китай и Индия заняли нейтральную позицию по украинскому вопросу, сохранив при этом традиционные торгово-экономические связи с Россией. Токио, Сеул и Сингапур придерживаются той же позиции, что США и Европа, но ведут несколько иную политику. В области арктического сотрудничества в центре внимания всех сторон всегда были энергетика и прокладка водных путей. Именно этими двумя сферами азиатские страны интересуются сильнее всего. Большинство из них являются важными экономиками мира или импортерами энергии, кто-то даже поставляет ее в крупных масштабах. Более того, открытие морских путей в Заполярье откроет новые возможности для внешней торговли между этими странами и Европой и Америкой.
После начала конфликта на Украине значительная часть российской сырой нефти и природного газа в азиатские страны стала экспортироваться по Арктическому водному пути. Развитие энергетики в российском Заполярье — важное направление будущего экономического развития страны. Так, газовое месторождение Ямал стало одной из основных баз добычи голубого топлива в стране. Хотя Европа, традиционный энергетический партнер России, фактически разорвала с ней связи в области поставок энергоносителей, Москва полагает, что спрос со стороны восточных стран может в значительной степени компенсировать объемы энергоресурсов, изначально предназначенных для ЕС. С открытием и прокладкой Арктического водного пути интересы многих стран АТР будут более тесно связаны с этим маршрутом. Именно благодаря ему Кремль считает, что сможет найти достаточное количество "восточных партнеров", — особенно если сможет привлечь Индию, поддерживающую отношения и с Вашингтоном, и с ЕС, и с Москвой, а также Китай, обладающий мощными возможностями инфраструктурного строительства. Да и сама Москва все чаще рассматривается азиатскими государствами как важный партнер в Арктике.
Международное сотрудничество в Заполярье уже пострадало из-за катастрофического влияния украинского конфликта, и его дальнейшее развитие во многом связано с исходом этого кризиса. Но общая тенденция показывает, что в вопросе арктического взаимодействия Россия будет все больше склоняться к Востоку.
Автор: Чжан Яо (张耀) — директор Центра океанических и полярных исследований Шанхайской академии международных исследований