Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Европе удалось восполнить дефицит нефти, возникший из-за санкций против Москвы, поставками из Азии, пишет Nihon Keizai. Однако многие подозревают, что на самом деле ЕС продолжает покупать российское черное золото — иначе у его новых партнеров попросту не хватило бы энергоресурсов.
Проблемы с поставками решены, появляются подозрения в обходе импорта
Фьючерсные цены на дизельное топливо в Европе упали и сейчас составляют половину от максимума, достигнутого в марте 2022 года. Это объясняется рассеиванием опасений по поводу нехватки предложения — их вызвало эмбарго на поставки российской нефти, на которую приходилась половина европейского импорта дизельного топлива. ЕС восполнил недостаток за счет импорта из Азии и Ближнего Востока.
Индия и Китай закупают черное золото из России по низким ценам. Не исключено, что европейские страны получают дизельное топливо, переработанное в этих странах. Некоторые отмечают, что тут возможен обходной импорт российской продукции.
24 марта европейские фьючерсы на дизельное топливо на американской Межконтинентальной бирже (ICE) временно упали до 749 долларов за тонну, что на 55% ниже рекорда, достигнутого в марте 2022 года. Это минимальный уровень за почти один год и два месяца. Дизельное топливо в Европе значительно подешевело: фьючерсы на североморскую нефть марки Brent, европейский эталон нефти, за тот же период снизились на 45%, а фьючерсы на бензин в США — на 33%.
Причина этого — исчезновение проблем с поставками, возникших после введения Европейским союзом эмбарго на российские нефтепродукты в феврале. До запрета их доля в европейском импорте достигала 50%.
Сейчас дефицит компенсируется за счет наращивания поставок из Азии и Ближнего Востока. По данным Refinitive, в феврале общий импорт из Азии в Северо-Западную Европу вырос почти в восемь раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом доля увеличилась до 36%. Поставки из стран Ближнего Востока за тот же период поднялись более чем в пять раз, а их доля повысилась до 40%. Этот же показатель по России снизился до 4%.
Российская нефть нашла "широко открытый" черный ход в ЕвропуНесмотря на все заявления чиновников ЕС об отказе от российской нефти, значительные её объемы поступают в Европу через посредников, пишет Politico. Трейдеры используют различные законные лазейки, которые помогают вести бизнес в обычном режиме.
23.03.202300
Азия и Ближний Восток расширяют свои мощности по переработке сырой нефти. По прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), в 2023 году в Китае и на Ближнем Востоке будет перерабатываться на 7% больше нефти, чем в 2022 году. В то время как перерабатывающие мощности в Европе сокращаются, — поскольку инвестиции в НПЗ снижаются из-за тенденции к декарбонизации — возможности Азии и Ближнего Востока растут.
Однако некоторые эксперты отмечают, что, возможно, Азия и другие государства импортируют и перерабатывают российскую сырую нефть, которая стала дешевле из-за санкций, и реэкспортируют ее в Европу. Многие считают, что увеличить объемы экспорта в несколько раз за короткий период времени только за счет развития перерабатывающих мощностей, достаточно тяжело.
По данным МЭА, Индия, которая значительно нарастила экспорт в Европу, в феврале расширила импорт нефти и нефтепродуктов из России на 90% по сравнению со средним показателем за 2022 год. В феврале Китай также расширил закупки российской нефти и нефтепродуктов на 20%.
Европа в сотрудничестве с "Большой семеркой" ввела запрет на покупку у третьих стран российских нефтепродуктов — таких как дизельное топливо — по цене более 100 долларов за баррель, а сырой нефти — более 60 долларов за баррель, но с поставками по стоимости ниже установленных лимитов нет никаких проблем.
Представитель Японской корпорации по энергетике, металлам и минералам (JOGMEC) Такаюки Ногами (Takayuki Nogami) отмечает: "Вполне возможно, что третьи страны покупают дешевую сырую нефть в России, перерабатывают ее и перенаправляют в Европу, получая хорошую прибыль".
По данным МЭА, доходы России от экспорта нефти и нефтепродуктов в феврале упали почти на 40% по сравнению со средним показателем за 2022 год. <...>
Согласно статистике британской BP, на дизельное топливо приходится 50% спроса на нефтепродукты в ЕС. В основном оно используется в автомобильной промышленности и других сферах. Низкие цены на дизель также могут стать фактором снижения инфляционного давления в Европе.