Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Господство доллара как мировой резервной валюты пошатнулось, отмечает обозреватель SMH. По его мнению, через несколько десятилетий мировая торговля станет более многополярной: различные блоки будут развивать коммерческую деятельность в своих собственных валютах.
Когда США стали использовать доллар как оружие по введению беспрецедентных экономических санкций против России после начала СВО, стало ясно, что другие страны, в особенности Китай, попытаются снизить собственную уязвимость перед подобными ограничениями.
Недавняя серия соглашений, заключенных Пекином, о прямом использовании юаня в торговых сделках, а также аналогичные усилия менее развитых стран по замене доллара на другие деньги в транзакциях, усилили дискуссии о конце гегемонии доллара.
После начала боевых действий на Украине Запад заморозил примерно половину российских валютных резервов в размере 640 миллиардов долларов. Это привело к значительному росту торговли между Россией и Китаем: около двух третей сделок страны проводят в собственных валютах. В настоящее время юань является наиболее торгуемой валютой в России, которая также владеет примерно третью мировых валютных запасов в юанях.
Китай заключил сделку с Саудовской Аравией по закупке нефти в юанях — впервые за почти полвека саудовцы готовы обменять ее на что-либо, кроме доллара. Пекин стремится достигнуть аналогичных соглашений с другими ближневосточными производителями нефти.
На прошлой неделе Китайская национальная офшорная нефтяная корпорация (CNOOC) и французская TotalEnergies заключили первое соглашение на поставку СПГ с расчетами в юанях.
Также на прошлой неделе Пекин и Бразилия объявили, что будут использовать свои собственные валюты для торговых расчетов, и что Бразилия подключится к создаваемой Китаем международной платежной системе — альтернативе SWIFT, в которой доминируют США.
Индия старается заключать больше прямых сделок, чтобы уменьшить свою зависимость от доллара. А в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии страны также пытаются обойти использование американской валюты, заключая больше соглашений при помощи собственных денег.
Уже даже ведутся разговоры о создании резервной валюты "БРИКС" (Бразилия, Россия, Китай и Индия), возможно, обеспеченной сырьевой корзиной.
Внезапный всплеск интереса к извечной теме — ослабление статуса доллара как мировой резервной валюты и его глобальной гегемонии, а также центральной роли Китая в большинстве происходящих процессов дедолларизации — привел некоторых к мысли, что конец послевоенного господства американской валюты уже близок.
Хотя вполне вероятно, что, как это происходило с начала века, преобладание доллара в мировой торговле и финансовых операциях будет продолжать ослабевать, маловероятно, что конец его господства наступит в ближайшее время.
Это доминирование построено на ряде важнейших основ, которых нет ни у одной другой экономики. США имеют большой торговый дефицит и поэтому создают больше долларов, чем требуется их внутренней экономике. У них очень глубокие и ликвидные рынки для поглощения сбережений стран с большим торговым профицитом, доллар свободно плавает с очень ограниченным контролем капитала, и у них есть правовая система, которой в целом доверяет весь остальной мир.
Хотя Китай рассматривается как главная угроза продолжающемуся господству доллара, у него нет ничего из перечисленного, и он вряд ли изменит свою экономическую модель, чтобы иметь большой дефицит торгового баланса для поглощения сбережений остального мира. Маловероятно, что он полностью снимет ограничения в своих финансовых рынках или откажется от политики управляемого обменного курса или контроля за движением капитала, или создаст прозрачную и надежную судебную систему.
Возможно, именно поэтому, несмотря на то что доля доллара в мировых валютных резервах снизилась с 72% на рубеже веков до 59%, на юань приходится чуть менее 3% этих резервов.
Только около 2% мировой торговли осуществляется в юанях против более чем 40% в долларах. Он доминирует в глобальных денежных операциях с долей почти 90%, и около двух третей всего мирового выпуска ценных бумаг осуществляется в американской валюте.
Реальность такова, что не существует обычной альтернативы доллару в качестве мировой резервной валюты. И хотя у Китая могут быть амбиции ослабить это господство, невозможно представить, чтобы Коммунистическая партия отказалась от жесткого контроля над своей финансовой системой, экономикой и даже обществом, что стало бы ценой реальной попытки захватить этот статус.
Европа (около 20% валютных резервов), возможно, когда-то имела амбиции в отношении евро, но разрозненность и порой разобщенность отдельных экономик и характер торговой политики — исторически Европейский союз имеет значительный торговый профицит — работают против нее.
Удар по доллару, но настоящий обвал в рубле — несмотря на рост цен на нефтьЦены на нефть продолжают расти после рекордного скачка за год из-за сокращения добычи черного золота, о продолжении которого объявили страны ОПЕК+, сообщает Dir.bg. Их решение застало Запад врасплох, и оно может усложнить борьбу Америки с высокой инфляцией.
04.04.202300
Вопрос торговли имеет основополагающее значение. Хотя доминирование доллара приносит пользу финансовому сектору США и позволяет его правительству (и Америке в целом) брать кредиты дешевле, чем они могли бы сделать в противном случае, — оно делает коммерческие американские предприятия менее конкурентоспособными и уничтожает традиционные рабочие места, поскольку они перемещаются в развивающиеся экономики, такие как Китай и Индия.
Поэтому статус резервной валюты является одновременно "чрезмерной привилегией" и все более непомерным бременем, поскольку постоянный большой дефицит торгового баланса — а Америка, вероятно, является единственной экономикой и финансовой системой, которая может поглотить такую большую долю мирового торгового профицита — означает увеличение торгового и бюджетного дефицита и долга, а также вымывание большей части менее сложных элементов промышленной базы страны.
Можно предположить, что через несколько десятилетий мировая торговля будет иметь более многополярный вид, поскольку различные блоки будут развивать коммерческую деятельность в своих собственных валютах. Также возможно появление региональных или международных цифровых валют, обеспеченных золотом и другими активами с низкой волатильностью.
Однако трудно представить себе появление чего-либо, что отвечало бы всем необходимым условиям, чтобы либо вытеснить доллар в качестве мировой резервной валюты, либо стать реальной альтернативой. Если это произойдет, то потребуется кардинальная, болезненная и, вероятно, весьма разрушительная реконструкция мировой экономики и торговли.