Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор статьи в Project Syndicate, анализируя демографические проблемы Китая, подвергает сомнению официальную статистику. Он утверждает, что предотвратить демографический коллапс в стране уже невозможно, и заявляет, что для улучшения перспектив китайской экономики необходимо начать повышать пенсионный возраст.
Мэдисон (Висконсин) — На недавней пресс-конференции новый премьер-министр Китая Ли Цян заявил, что демографические дивиденды страны никуда не исчезли, несмотря на снижение численности населения. Это заявление он подтвердил цифрами, которые звучат впечатляюще: в Китае почти 900 миллионов человек трудоспособного возраста при общей численности населения 1,4 миллиарда человек, при этом каждый год в состав рабочей силы вливаются 15 миллионов. Однако стоит ли нам верить этим цифрам?
Внимательный анализ китайской демографической статистики позволяет обнаружить явные и достаточно частые противоречия. Например, по данным Государственного статистического управления Китая (ГСУ), в период с 1991 по 2016 годы было зарегистрировано 474 миллиона новорожденных, что примерно соответствует количеству первоклассников, зарегистрированных министерством образования в период с 1997 по 2022 годы — 478 миллионов. По итогам 2000 года ГСУ отчиталось о 17,7 миллионах новорожденных; эта цифра вполне соответствует 17,5 миллионах первоклассников в 2006 году. Однако перепись 2000 года показала, что в стране лишь 13,8 миллионов детей в возрасте младше одного года, а в 2014 году было зарегистрировано 14,3 миллионов девятиклассников, то есть валовый уровень охвата школьным обучением составил 104%.
Есть несколько причин, из-за которых китайская демографическая статистика оказывается ненадёжной. Начать с того, что у местных органов власти в Китае имеются сильные стимулы завышать численность населения. Увеличение числа жителей означает увеличение бюджетных трансфертов от центрального правительства, в том числе на такие приоритетные цели, как образование, выплата пенсий, меры борьбы с бедностью. Домохозяйства тоже заинтересованы заявлять о проживании в них как можно большего количества людей, чтобы получать больше пособий и льгот от местных властей.
Ещё один мотив для завышения цифр рождаемости — политические соображения. Например, для демонстрации успехов в переходе от политики "один ребёнок в семье" к политике "два ребёнка в семье" (это выгодно для карьеры соответствующих чиновников) Государственный комитет по делам здравоохранения и планового деторождения объявил о 18,85 миллионах новорожденных в 2016 году, то есть о росте на 27% относительно предыдущего года. В провинциях Шаньдун и Чжэцзян отчитались о ещё более сильном росте — 56% и 75% соответственно. Аналогичные цифры были опубликованы Государственным статистическим управлением и даже в докладе ООН "Перспективы мирового населения".
Демография подталкивает Китай, Индию и Россию к тройственному союзуДважды за год США загоняли Китай, Индию и Россию в один и тот же стратегический угол – своим поспешным и позорным выходом из Афганистана и неспособностью разрядить украинский кризис, пишет Asia Times. Помимо этого, у стран есть другие общие интересы, включая демографические.
27.04.202200
Однако правило "два ребёнка в семье" было введено в январе 2016 года, а это означает, что любой "бэби-бум", который мог быть спровоцирован этим решением, невозможно было бы увидеть ранее четвёртого квартала. Как же мог случиться столь огромный всплеск рождаемости в 2016 году?
Самое простое объяснение — его не было. Количество прививок БЦЖ, которые делаются в обязательном порядке всем новорожденным, почти не увеличилось в 2016 году. Кроме того, в 2022 году было всего 17 миллионов первоклассников — меньше, чем в 2006 году (см. выше), а это означает, что реальное количество новорожденных в 2016 году могло равняться всего лишь 13 миллионам. Количество первоклассников в 2022 году не резко выросло, как можно было бы ожидать, а снизилось по сравнению с предыдущим годом — на 5% в целом по стране и в провинции Шаньдун и на 1% в провинции Чжэцзян.
Более тридцати лет китайские чиновники и демографы занимались приписками, поэтому они настолько запутали демографическую статистику, что никто (даже высшие чиновники, подобные Ли Цяну) не знает реальных цифр. Но зато очевидно, что реальные цифры далеко не так благоприятны, как утверждает Ли.
Даже если технически рабочую силу Китая могут, как утверждает Ли, пополнять более 15 миллионов человек ежегодно, надо учитывать, что примерно три миллиона из них "работают" только на бумаге, но что ещё важнее, примерно 22 миллиона работников каждый год выходят на пенсию. Средний возраст рабочих-мигрантов увеличился с 34 лет в 2008 году до 42 лет в 2021 году, а размеры трудоспособного населения страны (в возрасте 16-59 лет), благодаря которому совершилось китайское экономическое чудо, начали сокращаться ещё в 2012 году. Это сокращение совпало со значительным замедлением темпов роста ВВП — с 9,6% в 2011 году до 4,4% в 2020-2022 годах.
Хотя старение населения, возможно, не напрямую становится причиной экономической рецессии, повышение индекса старения (количество людей в возрасте старше 59 лет на 100 человек моложе 15 лет) демонстрирует сильную отрицательную корреляцию с темпами роста ВВП, равно как и повышение медианного возраста населения, а также доли людей старше 59 лет. Между тем рост доли детей в возрасте 14 лет и меньше в общем составе населения демонстрирует положительную корреляцию с темпами роста ВВП.
Эту динамику уже можно наблюдать в китайских регионах. Благодаря сравнительно более молодому населению, экономика южных и западных провинций Китая продолжает расти. Тем времен в северо-восточных провинциях Хэйлунцзян, Ляонин и Цзилинь показатели рождаемости начали снижаться на десять лет раньше, чем в остальной стране, и мотор экономики там заглох. Правительство Китая утверждает, что годовые темпы роста экономики на северо-востоке Китая составляли 5% в 2013-2019 годах и 3% в 2020-2022 годах, однако, согласно данным четвёртой государственной экономической переписи, размеры ВВП этого региона в 2019 году были такими же, как и в 2012 году.
Китай вымираетВ прошлом году население Китая впервые за 60 лет сократилось — это произошло на девять лет раньше, чем предполагало правительство, пишет Project Syndicate. Автор статьи проанализировал нынешние демографические тенденции страны и пришел к выводу, что к середине века ей грозит гуманитарная катастрофа.
15.02.202300
Как пекарь не может выпечь хлеб без достаточного количества муки, так и Ли Цян не сможет обеспечить темпы роста экономики без достаточного количества работников. Из-за одного только старения населения темпы роста ВВП могут снизиться до 3% к 2028 году, и в этих расчётах не учитываются другие "серые носороги" китайской экономики, с которыми Ли, скорее всего, встретится, находясь на своём посту. Среди них конец пузыря на рынке жилья, а также кризис с долгами местных органов власти. Повышение качества "муки" ничего этого не изменит, несмотря на надежды Ли Цяна, который на пресс- конференции заявил, что, благодаря повышению уровня образования населения, Китай сумеет получить значительные "дивиденды в виде талантливых кадров".
Как показывает опыт Японии, попытки компенсировать сокращение рабочей силы повышением уровня образования населения могут вернуться бумерангом. В Японии уровень охвата высшим образованием резко вырос (в два с лишним раза с 1992 года), но при этом сократилось количество молодёжи, желающей работать на промышленном производстве. В период с 1992 по 2021 годы количество промышленных рабочих в Японии сократилось на 35%, то есть вдвое сильнее, чем сократились размеры трудоспособного населения (17%). Это привело к резкому снижению доли Японии в мировом экспорте промышленных товаров — с 12% до 4%. А число японских компаний в списке "Fortune 500" уменьшилось со 149 в 1995 году до 47 в 2022 году.
Избыточный акцент на высшее образование в Китае может привести к тому, что крупные инфраструктурные проекты, например, в рамках инициативы "Пояс и путь" (BRI), превратятся в чёрную дыру, поглощающую ослабевшую промышленную базу страны. Кроме того, такой акцент может также усугубить демографические проблемы Китая из-за сокращения рождаемости.
Для улучшения экономических перспектив Китая Ли Цян должен повысить пенсионный возраст. Да, аналогичные меры в Великобритании в 2011 году и во Франции в наши дни спровоцировали массовые протесты, но лучше начать постепенную реформу сейчас, чем откладывать её до того момента, когда придётся повышать пенсионный возраст резко и радикально.
Реальная задача для Ли — увеличение числа новорождённых и предотвращение демографического коллапса. К сожалению, сделать это практически невозможно.
И Фусянь— старший научный сотрудник Университета Висконсин-Мэдисон в области акушерства и гинекологии, автор книги "Большая страна с пустым гнездом" (China Development Press, 2013).