Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Во Франции новости о повышении пенсионного возраста привели к протестам и массовым забастовкам, пишет "Европейська правда". Точка в принятии скандальной реформы еще не поставлена, но популярность Макрона упала до самого низкого уровня со времен акций "желтых жилетов".
Король Великобритании Чарльз III хотел сделать символический шаг – свой первый государственный визит осуществить именно во Францию. Впрочем, символизма не получилось. Визит, который должен был начаться двадцать шестого марта, отменили из-за масштабных протестов.
Это решение не стало неожиданным – французские депутаты уже призвали президента Эммануэля Макрона попросить о переносе даты визита. Несмотря на это, такой шаг Парижа стал демонстрацией того, что ситуация в стране действительно очень непростая. Протесты против пенсионной реформы начались в январе – и не думают завершаться.
В первые дни протестов на улицы по всей стране выходило более миллиона митингующих (по данным профсоюзов, рекордным по численности стало 31 января, когда на улицы вышли 2,8 миллиона противников пенсионной реформы).
И хотя со временем масштабы протестов начали снижаться, принятие пенсионной реформы (а особенно – способ ее принятия) дал протестам "второе дыхание". И это неудивительно – социологи свидетельствуют, что против пенсионной реформы выступают более чем семьдесят процентов французов.
Одновременно по стране проходят массовые забастовки: в ряде городов, включая столицу, остановился общественный транспорт; бастуют учителя, работники железной дороги и авиасектора; заблокирован вывоз мусора. А по соображениям безопасности были вынуждены закрыть для посещения ряд музеев и туристических достопримечательностей (в частности, Эйфелеву башню и Версальский дворец).
Зачем президент Макрон пошел на принятие такого непопулярного решения? И какие у него шансы одержать победу в этом противостоянии?
Пенсионная проблема Франции
"Эта реформа, она действительно нужна. Мне это не доставляет удовольствия, я бы не хотел ее проводить, но я взял на себя обязательство это сделать... Мне не надо переизбираться. Если сегодня придется мириться с непопулярностью, я с ней смирюсь. Между краткосрочными результатами опросов общественного мнения и общественным благом и интересами страны я выбираю эти интересы", – впоследствии после принятия пенсионной реформы объяснял свои действия президент Макрон.
Последний раз пенсионный возраст во Франции повышали в 2010 году (с шестидесяти до шестидесяти двух лет) – и эта реформа стала одной из главных причин снижения рейтингов тогдашнего президента Николя Саркози, что не позволило ему пойти на второй срок. Впрочем, даже после этого повышения пенсионного возраста во Франции он остается ниже, чем в соседних странах. Для сравнения, в Испании на пенсию выходят в шестьдесят пять лет, в Великобритании – в шестьдесят шесть, в Германии и Италии – в шестьдесят семь. А сам процесс повышения пенсионного возраста должен проходить очень постепенно, с продлением до 2030 года
Но и это не все – многие профессии имеют собственный срок выхода на пенсию, в некоторых случаях, например у железнодорожников, это пятьдесят лет, и это создает дополнительную нагрузку на Пенсионный фонд.
А главное, во Франции действует солидарная пенсионная система (так же, как и на Украине), что означает, что деньги на пенсии уплачиваются с налогов нынешних работающих. Эта система хорошо работает только в обществах со стабильным ростом населения, что позволяет постоянно увеличивать количество рабочих, оплачивающих отчисления в пенсионную систему. Зато во Франции (как и на Украине) ситуация совершенно противоположная – прежде всего из-за роста ожидаемой продолжительности жизни, стремительно растет численность пенсионеров.
Как объяснял логику своих действий президент Макрон, во времена, когда он начал трудовую деятельность, в стране было десять миллионов пенсионеров, тогда как сейчас их уже семнадцать миллионов. В отличие от Украины, такое увеличение количества пенсионеров приводит не к уменьшению причитающихся им выплат, а к усилению налогового давления на работающих. Как следствие, экономисты свидетельствуют, что уровень жизни среднего французского пенсионера превышает уровень жизни среднего работника, который обеспечивает его благосостояние. А к 2030 году количество пенсионеров во Франции должно превысить двадцать миллионов, что станет непосильным бременем для экономики.
Есть только две альтернативы увеличению пенсионного возраста, убеждает Макрон: либо уменьшение пенсий, либо усиление налогового давления ради финансирования разрывов пенсионной системы. Конечно, никто из французских политиков не предложит урезать пенсии (пенсионная реформа даже предлагает их увеличение), тогда как предложение увеличить налоги для богачей для финансирования пенсий – привычная риторика левой оппозиции. Однако Макрон убежден, что это не выход, ведь подобные шаги "противоречат курсу правительства по стимулированию внутреннего спроса". А соответственно, альтернативы повышению пенсионного возраста просто нет.
Вторая попытка Макрона
Эммануэль Макрон вступил на президентский пост в 2017 году с обещаниями масштабных реформ, которые должны были оздоровить французскую экономику. И конечно, в перечне приоритетов была и пенсионная реформа.
Более того, первоначальный вариант реформы предусматривал гораздо более значительное повышение возраста выхода на пенсию – вплоть до шестидесяти семи лет. Такую смелость новоизбранному президенту придавал как мандат от французов, так и (главное) – контроль за парламентским большинством, что предоставляло возможность принимать все необходимые реформы.
Впрочем, тогда реформаторский "турборежим" Макрона столкнулся с массовыми протестами "желтых жилетов", а затем – с пандемией COVID-19. Поэтому, несмотря на то, что в начале президентства ему удалось осуществить ряд реформ, в частности по либерализации рынка труда, уменьшению налогообложения, здравоохранения и т.д. другие амбициозные планы были отложены.
Несмотря на это, на президентские выборы 2022 года Макрон шел с обещаниями возобновить реформы, ставя на первое место по актуальности именно пенсионную. А соответственно, по его логике, победа на этих выборах означает, что французы снова предоставили ему мандат доверия на сложные реформы. С последним тезисом не соглашаются в левой оппозиции. Там напоминают, что многие из тех, кто в прошлом году во втором туре отдал голоса за Макрона, на самом деле голосовали против Марин Ле Пен, и уж точно не голосовали за реформу пенсионной системы.
Но самая большая проблема заключалась в том, что в прошлом году партия Макрона (теперь она называется "Возрождение") потеряла большинство в Национальном собрании. А соответственно, в своей второй каденции президент Франции стал гораздо более уязвимый, чем в предыдущей.
Отсутствие парламентского большинства и зависимость от голосов оппозиции позволяли ожидать, что президент будет вынужден отказаться от масштабных реформ. Однако Макрон показал себя принципиальным политиком, который не побоялся рискнуть, внеся проект пенсионной реформы на рассмотрение парламента во второй раз.
Следующий проект, на первый взгляд, гораздо менее радикальный – пенсионный возраст планировалось поднять не на пять лет, а лишь на два – с шестидесяти двух до шестидесяти четырех. Повышение пенсионного возраста продлится до 2030 года, путем ежегодного увеличивая возраста выхода на пенсию на три месяца.
Впрочем, реформа имеет и другие нововведения. В частности, увеличение минимального трудового стажа, который позволяет претендовать на пенсию. С 2027 года он должен составлять сорок три года. А соответственно, далеко не все французы смогут выйти на пенсию в шестьдесят четыре года. Эту норму активно критикует левая оппозиция, отмечая, что она ставит в неравное положение женщин, ведь они часто вынуждены делать перерывы в работе по уходу за детьми. А вдобавок реформа унифицирует условия выхода на пенсию, убирая большинство исключений. А ввиду того, что за каждым исключением стоит профсоюз, эта норма также была воспринята крайне враждебно.
Ожидаемо, что предложенная реформа вызвала яростное сопротивление левой оппозиции – там подготовили тысячи правок к законопроекту, с целью блокирования его рассмотрения. Несмотря на это правительство Элизабет Борн передало законопроект на рассмотрение Сената (верхней палаты французского парламента), не дождавшись завершения его рассмотрения в нижней палате. Одиннадцатого марта Сенат одобрил законопроект о пенсионной реформе – голосами помогли сенаторы от оппозиционных, однако близких к Макрону в видении экономики "республиканцев". Голосов "республиканцев" теоретически должно было хватить и для одобрения законопроекта в Национальной ассамблее (нижней палате парламента).
Однако существовал существенный риск, что далеко не все депутаты-республиканцы согласятся голосовать за законопроект Макрона, ведь одна из их парламентских групп, несмотря на инструкции партийного руководства, открыто выступила против реформы. Более того, была вероятность, что законопроект не поддерживают и некоторые депутаты власти. Ведь это только Макрон по завершению второго президентского срока гарантированно уходит из политики. Зато многим из его партии хочется и дальше продолжать политическую карьеру, а поддержка непопулярного законопроекта существенно это усложняет.
Учитывая эти расчеты, президент решил задействовать противоречивый инструмент – статью 49.3 конституции, которая позволяет правительству одобрить законопроект в обход нижней палаты, но при этом взяв на себя ответственность за него. На практике это означает, что пенсионная реформа была одобрена без голосования в Национальной ассамблее, но депутаты получили возможность задать вопрос по вотуму недоверия правительству Борн. Несмотря на то, что вотум недоверия правительству также должен был стать мощным ударом по Макрону, вероятность такого сценария оценивалась гораздо ниже, чем провал голосования за пенсионную реформу.
Дело в том, что многие критики пенсионной реформы на самом деле понимают ее необходимость и на самом деле не желали ее провала – но при условии, если ответственность за принятие непопулярного закона возьмет кто-то другой. Во французском парламенте, где с лета 2022 года широко представлены радикальные правые и левые силы, процветает популизм. Так оно и произошло. Правительство Элизабет Борн пережило два голосования по вотуму недоверия.
При этом при первом голосовании для отставки правительства не хватило лишь девять голосов, тогда как прогнозировалось, что не будет хватать гораздо больше – около двадцати. Это означает, что голосов за пенсионную реформу в парламенте точно не было бы. Макрон рискнул – и выиграл парламентскую борьбу.
Однако противоречивый способ принятия пенсионной реформы (ст. 49.3 часто называют антидемократической, хоть и вполне законной) возмутил многих французов, что дало "второе дыхание" уличным протестам и забастовкам. А вдобавок резко обвалился рейтинг главы государства: популярность Макрона упала до самого низкого уровня со времен протестов "желтых жилетов", пока его работой довольны лишь двадцать восемь процентов французов.
У людей заканчиваются сбережения: магазинные воры уже охотятся за носками, колготками и подгузникамиВ Эстонии число краж в магазинах выросло на пятнадцать процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, пишет Postimees. Основной причиной "воровского бума" стало резкое ухудшение экономического положения населения страны.
07.04.202300
"Узкое" окно реформ
Точка в пенсионной реформе еще не поставлена. Скандальный законопроект еще должен рассмотреть конституционный суд – у него имеется возможность полностью отклонить реформу или ее отдельные положения. Поэтому массовые протесты обладают смыслом– возможно, такое давление на высший судебный орган страны и сработает (но вероятнее всего, нет).
Зато, если закон в целом признают соответствующим конституции страны, реформа вступит в силу уже до конца года.
Французские профсоюзы обещают продолжение протестов и после оглашения решения КС. Однако представляется сомнительным, что им удастся долго удержать высокий градус противостояния. И тем более длительное продолжение забастовок маловероятно.
В свою очередь старт пенсионной реформы позволит Макрону, как и было обещано, оперативно повысить размер минимальной пенсии – она вырастет до одной тысячи двести евро, и это должно ослабить критику в ее адрес.
Кроме того, президент Франции уже объявил, что признает, что реформа нуждается в доработке, и публично поручил правительству проработать ее самое слабое место – проблему высокой безработицы среди работников старшего и предпенсионного возраста. Очевидно, что пенсионная реформа только усугубит эту проблему.
Поэтому Макрон имеет все шансы выйти победителем из этого противостояния. Он рискнул внедрять непопулярную, но крайне необходимую реформу, не имея большинства в парламенте. И этот риск оправдал себя. Поэтому не исключено, что, запустив пенсионную реформу, Эммануэль Макрон возьмется и за другие "хвосты" своей первой каденции. Впрочем, времени для реформ у него не так уж и много.
Несмотря на то, что президент Франции может утверждать, что готов пожертвовать своим рейтингом, многие члены его партии имеют совершенно иные планы. Опасения, что сопротивление внутри собственной партии может завалить пенсионную реформу, вынудили Макрона использовать противоречивую конституционную норму, которая еще больше усилила сопротивление улицы.
Скорее всего, проблема сопротивления партийцев будет только усугубляться. А соответственно, если президент Франции хочет войти в историю как успешный реформатор, ему придется все больше и больше рисковать.
Авторы: Юрий Панченко, Надежда Коваль