Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Разрешение на беспошлинный ввоз продовольствия с Украины сыграло злую шутку с восточным флангом ЕС, пишет TAC. Вслед за Польшей запретить импорт сельхозпродукции с Украины собираются еще несколько стран. Из происходящего можно извлечь два урока, считает автор.
Украина вызвала продовольственный кризис, но не такой, как ожидали многие
В августе прошлого года президент Польши Анджей Дуда сообщил в Твиттере, что в разговоре по телефону он "заверил" президента Украины Владимира Зеленского в "полной поддержке всеми партиями борьбы Украины против кремлевской агрессии". Дуда не единственный глава государства, давший президенту Украины столь щедрые и безграничные обещания. Президент Джо Байден вместе со своей администрацией неоднократно заявлял, что Америка будет поддерживать Украину "столько, сколько потребуется".
Похоже, Зеленский принял эти обещания за чистую монету и теперь выдвигает непомерные требования о финансовой и военной поддержке, не говоря уже о том, что уход России из Крыма он сделал непременным условием для начала мирных переговоров. Но в его действиях есть определенная логика. Если Украина пользуется неограниченной поддержкой Польши и Америки, то что мешает Зеленскому требовать для своей страны все, что она пожелает? И как Польша и Америка будут обосновывать свой отказ?
Выполнить пустые обещания невозможно. Похоже, осознание этого дорого обошлось Зеленскому.
Заключив в конце прошлой недели сделку с Киевом, Польша вдруг ввела запрет на импорт украинского зерна, пшеницы, кукурузы и прочей пищевой продукции. В выходные дни Варшава расширила перечень такой продукции, который теперь включает десятки позиций. А в воскресенье министр экономического развития и технологий Польши Вальдемар Буда (Waldemar Buda) сообщил в Твиттере, что новыми правилами, вступившими в силу после их включения в польский "Вестник законодательных актов", также запрещается транзит украинской сельскохозяйственной продукции через Польшу.
Правительство Польши, которым руководит консервативная партия "Право и справедливость", в последнее время подвергается критике со стороны фермеров. Польша не сумела сдержать наплыв украинского зерна и прочих продовольственных продуктов, когда Евросоюз до июня 2024 года отменил пошлины на них.
Фермеры утверждают, что зернохранилища и склады продовольствия забиты до отказа, в то время как Польша готовится к очередной уборке урожая. Из-за такого перенасыщения рынка внутренние цены на некоторые виды продовольствия рухнули, создав угрозу финансовой стабильности польской сельскохозяйственной отрасли. Правительство не в состоянии решить эту проблему, что вызывает критику и протесты со стороны фермеров, сельскохозяйственного сектора и жителей села. Именно эти группы населения являются главной базой поддержки для партии "Право и справедливость", которой в этом году предстоит участвовать в непростых выборах.
Такое давление вынудило министра сельского хозяйства и развития сельской местности Польши Хенрика Ковальчика (Henryk Kowalczyk) уйти в этом месяце в отставку. Ковальчик утверждает, что подал в отставку, потому что не сумел убедить Евросоюз отказаться от его текущей политики. "Ясно, что Еврокомиссия в данный момент не выполнит это требование. Поэтому я решил уйти в отставку с поста министра сельского хозяйства", — заявил он.
Правительство во главе с партией "Право и справедливость" в приоритетном порядке решает проблему избытка зерна. Лидер партии Ярослав Качиньский сказал: "Мы обязаны защищать наших граждан и фермеров, не допуская кризиса в сельском хозяйстве". Он пообещал, что Польша "будет и дальше поддерживать Украину". Это понятно. В данный момент она отправляет на Украину истребители МиГ-29, от чего в прошлом году отказывалась, прислушиваясь к российским предупреждениям. Другие страны Центральной Европы последовали примеру Польши и тоже передают Украине часть своих МиГ-29.
Даже Соединенные Штаты, являющиеся главным сторонником Украины, без которого украинское государство потерпело бы финансовый крах и военное поражение, отказываются поставлять ей истребители, несмотря на постоянные просьбы Зеленского. Но передаваемые Польшей Украине старые советские МиГ-29 по своим характеристикам уступают более грозным F-16, которые могли бы поставить США. Правительство Польши признает это и старается не преувеличивать значение поставок МиГ-29 на Украину, заявляя, что эти самолеты старые, а срок их эксплуатации подходит к концу.
Кремль осудил поставки истребителей, однако признает, что передача старых МиГ-29 не потребует присутствия в зоне конфликта западных военных, которым пришлось бы заниматься подготовкой летчиков и обслуживанием переданных из США F-16. Москва стремится подтвердить прогнозы правительства Польши о том, что срок эксплуатации этих истребителей скоро подойдет к концу. "Конечно, в ходе специальной военной операции вся эта техника подлежит уничтожению", — сказал в марте кремлевский пресс-секретарь Дмитрий Песков.
Договоренность о последних поставках МиГ-29 между Украиной, Польшей и Германией была достигнута менее недели тому назад, однако украинское правительство пошло в наступление. "Мы понимаем, что польские фермеры в трудном положении, однако подчеркиваем, что сейчас в самом трудном положении украинские фермеры", — заявило министерство аграрной политики и продовольствия Украины. Но польских политиков избирают для того, чтобы они представляли поляков, а не украинцев.
Польша не единственная стран, бросившая вызов решениям ЕС об украинском продовольственном экспорте. В прошлом месяце к премьер-министру Польши Матеушу Моравецкому присоединился премьер Венгрии Виктор Орбан, а также главы правительств Румынии, Болгарии и Словакии, призвавшие Евросоюз пересмотреть свою политику и ограничить импорт украинского зерна, вернув пошлины. ЕС пока отказывается это сделать.
Когда стало известно, что Польша вводит меры по защите своего сельскохозяйственного сектора, министр сельского хозяйства Венгрии Иштван Надь (Istvan Nagy) сказал: "В отсутствие серьезных мер Евросоюза Венгрия предпримет аналогичные действия".
В письме в редакцию New York Times пресс-секретарь Еврокомиссии отметил, что ее торговая политика в отношении украинского зерна и продовольственной продукции входит в сферу "исключительной компетенции ЕС", и что "односторонние действия неприемлемы", о чем говорится в Договоре о функционировании Европейского союза.
Поначалу политика содействия экспорту зерна с Украины имела свои плюсы. Когда Россия в прошлом году начала наступление на Украине, ЕС отменил пошлины на украинское зерно и прочую продовольственную продукцию, опасаясь дефицита продуктов питания. Его страхи оказались необоснованными. Из-за богатых минералами черноземов на востоке Украины и в России это регион получил название главной мировой житницы.
Спустя две недели после начала российской военной операции Джон Хиршауэр (John Hirschauer) из American Conservative написал:
Еще задолго до того, как на Украине начались боевые действия, цены на продовольствие росли. В Америке с 2021 по 2022 год они выросли аж на 7,5%. Индексированные глобальные цены на продукты питания в прошлом месяце достигли рекордно высокой отметки.
Причины роста хорошо знакомы. Сбои в цепочках поставок замедляют производство и резко сокращают предложение.
Последствия вооруженного конфликта на Украине и санкции, введенные против российского государства и его экономики, грозят ускорить эти тенденции. Россия является ведущим производителем пшеницы в мире, а Украина находится на пятом месте. В совокупности они обеспечивают примерно 30% мирового экспорта пшеницы. Военные действия наверняка сорвут посевную как в России, так и на Украине.
Неопределенность с поставками еще больше усилилась, когда Россия в ходе первоначального наступления ввела военно-морскую блокаду Одессы. Но она ее прекратила, когда Турция и Организация Объединенных Наций выступили посредниками и в июле 2022 года добились заключения соглашения между Москвой и Киевом, которое дало Украине возможность экспортировать продовольствие из портов Одесса, Черноморск и Южный. В ноябре 2022 года это соглашение продлили на 120 дней, а в марте продлили еще раз.
Оно должно действовать как минимум до 18 мая, однако Россия, похоже, передумала и не хочет больше его выполнять, потому что Запад продолжает вводить санкции против ее продовольственной продукции.
Пока опасения по поводу общемирового дефицита продовольствия не оправдываются. Более того, некоторые аналитики подчеркивают, что последствия военных действий для мировых поставок продовольствия были переоценены. В докладе Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН отмечается, что несмотря на конфликт, в мире "достаточно комфортное количество" зерна и круп. С этим согласен Всемирный банк, который сообщает, что поставки зерна и круп сейчас на очень высоком уровне, и отмечает, что примерно три четверти российского и украинского зерна из предыдущих урожаев было отправлено на экспорт еще до начала боевых действий. А там, где не хватает российской и украинской продукции, дефицит восполняют другие страны.
На раннем этапе вооруженного конфликта казалось, что вполне разумно открыть двери ЕС для украинского экспорта продовольствия. Но это было до окончания военно-морской блокады, до того, как другие страны увеличили поставки сельскохозяйственной продукции из-за возможного дефицита, до того, как стало понятно, что запасов зерна и круп вполне достаточно. Сейчас же такая политика кажется все более неоправданной с учетом того, какое воздействие она оказывает на восточный фланг Евросоюза. Но непохоже, что Брюссель намерен уступить.
Из этих событий можно извлечь два урока.
Во-первых, нежелание ЕС пересматривать свою торговую политику в отношении Украины показывает, что основа европейского проекта — культурного, а не экономического свойства. С самых первых дней существования Европейского объединения угля и стали перевод ряда военных отраслей под начало наднационального руководящего органа осуществлялся с целью недопущения войны и продвижения либеральных политических договоренностей и объединений. В декларации Шумана, где изложен план формирования Европейского объединения угля и стали, об этом говорится четко и вполне конкретно: "Объединение угледобывающей и сталелитейной промышленности должно немедленно обеспечить создание общих основ для экономического развития как первого шага к формированию федерации Европы".
Это может показаться жестокой иронией судьбы, но экономическое объединение, изначально предназначенное для недопущения войны на европейском континенте, сегодня используется для ее затягивания. По сути дела, это продолжение той логики, которая лежит в основе всего проекта: либерализм требует создания наднациональных органов власти, которые закручивают гайки всем тем, кто выражает сомнение в либеральном утопическом проекте самостоятельной личности. В последние годы это явление находит отражение в нападках ЕС на Польшу и Венгрию из-за различных либеральных фобий. А скандал с украинским зерном – лишь очередное событие в данной цепочке. Россия в ЕС не входит, но он и ее хочет прижать к ногтю, как Польшу и Венгрию. ЕС относится к своим универсальным принципам согласно их названию – универсально.
Удар в спину? Почему восточный фланг ЕС закрывается для украинского зернаИмпорт дешевого украинского зерна в Европу дестабилизировал ряд местных рынков и привел к запрету на его ввоз, транзит и переработку, пишет газета "Вести". Введение ограничительных мер продемонстрировало, что ЕС не заинтересован в создании сильной и богатой Украины.
18.04.202300
Второй урок, прекрасно вписывающийся в первый, — о природе капитала. Капитал нейтрален. Аморальные качества означают, что в нем нет ничего изначально полезного, кроме его использования. А использовать его можно по-разному, например, направляя на достижение высшей цели. Не только капитал, но и всю сферу экономики как науки следует понимать таким образом: это мощный инструмент, посредством которого можно добиваться высшего блага. Надлежащее использование и надлежащий порядок ведут к формированию хорошо устроенных рынков. А это можно считать промежуточной целью, позволяющей обществу видеть благо и самостоятельно к нему стремиться.
Но без такого понимания капитал превращается в силу отчуждения. Изначально нет никакой экономической разницы между капиталом с Украины и капиталом из Польши. Такую разницу необходимо устанавливать политически. Этим объясняется, почему либеральные институты, стремящиеся к индивидуализации, зачастую симулируют нейтральность, когда речь идет о капитале. Они рады, когда капитал делает за них всю работу.
Неудивительно, что министерство сельского хозяйства Украины полагает, будто украинские фермеры заслуживают лучшей защиты от правительства Польши, чем польские фермеры, и что ЕС решил поддержать Украину в этом плане. Украина ведет себя в полном соответствии с ожиданиями либеральных идеологов, и даже более того. Польша пытается внести элемент экономического реализма в дискуссии на уровне ЕС, но пока хвост продолжает вилять собакой.