Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Внезапный визит генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга в Киев не принес украинскому режиму никакой практической пользы. Разве что очередной раз потешил самолюбие пана Зеленского: он обожает жать руки западным политикам. "НАТО с Украиной сегодня, завтра и всегда!" — сказал ему господин Столтенберг. И больше ничего определенного. В североатлантическом блоке как боялись, так и боятся принимать в свои ряды страну, которая гарантированно намерена втянуть его в прямое военное противостояние с Россией. Но и прямо сказать Украине об этом тоже не хотят.
Решение о том, что Украина станет членом Североатлантического альянса, приняли еще пятнадцать лет назад на натовском саммите в Бухаресте. С тех пор украинские власти ежегодно, а то и чаще, напоминали Брюсселю о его обещании. Получали новые. Но никакой практической реализации обещанного не видели. Ничего подобного не случилось и на этот раз. "Законное место Украины — в евроатлантической семье. Законное место Украины — в НАТО. И со временем наша поддержка поможет сделать это возможным", — сказалгенеральный секретарь альянса на пресс-конференции в Киеве. Как много потребуется времени, он даже не заикнулся.
Это вызвало явное раздражение у пана Зеленского. "Нет ни одного объективного барьера, который помешал бы принятию политических решений о приглашении Украины в альянс, — выразилон свое нетерпение. — И прямо сейчас, когда большинство людей в странах НАТО и большинство украинцев поддерживают вступление нашего государства в альянс, настало время для соответствующих решений. Больше невозможно представить безопасность евроатлантического пространства без Украины, и люди это понимают".
С последним выбившийся в президенты актер категорически ошибся. Люди — во всяком случае, принимающие решения руководители НАТО и лидеры основных стран-участниц — понимают совершенно иное. "Членство Украины вызвало бы вопросы о самом важном аспекте НАТО: гарантии безопасности альянса, — здраво рассуждаютжурналисты CNN. — В соответствии со статьей 5 договора члены НАТО исходят из того, что нападение на одного является нападением на всех. Страна, подвергшаяся нападению, может сослаться на статью 5, теоретически вынуждая остальные страны альянса прийти к ним на помощь. Учитывая, что Украина в настоящее время находится в состоянии войны, это, вероятно, означало бы почти наверняка немедленное применение статьи 5, вводящей НАТО в состояние войны с Россией".
"Никто в альянсе не хочет, чтобы это произошло, — резюмирует CNN. — Некоторые потому, что они боятся, что эскалация будет означать начало мировой войны, другие потому, что у них все еще есть определенные связи с Россией". Последний намек более чем прозрачен. Две страны — Венгрия и Турция — заняли совершенно определенную позицию в отношении украинского членства в НАТО.
Ни Будапешт, ни Анкара не хотят его. Первый обосновывает свое противодействие тем, что на Украине не соблюдают одно из основных требований к стране-кандидату: обеспечение прав национальных меньшинств. Речь идет о закарпатских венграх, в притеснении которых президент Орбан обвиняет Киев. Турция сейчас слишком плотно связана с Россией, чтобы в одночасье променять хорошие отношения с соседом на подчинение заокеанскому гегемону. Тем более, что один быстро накачивает мускулы, а другой начал слабеть.
Не слишком торопятсяс принятием затребованных Украиной "дорожных карт" ее вступления в альянс и крупные европейские игроки — Германия и Франция. Им явно не нравится, как ведут себя претендующие на роль новых лидеров Старого Света бывшие социалистические страны. В начале октября 2022 года президенты Латвии, Литвы, Македонии, Польши, Румынии, Словакии, Черногории, Чехии и Эстонии выступили с требованием как можно скорее воплотить в реальность решение Бухарестского саммита НАТО 2008 года. В ответ крупнейшие западноевропейские государства опять завели речь о том, что страны-кандидаты должны соответствовать всем формальным требованиям, и так далее, и тому подобное.
Почему восточноевропейские и балканские лимитрофы настаивают на скорейшем принятии Украины, понятно. Такой крупный и оголтело антироссийский игрок сделает их лагерь гораздо сильнее. Настолько, что они смогут попробовать перехватить военно-политическое лидерство в Старом Свете. Именно это пугает немцев и французов.
Похоже, то же самое пугает и США. Вашингтон отдает себе отчет в том, что степень его влияния на бывшие соцстраны далеко не так велика, чтобы гарантировать их бесконечное послушание. Политические процессы в них отличаются крайней непредсказуемостью, а геополитические пристрастия избирателей подвержены резким изменениям. Вступление Украины в блок может подстегнуть антинатовские настроения, и в итоге потери альянса окажутся существеннее, чем выигрыш.
Потому и пришлось господину Столтенбергу во время киевской пресс-конференции вертеться как ужу на сковородке, чтобы не слишком раздражать пана Зеленского. Мол, мы вам уже и помощи на 150 млрд евро дали, и оружием завалили, и еще завалим, только продолжайте воевать! Двери наши для вас всегда открыты. Правда, войти в них пока нельзя, но когда-нибудь потом — обязательно. Когда? А когда победите Россию!
Ключевое условие именно такое: победа киевского режима. Пусть не полная, пусть хотя бы за столом переговоров, но это должен быть результат, который можно объявить проигрышем Москвы. Собственно, ради этого в Украину и вливают миллионы долларов и евро и накачивают ВСУ оружием и техникой. НАТО и его главного распорядителя — Америку — интересует максимальное затягивание конфликта. Ведь каждый новый месяц, как полагают инициаторы украинского кризиса, ведет к ослаблению нашей страны.
Они ошибаются. Ни многочисленные санкции, ни продолжающаяся специальная военная операция не приведут к желаемому для коллективного Запада исходу. Россия, как неоднократно подчеркивал и ее президент, и другие наши политики, все равно достигнет всех заявленных целей СВО. Одна из которых — недопущение вступления Украины в НАТО. Нынешняя риторика Запада свидетельствует о том, что там решили смириться с этой перспективой.
Это начинают понимать и на Украине. Об этом говорит постоянный перенос давно обещанного "наступа". Свою нерешительность Киев оправдываетнехваткой западной техники: мол, "мы не можем отправлять наших храбрых солдат на линию фронта без танков, артиллерии и ракет большой дальности". А также без истребителей F-16, новых партий "Абрамсов" и "Леопардов" и так далее.
Отношения между Украиной и НАТО переходят в плоскость откровенного торга. Брюссель требует от украинской армии успехов, оправдывающих колоссальные затраты на ее поддержку. Киев в ответ требует гарантий вступления в альянс, который, по мнению бывшего украинского представителя в штаб-квартире организации, а теперь посла в Лондоне Вадима Пристайко, "должен умолять страну и ее закаленных военных присоединиться".
Натовские эксперты куда взвешеннее, чем отмороженные украинские вояки, оценивают перспективы боевых действий на востоке Украины. И понимают, что реальных успехов давно анонсированное контрнаступление ВСУ не достигнет. Значит, все инвестиции в эту страну будут потеряны — вероятнее всего, вместе с самой страной. Потому и активизироваласьползучая оккупация западных украинских областей Польшей, а киевские чиновники начали срочную распродажугоссобственности за бесценок.
Это не поможет Украине вступить в НАТО. Но не пообещать ей эфемерного членства альянс не может. Иначе никак не освоить колоссальные средства, выделяемые на поддержку киевского режима. А погреть на этом руки хотели бы многие североатлантические чиновники и их союзники по обе стороны Атлантики.