Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Истребители пятого поколения F-35 сыграли важную роль в кампании НАТО против России на Украине, пишет MWM. Они делали снимки поля боя, не входя в воздушное пространство страны и не вмешиваясь напрямую. При этом обнаружить российские системы ПВО для них оказалось не так просто.
Американские истребители пятого поколения F-35 сыграли значительную роль в кампаниях НАТО в Восточной Европе против российских войск, поскольку именно западный альянс занял стержневое место в поддержке военных действий Киева. F-35, единственный серийный истребитель пятого поколения на Западе, не только занимает уникальное место в структуре НАТО, но и набирает популярность среди стран-членов. Так, в начале 2022 года Норвегия первой в мире перевела весь свой воздушный флот на истребители пятого поколения, заменив свои F-16 четвертого поколения на F-35.
США прежде производили в небольших количествах F-22, тяжелый истребитель пятого поколения, более пригодный для воздушных боев, однако возможности F-35 лучше подходят для текущих миссий в Европе. Гораздо более современная электронике, каналы передачи данных и датчики позволяют ему сделать слепок поля боя на Украине, не входя в ее воздушное пространство и не вмешиваясь напрямую.При этом у F-22 обмен данными с другими средствами, напротив, затруднен, и ему не хватает ключевых функций — в частности, радиолокационной системы с распределенной апертурой, которая улучшают ситуационную осведомленность F-35.
F-35 были переброшены на немецкую авиабазу Шпангдалем 16 февраля 2022 года, незадолго до начала боевых действий на Украине, причем первыми на театр военных действий прибыли 388-й истребительный авиаполк ВВС США и 419-й истребительный авиаполк резерва ВВС США. Хотя для задач высокой интенсивности F-35 пока не применялись, самолеты используются в основном для сбора электронных данных о российских позициях — в частности, о ее ракетных системах класса "земля – воздух".
Хотя непосредственная роль российских систем ПВО в боевых действиях над Украиной была относительно ограниченной, они активно обеспечивают ситуационную осведомленность о воздушном пространстве страны и в ряде случаях успешно уничтожали украинские самолеты. В числе самых нашумевших случаев следует упомянуть украинский Су-27, сбитый в небе над Киевом российской системой ПВО С-400 с территории Белоруссии в первые дни конфликта. Дальность поражения в 150 километров стала рекордной для сухопутных систем ПВО. F-35 же даже при несколько ограниченных возможностях "воздух – воздух" разрабатывался специально для противодействия ПВО и доставки боеприпасов "воздух – земля", что делает сбор данных о системах наподобие С-400 особенно полезным.
В интервью спустя год после переброски командир 388-го истребительного авиаполка полковник Крейг Андрле рассказал об операциях в Восточной Европе следующее: "Мы не пересекали границу. Мы ничего не снимаем и ничего не сбрасываем. Но самолет всегда начеку и собирает информацию. И работает он очень хорошо… Мы все надеялись, что он сработает как полагается, но убедиться, что он справляется с заданием, было очень приятно". Однако командир добавил, что F-35 столкнулись с проблемами с российскими системами ПВО большой дальности, отметив: "Мы ищем SA-20. Я знаю, что они там есть. Об этом говорит разведка, но мой самолет их не определяет, потому что эта установка может работать в режиме военного резерва, а об этом мы раньше не знали".
SA-20 — это натовское название для усовершенствованных вариантов системы ПВО С-300, находящихся на вооружении ВВС России, а именно С-300ПМ-1 и ПМ-2. Они производились в 1990-х и 2000-х как предшественники более совершенной С-400, получившей обозначение SA-21. С-400 намного совершеннее и превосходят по численности все модели С-300П на вооружении России вместе взятые. Они приобретались в огромных масштабах, и специально для масштабных закупок и экспортных заказов были выстроены два новых завода. Поскольку российский парк истребителей пятого поколения крайне ограничен, для противодействия новым поколениям американских самолетов Москва предпочитает использовать системы вроде С-400.
И С-300ПМ-1/2, и С-400 могут маскировать свои сигнатуры и противодействовать средствам РЭБ, установленных на самолетахподавления ПВО, из которых самыми грозными в рядах НАТО считаются как раз F-35 и E/A-18G Growler ("Ворчун") ВМС США. При этом Growler лучше вооружен для таких целей и, в отличие от F-35, полностью боеспособен и не имеет серьезных проблем с лётными качествами, но при этом гораздо уязвимее из-за отсутствия малозаметности.
Командир оперативной группы 388-го авиаполка полковник Брэд Башор сказал по поводу операций по сбору информации о ПВО России следующее: "У нас нет тонны оружия, чтобы проредить все это пространство. Поэтому мы лишь обмениваемся данными и следим, чтобы все были в курсе происходящего как на поверхности, так и в воздухе". Он добавил: "Они заняты тем же самым. Мы просто следим друг за другом… Но никакого прямого взаимодействия и никаких непрофессиональных выходок с обеих сторон".
Процесс обнаружения американцами и русскими средств воздушной войны друг друга далеко не беспрецедентен: с середины 2010-х годов российские силы в Сирии собрали значительную информацию об операциях американских подразделений F-22 над Сирией. F-35 значительной роли в тех боевых действиях не играли. Предположительно, одной из целей кампании было как раз сохранить информацию о работе нового самолета в секрете.