Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Африке усиливается присутствие России и Китая, и это настораживает Запад, пишет FP. Москва и Пекин предлагают то, в чем континент остро нуждается: экономическое и финансовое сотрудничество, а также обеспечение безопасности правящего режима.
Запад должен задавать другой вопрос: какого рода партнерства его страны предлагают континенту
После того, как я написал книгу о китайской миграции в Африку, один элементарный вопрос преследовал меня на протяжении нескольких лет. Западные репортеры и любознательные читатели, попадавшиеся мне в различных аудиториях, вместо нюансов требовали, чтобы все свои знания я свел до примитивного бинарного противопоставления: плохо или хорошо для Африки присутствие Китая на этом континенте?
В последние недели я беседовал с европейскими журналистами о своей новой книге об этом континенте, которая публикуется сейчас в переводе. Они настойчиво задавали мне один и тот же мрачный вопрос, но на сей раз о другом сопернике Запада. Моя книга не имеет почти никакого отношения к современной геополитике, однако репортеры один за другим спрашивали меня: усиливающееся присутствие России в Африке — это хорошо или плохо для континента?
Эти вопросы скоро наскучили мне своей предсказуемостью, и отвечать на них было не очень трудно. Но самое интересное в них то, о чем почти никто не спрашивал. Мы еще подойдем к этому.
На вопрос о Китае я отвечал приблизительно так. Представьте себе студента, который уже несколько лет учится в колледже, но ни разу не был на свидании, и перспектив у него никаких. И вдруг откуда ни возьмись появляется привлекательная девушка, которая не просто интересуется одиноким студентом, но и готова платить за него.
Вероятная реакция такого одинокого студента вполне предсказуема: радостное волнение на грани "иррационального оптимизма", как выражался бывший глава Федерального резерва Алан Гринспен. Он быстро дает положительный ответ и не задает никаких вопросов о том, какое кино смотреть, где ужинать и где танцевать.
Именно так отреагировала Африка, когда в 1990-е годы в двери ее министерств иностранных дел стали стучаться китайские дипломаты, подрядчики и банкиры, предлагая крупные проекты гражданского строительства и инфраструктурные сделки с готовым финансированием и без каких-либо особых условий. "Иррациональный оптимизм" Африки в ответ на китайские предложения по бизнесу и наращиванию влияния был вполне предсказуем.
Появление на сцене крупного и амбициозного игрока с большим кошельком и готовыми к реализации идеями совпало по времени с периодом безраздельного господства Америки (так, по крайней мере, какое-то время казалось). В этой ситуации об Африке мало кто думал. В годы холодной войны Вашингтон интересовался континентом в основном из-за своего стремления остановить наступление там Советов, а иногда китайцев.
Но гуманитарные и антитеррористические озабоченности сохранялись. Однако эти исторические мотивы как будто канули в Лету, и США в 1990-е годы прекратили делать вид, что Африка имеет какое-то значение в геополитическом и даже в экономическом смысле. Важна была только добыча углеводородов, в основном в море, некоторых металлов и минералов. В свете всего этого было очень просто ответить на вопрос, хорошо ли для Африки появление на этой сцене Китая. Когда надо выбирать, будет у тебя партнер или не будет, на ум сразу приходит тот самый студент колледжа.
Брошенные на произвол судьбы или питающиеся скудными подачками в виде кредитов Всемирного банка или программ МВФ африканские страны в первые годы новой эпохи, когда к ним пришел Китай и начал активно работать, проявляли безудержный оптимизм. Но они не вели себя иррационально или безнадежно наивно, и не забывали о своих национальных интересах вопреки утверждениям Запада, который предупреждал об опасности китайской долговой западни.
Вопрос о начавшемся недавно российском проникновении в Африку немного сложнее, но и на него не очень трудно ответить. Действительно, Россия по сравнению с Китаем предлагает Африке меньше экономического и финансового сотрудничества, в котором континент остро нуждается. Не секрет, что Москва предлагает нечто совсем другое: обеспечение безопасности правящего режима. Это чревато многочисленными проблемами, ведь Россия укрепляет в Африке связи, которые в основном на пользу прочно закрепившимся на своих позициях лидерам. А лидеры эти часто бывают самовластными, коррумпированными и так далее. Схема финансирования таких услуг, которые предоставляет российская частная военная компания "Вагнер", иногда просто отвратительна: черный бартер в горнодобывающей промышленности.
В чем совпадают расчеты России и Китая в отношении Африки, так это в следующем. Одна нестабильная страна за другой делают вывод, что предложения Запада обеспечить им безопасность несостоятельны и даже вредны. В первую очередь это касается военных связей Франции с бывшими колониями в регионе Сахель, а также попыток США наладить то тут, то там военную подготовку и разместить форпосты для сбора разведывательных данных и применения беспилотников в борьбе с распространением воинствующего исламизма.
Вместо того чтобы задавать вопрос о Китае и России, пишущим про Африку западным журналистам следует более скептически отнестись к тому, какие партнерства предлагают Африке их собственные страны и Запад в целом. Надо прекратить делать вид, будто Запад сотрудничает с африканским континентом, где находится самое быстрорастущее население на планете, в полном соответствии с его потребностями и со значимостью для будущего нашего мира. Если и дальше притворяться, в отчаянии заламывая руки и осуждающе показывая пальцем на Китай и Россию, это не что иное, как колоссальная недобросовестность.
Я осознал это совсем недавно, когда писал об ужасных утечках американской разведывательной информации, свидетельствующей о наличии "заговора с целью свержения правительства Чада при участии ЧВК "Вагнер"". В другой статье об утечках информации Washington Post цитирует директора ЦРУ Уильяма Бернса, назвавшего группу Вагнера "особенно отвратительной российской организацией". Бернс сказал, что она "расширяет свое влияние в Мали, Буркина Фасо и других местах, что само по себе является нездоровым явлением". По словам директора ЦРУ, его ведомство активно противодействует этой компании, потому что она угрожает африканцам на всем континенте.
Задумайтесь на минуту о характере правительства Чада, этого давнего союзника Запада, расположенного в самом центре Африки и вызывающего серьезные опасения. Это поможет понять, насколько низко упал авторитет Запада на континенте в целом. Чад на протяжении десятилетий был любимцем и клиентом Франции и США. Но не потому, что это демократическое государство (все как раз наоборот), и не потому, что он стал важным экономическим партнером Запада (он им не стал). Все дело в том, что правительство этой страны уже долгое время дает возможность Западу использовать свою территорию, а порой и своих солдат для достижения западных военных целей в окружающем Чад регионе.
Это и составляет основу отношений. Как признался мне в 2007 году бывший президент Чада Идрис Деби, власти его страны на протяжении десятилетий не добивались почти никаких экономических успехов. Более того, чадские руководители защищены от требований населения о проведении политических реформ своими альянсами с западными странами, которые с готовностью игнорируют требования о демократизации и подотчетности, пока Чад остается для них надежным партнером в вопросах безопасности. Именно о таких отношениях в сфере безопасности думают западные руководители типа Бернса и его французских коллег, но не о Чаде как о стране и не о его жителях.
В октябре прошлого года чадская армия расстреляла 128 мирных протестующих, о чем сообщила ведущая организация этой страны по защите прав человека. Воспользуемся формулировками Бернса. Это было "особенно отвратительное" событие, и оно вряд ли пойдет на пользу чадскому обществу. Такие ужасные нарушения прав человека совершаются в этой стране довольно часто, но никто даже не задумывается о фундаментальной перестройке отношений Запада с этим государством.
У меня есть совет для Бернса, для французского президента Эммануэля Макрона и для других западных руководителей и чиновников, заявляющих о своей заботе об Африке. Продвижение демократии и защита прав человека заслуживают доверия лишь тогда, когда эта работа проводится последовательно. История Чада наглядно показывает, что никакой последовательности в этом деле нет. Оптимальный способ продвигать западные интересы в Африке – это более активное содействие экономическому развитию континента. Самые серьезные угрозы для Африки – это бедность, массовая безработица, слабая интегрированность в глобальную экономику и недостаточный рост. В конечном итоге, это угрозы и для нас с вами.