Грязная пятерка: эти страны "отмывают" российскую нефть

Asia Times: российская нефть поступает в ЕС через другие страны в обход санкций

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Китай, Индия, Сингапур, Турция и ОАЭ помогают России обходить нефтяные санкции, пишет Asia Times. ЕС сократил закупки российских энергоресурсов, однако увеличил поставки нефтепродуктов из стран, которые стали крупнейшими импортерами российской нефти после начала конфликта.
Китай, Индия, Сингапур, Турция и ОАЭ протянули России руку помощи, чтобы обойти нефтяные санкции.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Сингапур — Западные страны предприняли серьезные шаги в надежде разорвать энергетические связи с Россией: они сократили морской импорт нефти и нефтепродуктов и ввели ценовой потолок на уровне 60 долларов за баррель, чтобы урезать доходы Кремля и лишить его средств на боевые действия на Украине.
Однако те же самые страны, что ввели против российской нефти санкции, резко нарастили импорт нефтепродуктов из стран, ставшими крупнейшими импортерами с началом боевых действий на Украине в феврале прошлого года. Об этом говорится в недавнем докладе финского Центра исследования энергетики и чистого воздуха (CREA).
Организация назвала пять стран, не попавших под санкции и "отмывающих" российскую нефть, — это Китай, Индия, Турция, Объединенные Арабские Эмираты и Сингапур. Они смешивают российскую нефть с нероссийской и экспортируют ее по всему миру — в том числе в страны, поддержавшие и эмбарго, и полоток. CREA называет это "серьезной брешью" в режиме санкций.
Энергетический аналитик CREA и соавтор доклада Исаак Леви сообщил Asia Times, что эмбарго ЕС и потолок цен, введенные в декабре и феврале соответственно, обходятся Москве примерно в 160 миллионов евро (175,3 миллиона долларов) в день. По его словам, эта мера вводилась с осторожностью, чтобы сохранить приток нефти на мировые рынки и избежать перебоев с поставками, одновременно снизив цены.
"Но теперь запреты уже введены и доходы России начали восстанавливаться", — подчеркнул он, назвав эту лазейку "законным способом" покупать российские нефтепродукты через третьи страны с наценкой. "Эта модель обеспечивает более высокий спрос на российскую нефть и повышает как объемы экспорта, так и цены", — заметил он.
В ноябре Международное энергетическое агентство (МЭА) спрогнозировало, что в 2023 году после запрета ЕС на морской экспорт российской нефти ее добыча упадет на 1,4 миллионов баррелей в сутки. Но поскольку свыше 90% российской нефти в настоящее время находит покупателей в Азии, средний экспорт за апрель составил 3,76 миллионов баррелей в сутки — на 22% выше прежнего значения до начала боевых действий на Украине в 3,1 миллионов баррелей, сообщает S&P Global.
Из доклада CREA явствует, что морской импорт российской сырой нефти в Китай, Индию, Турцию, ОАЭ и Сингапур вырос по сравнению с предыдущим годом на 140% в натуральном и на 182% в стоимостном выражении. Совокупная стоимость их импорта за 12 месяцев составила 74,8 миллиардов евро (82 миллиардов долларов). При этом с началом конфликта именно на эти пять стран приходится 70% экспорта сырой нефти из России.
Список трейдеров, торгующих российскими баррелями, также значительно изменился, объясняет ведущий аналитик сырьевой аналитической компании Kpler Виктор Катона. "Сначала из игры выбыли крупные западные компании, а за ними — глобальные трейдеры, так что на сегодняшний момент западное присутствие в торговле российскими баррелями невелико".
ЕС предложил официально прекратить поставки российской нефти по трубопроводу в Германию и ПольшуЕС чисто символически оформит запрет на прокачку нефти по "Дружбе" в Польшу и Германию. Ведь они и так уже перестали пользоваться нефтепроводом. Обеим странам дешевая нефть по дружбе уже не светит. Но по южной ветке "Дружбы" она продолжит идти в Венгрию, Словакию и Чехию.
С началом боевых действий ЕС, "Семерка" и Австралия нарастили импорт нефтепродуктов из Китая на 94%, из Индии — на 2%, из Турции — на 43%, из ОАЭ — на 23% и из Сингапура — на 33%. В докладе утверждается, что экспорт нефтепродуктов этих пяти государств в страны, соблюдающие ценовой потолок, вырос на 80% в стоимостном выражении и на 26% — в натуральном (по сравнению всего с 2% в остальные страны).
В CREA заявили, что не могут выверить точное количество нефтепродуктов из российского сырья, прошедшего через пять стран-"прачечных", однако заверили, что именно они снабжают Кремль средствами за счет роста импорта российской нефти по сравнению с предыдущим годом".
Новые торговые потоки, совпавшие с введением санкций, говорят о том, что Россия обходит их за счет экспорта сырья в страны-"прачечные", где нефть перерабатывается в продукты, которые затем продаются под видом нероссийских, объяснил юрист-международник по нефтегазовым вопросам из консалтинговой фирмы Ball PLLC Ларри Канту.
Помимо "отмывания" российской нефти в третьих странах, добавил Канту, санкции обходятся посредством неполной или подложной документации по поставкам и манипуляций с автоматическими идентификационными системами (АИС) — это позволяет судам скрыть заход в российский порт.
Ирина Цукерман, юрист по вопросам национальной безопасности США и заместитель председателя комитета по нефти и газу Американской ассоциации юристов, сообщила Asia Times, что Россия может использовать те же схемы, что и другие подсанкционные экспортеры нефти (например, Иран и Венесуэла) — в частности, перевалку нефти с судна на судно в международных водах.
"Один из вариантов для России, как замутить воду на рынке, — это отправлять танкеры без указанного пункта назначения. Именно так они в итоге и доходят до морской перегрузки", — объясняет Цукерман, геополитический и бизнес-аналитик и президент консультационной фирмы Scarab Rising, специализирующейся на безопасности и исследованиях рынка.
"Некоторая часть этой "запрятанной" нефти попадает даже в США — это можно считать мерилом успеха… Кроме того Россия занижает реальные цены. По бумагам, как при экспорте в Индию, выходит, что ценовой потолок соблюдается, но на деле она получает деньги сверх оговоренных", — добавила она.
Канту отметил, что торговля нефтепродуктами из российского сырья стала "чрезвычайно прибыльной", поскольку отследить происхождение нефтепродуктов труднее, чем источник сырой нефти.
"Как следствие с введением санкций цена на российскую нефть резко упала, а на нефтепродукты из нее — нет".
Цукерман назвала Сингапур "одним из ведущих торговых узлов, кому российские схемы обхода санкций приносят выгоду". Город-государство в Юго-Восточной Азии называется в числе мест, где российская нефть смешивается с другими сортами, при этом рентабельность для трейдеров достигает 20%.
Нефтеперерабатывающая промышленность Сингапура — одна из крупнейших в мире. Благодаря совокупной мощности переработки свыше 1,5 миллионов баррелей в сутки она играет значительную роль на мировом рынке нефти. Сингапур — не только деловой и финансовый центр, но и центр бункеровки и торговли нефтью, а Сингапурская биржа предлагает фьючерсы и опционы на сырую нефть, мазут и другие энергетические продукты.
Сингапур во всеуслышание раскритиковал российскую спецоперацию на Украине, ввел против Москвы точечные санкции и ограничения (в том числе экспортный контроль военных товаров и товаров двойного назначения), а также запретил финансовым учреждениям иметь дело с оговоренными российскими банками. Однако ни импорта российской нефти, ни нефтепродуктов островное государство так и не запретило.
По словам Леви из CREA, помимо переработки российской нефти Сингапур за последние месяцы резко нарастил и импорт российских нефтепродуктов, при этом в апреле зафиксирован самый высокий объем с января 2019 года. "При этом этот поток не сопровождался соответствующим увеличением экспорта, поэтому сингапурские нефтеперерабатывающие мощности по сути задавлены притоком нефтепродуктов из России", — заметил он.
"Нефтеперерабатывающие заводы Сингапура могут получать прибыль, завозя более дешевое российское сырье и перерабатывая его для последующей продажи на внутреннем рынке или экспорта. Однако сингапурские торговцы и нефтепереработчики не только запятнали себя морально, но и идут на коммерческий риск, ведя дела с нефтепроизводителями, повязанными с Кремлем и его военными преступлениями", — добавил Леви.
Однако если не брать в расчет репутационные потери и коммерческие риски, сингапурские предприятия ведут себя законно и ничего не нарушают. Власти города-государства предостерегли, что местные компании должны учитывать любые последствия работы с российской нефтью и нефтепродуктами для дальнейших сделок и отношений с клиентами.
Министр торговли и промышленности Ло Йен Линь заявила в феврале парламенту, что хотя в запрете, введенном ЕС и другими странами, Сингапур формально не участвует, его компании и финансовые учреждения "проинформированы об этом циркулярами соответствующих государственных ведомств".
Судя по официальным данным, помимо рекордного за год импорта российского дизеля Сингапур утроил и завоз российской нафты, которая применяется в смешивании бензинов, а также считается ключевым ингредиентом в нефтехимии и производстве пластмасс (с 261 000 тонн в четвертом квартале прошлого года до 741 000 тонн в первом квартале 2023 года).
Сообщается, что спрос на резервуары для хранения нефти в Сингапуре также вырос — аналитики видят в этом признак того, что российское топливо смешивается и реэкспортируется по всему миру. Это, в свою очередь, позволяет страховать суда и обеспечивает финансирование, в противном случае недоступное. "Поскольку формально конечный продукт больше не российского происхождения, некоторые нефтяные компании его принимают", — сказала Цукерман.
"Спрос на береговые резервуары в Сингапуре, а также на морские плавучие хранилища растет. Полугодичная аренды хранилища мазута или сырой нефти в Сингапуре подорожала по сравнению с прошлым годом на 17–20%, — добавила опытный юрист и аналитик. — Это говорит о том, что российская нефть и бензиновые смеси наводняют рынки под другой маркой".
Тем, кто скептически смотрит на попытки Запада лишить Кремль нежданных прибылей от экспорта энергоносителей, нынешние лазейки и явный устойчивый спрос Запада на российскую нефть покажутся очередным доказательством, что Россия слишком велика, чтобы обложить ее санкциями. CREA, однако, утверждает, что страны, придерживающиеся ценового потолка, активно пытаются не только опустить его еще ниже, но и залатать имеющиеся пробелы.
В рамках сложившейся системы доступ к страховым и брокерским услугам ЕС открыт лишь тем компаниям, что продают российскую нефть по цене 60 долларов или ниже. Согласно докладу CREA, с декабря 2022 года по февраль 2023 года 56% российской сырой нефти, отгруженной в пять стран-"прачечных", транспортировалось судами государств, поддержавших ценовой потолок (или застрахованных в них).
В этой связи исследовательская организация со штаб-квартирой в Хельсинки предложила им воспользоваться влиянием в страховой и судоходной отраслях и запретить всякий импорт с нефтеперерабатывающих заводов, перерабатывающих российское сырье, пресечь завоз нефтепродуктов российского происхождения, а также навсегда лишить морских услуг суда, замеченные за перевозкой российской нефти дороже потолка.
"Сегодня за нарушение потолка полагается лишение страховых и финансовых услуг на три месяца. По сравнению с тем, что предлагалось изначально — бессрочным исключением — это так, легкий нагоняй. Наказание явно надо ужесточить", — считает Леви из CREA. Он добавил, что не знает ни одной компании, пойманной за нарушение санкций.
Майк Солтхаус, глава отдела внешних связей компании NorthStandard P&I Club, занимающейся страхованием взаимной ответственности, сообщил Asia Times, что застрахованные суда перед загрузкой обязаны подтвердить соблюдение ценового потолка через партнера. "Хотя полной уверенности нет, все же складывается ощущение, что система аттестации работает", — заметил он.
Россия запретила сделки с соблюдением ценового потолка, и ее партнеры вкладываются в суда под флагами других государств, зарегистрированные и застрахованные вне юрисдикции ЕС и "Семерки", чтобы обойти ценовой потолок. "Беспокоит то, что режим безопасности и проверок наверняка станет менее строгим, а страхование — менее надежным, чем мы привыкли", — заключил он.
Автор статьи: Нил Боуи (Nile Bowie)
Обсудить
Рекомендуем