Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Россия обходит западные санкции с помощью третьих стран, и это одна из главных проблем для Запада, пишет Geopolitika.news. Среди государств, которые оказывают России услуги посредников, страны Средней Азии, которые в последнее время совершают разворот от Запада в сторону Китая.
На этой неделе состоится саммит лидеров пяти среднеазиатских государств, бывших республик Советского Союза, с китайским председателем Си Цзиньпином. Выбор места для саммита не только символичный, но и знаковый. Встреча запланирована в Сиане, древнем городе на восточном конце столь же древнего Шелкового пути, который приносил процветание всем народам и государствам, через которые пролегал. Повторится ли история вновь?
Россия обходит западные санкции с помощью третьих стран, и это одна из главных проблем для членов "Большой семерки", которые ввели прежде невиданные ограничения против Москвы после начала российской спецоперации на Украине . Меры затрагивают все ключевые сферы, начиная с финансов и энергетики вплоть до сельского хозяйства, торговли оружием и высоких технологий.
Китайская тайна
Многие государства предлагают и оказывают России услуги посредников, в том числе Турция, Объединенные Арабские Эмираты, государства Средней Азии, и, разумеется, главной тайной остается Китай. Ведь Запад его не может контролировать, как бы ни заверяли в Госдепе США, что они внимательно следят за действиями Пекина, прежде всего, в области поставок вооружений и высоких технологий России и принимают соответствующие меры.
Пекин, разумеется, официально настаивает, что "не сбился с пути", то есть что он не поставляет Москве ни оружие, ни микрочипы. Вероятно, их и не поставляют крупные китайские государственные компании, которые работают по всему миру, поскольку тем самым они поставили бы под удар свой доходный бизнес на Западе. Но чем занимаются частные, средние и мелкие, компании, которых не интересует международный бизнес?
В принципе следить за вероятными поставками крупных вооружений, вроде танков, и больших систем по китайским и российским дальневосточным просторам можно со спутников (хотя сегодня можно без труда замаскировать и такое). Но кто может гарантировать пристальный контроль над нелегальной торговлей микрочипами или экспортом технологий их производства?
О том, как препятствовать России обходить санкции, оказывая давление, а может, даже наказывая государства так называемыми вторичными санкциями, в последние недели и месяцы говорили на разных платформах ключевых западных стран, в том числе внутри клуба самых богатых — "Большой семерки", а также на уровне Европейского Союза. Ведь все понимают, что санкции не оказывают ожидаемого воздействия на внутреннюю ситуацию в России. А если долго ждать негативных последствий, которые вызвали бы желаемые изменения, которые возможны, но не обязательно, то проблемы могут появиться и у самого Запада. Они уже есть, и мало кто их отрицает.
Шаги Европейского Союза
Поэтому не удивительно, что их пакет санкций против России, который сейчас готовит ЕС, почти не включает новые меры, хотя они и запланированы, в частности против российской атомной отрасли. Правда, консенсуса в этом вопросе еще нет, так как против выступила Венгрия. Она заявила, что никогда не введет санкции против Росатома. Не согласны и некоторые другие государства, чьи АЭС зависят от российского ядерного топлива. Например, Франция и Нидерланды. Также не будет анонсированных санкций против российских алмазов из-за вето Бельгии, которая боится в таком случае оставить без работы около 30 тысяч ее граждан, а себя — без крупных поступлений в государственный бюджет. Новый санкционный пакет ЕС нацелен преимущественно на выполнение уже существующих санкций, а точнее на предотвращение их нарушений.
Чего и как можно достигнуть в этом отношении, еще никто не знает. Все это очень сложно, поскольку все происходящее с Россией и вокруг России беспрецедентно.
Американские шаги
Недавно турне по среднеазиатским странам совершил Госсекретарь США Энтони Блинкен, целью которого было если не полостью остановить, то по крайней мере ограничить поставки санкционных товаров в Россию через третьи страны. За Блинкеном вскоре последовали и эмиссары из Евросоюза. И не удивительно! Эти государства, помимо того, что соседствуют с Россией, являются бывшими частями одного государства и не имеют с ней языкового барьера, еще я являются членами одной экономической организации - Евразийского экономического союза, в которой нет таможенного надзора.
О проблеме, которую эти государства представляют для Запада в связи с антироссийскими санкциями, материал опубликовало и авторитетное американское издательство "Уолл-стрит джорнэл".
В статье говорится, что бывшие советские республики стали "главным местом назначения американских и европейских компьютерных чипов, лазеров и другой гражданской и военной продукции, предназначающейся для России".
По данным ООН, в 2022 году экспорт товаров двойного назначения из США, ЕС в соседние с Россией государства резко вырос. Увеличилось и количество партий этих товаров из данных государств в Россию, зачастую в тех же количествах.
Ясно, что эти данные говорят об обхождении санкций.
То же издание приводит примеры. Так, экспорт товаров из США и ЕС в Армению, Грузию, Киргизию, Узбекистан и Казахстан в прошлом году вырос до 24,3 миллиардов долларов, хотя в 2021 году достигал лишь 14,6 миллиардов долларов. Эти государства, в свою очередь, увеличили общий экспорт в Россию почти до 15 миллиардов долларов.
Только слепой не увидит тут совпадений.
Китай-Центральная Азия: куриные лапки, солодка и зерно. Что Пекин хочет от региона?КНР активно развивает партнерство со странами Центральной Азии, пишет EurasiaNet. Увеличение поставок корня солодки из Узбекистана, зерна из Казахстана, строительство железной дороги "Китай — Киргизия — Узбекистан" — лишь вершина айсберга. Чего же хочет Пекин от региона?
29.03.202300
Этот процветающий торговый путь, который аналитики Европейского банка реконструкции и развития называют "евразийским узлом", — знак российского успеха в поисках новых способов закупки необходимых товаров, несмотря на западные санкции, как отмечают европейские чиновники.
Любопытно проанализировать статистику торговли товарами двойного назначения. По данным ООН, в прошлом году США и Евросоюз экспортировали в Армению интегральных схем более чем на восемь с половиной миллионов долларов, что в 16 раз больше, чем в 2021 году (тогда сумма составляла 530 тысяч долларов). Вместе с тем экспорт микрочипов из Армении в Россию подскочил с чуть менее двух тысяч долларов до 13 миллионов долларов. Такая же картина и с западными поставками лазерного оборудования в Киргизию и измерительных приборов в Узбекистан.
Российская торговля с бывшими советскими республиками хоть и уступает торговле с Китаем, который превратился в главного поставщика и экономическую опору Москвы, но при этом открыла новый торговый путь и доступ к западным технологиям. По мнению специалистов, это крайне важно для успеха российской специальной военной операции на Украине ввиду ограниченных возможностей по замене западных комплектующих собственными. Об этом пишут американские СМИ.
Я бы тут добавил интересное заявление киргизского аналитика Кубатбека Рахимова, который считает, что так называемые вторичные санкции не слишком опасны для национальных государств Средней Азии, поскольку коснутся, если их вообще введут, исключительно компаний, которые занимались этими вещами и некоторых банков.
Он отмечает растущее влияние китайского юаня и евро в сравнении с долларом и полагает, что "если проявить солидарность, показать, что структура из пяти среднеазиатских государств плюс двух геополитических игроков, то есть Российской Федерации и Китая, функционирует, то, как мне кажется, Соединенные Штаты Америки будут действовать осторожно". По его мнению, Вашингтон, вероятно, "понимает, что времена изменились".
Стремится ли Средняя Азия в китайские объятья?
Как бы там ни было, ясно, что государства Средней Азии из бывшего Светского Союза стоят на перепутье. После обретения независимости они объявили о многовекторной внешней и экономической политике, но все же больше тяготеют к Западу, а не к России или Китаю. Вероятно, роль тут играет психологический момент, а точнее страх перед большими и сильными соседями. Однако сейчас все тот же Запад, к которому они так тяготели, откровенно грозит им санкциями, если они продолжат делать то, что всегда и делали в соответствии со своей линией многовекторной политики, то есть сотрудничать с Россией. Причем в рамках правил, действующих внутри совместных с ней интеграционных структур.
Но и Запад вложил в них большие инвестиции, прежде всего в энергетическом секторе, в частности в Казахстане.
Все это приводит к тому, что рано или поздно этим государствам придется сделать выбор, на какую сторону встать, ведь "сидеть на нескольких стульях одновременно" они больше не смогут.
На мой взгляд, они боятся углубления сотрудничества с Россией в будущем из-за проблем, в которые погрузилась Москва после начала конфликта на Украине, и того, что сотрудничество с ней может для них означать не только усиление политического давления Запада, но и сокращение собственно российских инвестиций и торговли вообще.
Саммит G7 в Хиросиме против саммита "Китай — Центральная Азия": возрождение структуры холодной войны в азиатском регионеПочти одновременное проведение двух саммитов — G7 в Хиросиме и "Китай — Центральная Азия" в Сиане — это явно не случайность, пишет Shukan Gendai. Это "совпадение" говорит о приближении новой холодной войны в Азии. И Поднебесная, ее важнейшая сторона, готова к борьбе вместе с надежными соратниками.
18.05.202300
С другой стороны, они не хотят менять одного прежнего гегемона – Россию - на другого - Запад.
Поэтому наиболее привлекательным вариантом им кажется разворот в сторону Китая. Он единственный не оказывает на них политическое давление, а тем более не шантажирует. Китай делает главную ставку на свои инвестиционные проекты и вовлекает в них эти страны, делая большие финансовые вложения. Я имею в виду, прежде всего, инфраструктурный проект "Один пояс и один путь" -так называемый Шелковый путь).
Элиты среднеазиатских государств максимально заинтересованы в сотрудничестве с Китаем, и отторжение возможно только у части населения, особенно в некоторых регионах, где вообще традиционны антикитайские настроения. На самом деле если бы спросили население, то оно поддержало бы разворот их государств в сторону Турции и так называемого Турецкого мира. Но элиты знают, что у Турции все же недостаточно экономических и инвестиционных сил для динамичного развития региона. Турция сама-то едва справляется со своими экономическими проблемами и инфляцией, не говоря уже о последствиях разорительного землетрясения.
Таким образом, Китай так и напрашивается в качестве наиболее вероятного регионального "гегемона".
По официальным китайским данным, торговый обмен с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном в прошлом году достиг 79 миллиардов долларов. Более того, за первый квартал 2023 года торговый оборот еще вырос на 22 процента по сравнению с предыдущим годом. Этот рост в первом квартале на самом деле чуть меньше, чем рост китайско-российского торгового обмена, который за тот же период подскочил на невероятные 30%. Конечно, общий торговый обмен Китая с Россией несоизмеримо больше и в прошлом году достиг около 200 миллиардов долларов.
Упоительный запах давнего прошлого
Своеобразным подтверждением моего прогноза можно считать и новость о саммите лидеров пяти упомянутых государств Средней Азии, бывших когда-то в составе Советского Союза, с китайским лидером Си Цзиньпином. Выбор места для саммита не только символичный, но и знаковый. Встреча запланирована в Сиане, древнем городе на восточном конце столь же древнего Шелкового пути, который приносил процветание всем народам и государствам, через которые пролегал.
Повторится ли история вновь в только ей свойственной манере?
Ответьте на этот вопрос сами.