Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Вашингтон переориентируется на нового геополитического противника — Китай. И ради этого готов даже на замораживание украинского конфликта в нынешнем состоянии. Хотя выделяет Украине очередной пакет военной помощи на сумму 375 миллионов долларов. Но это может быть последний столь крупный транш. США давно то намекают, а то и прямо говорят, что исчерпали возможность военной поддержки киевского режима. И дело явно не только в угрозе американского дефолта.
О том, что Киеву выделяется новый пакет военной помощи, президент США Джо Байден заявил на двусторонней встрече с лидером украинского режима в рамках японского саммита G7. Ничего принципиально нового в поставке не будет: боеприпасы, артиллерия, противотанковые средства и бронетехника — такие же, как уже отправленные на Украину. Другое дело, что за океаном снова заговорилио согласии с использованием американского оружия для ударов по Крыму. Формально — потому, что считают полуостров украинской территорией: "Все, что мы поставили, — это для самообороны. Любая цель, которая будет выбрана на территории Украины, по определению является самообороной. Крым — это Украина".
Оценивать эти два события нужно с учетом общего информационного фона. А он в последнее время очень ярко окрашен выступлением бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера. Он уже не раз становился застрельщиком новых вашингтонских инициатив, озвучивая от своего лица решения, которые намерены принять в Белом доме. По реакции на заявления Киссинджера действующие (а иногда и будущие) администрации судили, стоит ли совершать запланированные шаги.
На сей раз мистер Киссинджер, знаменитый своей ролью в разработке и реализации политики международной разрядки в конце 1970-х, выступил с очередными мирными инициативами. Впрочем, "мирными" их можно назвать только с натяжкой. Бывший госсекретарь США откровенно говорит: хорошо бы не полностью уничтожать Россию в ходе украинского конфликта. "Мы не должны заканчивать конфликт невыгодным образом. Можно вернуться к существовавшему ранее статус-кво [до 24 февраля 2022 года], — полагает сэр Генри, — но главным результатом должна стать дальнейшая защита Украины со стороны Европы, чтобы не дать ей превратиться в государство-одиночку, заботящееся лишь о себе".
Роль лидеров в постконфликтном развитии Западной Европы подошедший к столетнему рубежу политик прочит Франции и Великобритании. Это информационное послание трудно прочитать иначе, чем пожелание столкнуть Россию с двумя главными американскими сателлитами в Старом Свете. Зачем? Чтобы никто из них не мешал Америке заниматься главным делом — решением проблем с Китаем.
Именно Китаю и вопросам его "мирного сосуществования" с США посвящена львиная доля интервью, которое The Economist взял у Генри Киссинджера. Даже вопрос о будущем конфликта на Украине, в конечном счете, завязан на китайские перспективы. "С нашей стороны неразумно говорить, что мы хотим развести Россию с Китаем, но это важно иметь в виду, — подчеркивает Киссинджер. — Впоследствии мы можем объявить важной целью ее (России. — Прим. авт.) принадлежность к Европе. Хотя по понятным причинам заставить восточных европейцев согласиться на нечто подобное будет нереально".
По мнению собеседника The Economist, "естественными союзниками они не являются". "Они" — это Россия и Китай. Сэр Генри, правда, демонстрирует довольно странное представление об истории отношений двух стран. "Ни в истории России, ни в истории Китая вы не найдете ни одного лидера, который выступал бы за то, чтобы выстраивать политику на двусторонних союзах, несмотря на все пережитые обеими странами потрясения", — заявляет политик. А как же период прочной советско-китайской дружбы в годы Второй Мировой войны и позже, вплоть до середины 1950-х? Возможно, Киссинджер не вспоминает о нем потому, что в то время Америка, несмотря на все ее усилия, не смогла вбить клин между СССР и Китаем.
Справедливости ради нужно сказать, что советский лидер Никита Хрущев справился с этим и без заокеанской помощи. А потом, действительно, советско-китайские отношения переживали период глубокого упадка. Тем больнее, надо думать, воспринимают в Вашингтоне нынешнее тесное сближение Москвы и Пекина. В киссинджеровском интервью то и дело звучат оговорки вроде "младший партнер в союзе" (это о роли России), "союз естественным не назовешь" и так далее, и тому подобное.
Бывший госсекретарь словно пытается убедить и своего собеседника, и самого себя в том, что никакие партнерские, союзнические отношения между Россией и Китаем невозможны. Потому что в противном случае все попытки Америки вернуть себе роль мирового лидера и занять кресло председателя однополярного мира обречены на неудачу. Что остается делать США в этой ситуации? Только переносить фокус внимания на Юго-Восточную Азию, на "Глобальный Юг".
На такую смену внешнеполитической парадигмы обратили внимание и в Европе. Об этом, в частности, прямо сказалв интервью газете L'Unita, директор авторитетного итальянского журнала о геополитике Limes Лучо Караччоло. "Американцы считают, что необходимо стабилизировать фронт и полностью посвятить себя шахматной партии с Китаем, — полагает эксперт. — США решили сократить сроки военных действий на Украине, посмотрим, удастся ли им это".
Характерно, что синьор Караччоло совершенно ясно демонстрирует ставшее уже общим местом для европейцев представление о политической самостоятельности как Украины, так и всего Старого Света в целом. "Америка и ее западные союзники достаточно ясно дали понять Зеленскому: до сих пор они вооружали Киев, — говорит директор Limes, — а теперь он должен отбить те территории, которые сможет, а затем США найдут какую-то форму дипломатического урегулирования с Россией".
Как на это посмотрят на Украине, давно уже никого на Западе не интересует. Куда важнее интересы главного спонсора и бенефициара конфликта — Соединенных Штатов. А их теперь гораздо больше, чем Россия, пугает Китай. Точнее, пугает та совокупная роль двух наших стран, которую они играют в создании контрамериканской модели мировой политики.
Именно необходимость прямого воздействия на Китай вынудит США, по мнению синьора Караччоло, продавить фактическую заморозку украинского конфликта, "довольствуясь если не победой Украины, то хотя бы отсутствием тактического поражения на поле боя". То есть как раз той ситуацией, которая сложилась на сегодняшний день. И вопрос только в том, считает итальянский эксперт, что скажут в ответ в Москве. Он полагает, что руководство России может согласиться с такой идеей. А вот "Зеленскому будет очень трудно принять то, что не соответствует его представлению о победе, то есть возврату Украины к границам 1991 года". Но неугодного президента, как показывают события последних трех десятков лет, Вашингтон может легко заменить на угодного.
Россия не может не понимать: заморозка конфликта на Украине выгодна только одной его стороне — Америке. Время, которое США потратят на уговоры и улещивание Пекина, Киев совершенно точно использует для перегруппировки и наращивания сил. Скорее рано, чем поздно, боевые действия возобновятся, и тогда России лучше иметь за спиной такого союзника, как Китай. Наша страна не может позволить себе потерять его. Хотя именно этого и добивается сейчас Америка.