Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
"Дипломатическое танго" США и Китая положило начало диалогу между странами и отходу от риторики новой холодный войны, пишет Asharq Al-Awsat. Это стало отличной новостью для многих стран мира, которые не хотят "попасть в ловушку" американо-китайской конкуренции и выбирать между Пекином и Вашингтоном.
Дипломатическое танго в Вене между советником президента США по национальной безопасности Джейком Салливаном и главой канцелярии комиссии по иностранным делам ЦК Компартии Китая Ван И является первым шагом в сторону от враждебной риторики, которая характеризовала американо-китайские разногласия на протяжении последних лет, и началом прямых контактов между странами, которые обещают создать стабильный механизм управления важнейших политических отношений для мировой стабильности.
Двенадцати часов диалогов, в ходе которых Джейк Салливан и Ван И подняли все острые вопросы, от Тайваня до Украины, обращая внимание на амбиции своих стран и принятых стратегиях, было достаточно, чтобы отступить от тона новой холодной войны.
Несомненно, успех венской встречи в установлении нового этапа в отношениях двух стран будет означать изменение отношения Америки к Китаю и его возвышение на международной арене после того, как Вашингтон решил мобилизовать мир против Пекина и не смог выстроить конкуренцию с азиатским соперником в идеологическом ключе под названием «Конфликт между демократией и тоталитарным режимом».
Соединенные Штаты были удивлены тем, что страны мира, от Ближнего Востока до Азии, от Африки и до Европы, сознательно избегают ловушек прошлого противостояния и космической драмы, возникшей в результате конфронтации между Америкой и Советским Союзом. Решающей чертой нынешней формы международных отношений является эффективное прагматическое вложение средств в развитие сотрудничества как с Китаем, так и с Америкой и избежание идеологического выбора между ними, подобно тому, как это было во времена холодной войны. Очевидно, что большинство из этих государств умело управляют своими экономическими интересами и политикой хеджирования потенциальных экономических, экологических и технологических рисков, и причем в соответствии со сложной динамикой, которая не оставляла Вашингтону большого поля для резкой политической поляризации.
Пожалуй, самым заметным среди союзников Джо Байдена, кто четко выразил эту особенность, формирующуюся в международной политике, является президент Франции Эммануэль Макрон, который призвал к «стратегической независимости» Европы после визита в Китай вместе с председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен. «Европа не должна следовать за Америкой или Китаем по вопросу Тайваня, но должна проводить независимую стратегию», — отметил Макрон.
«Эскалация напряженности в Тайваньском проливе не отвечает интересам Европы», — заявил президент Франции, добавив, что участие Евросоюза «в потрясениях и кризисах мира, которые не являются нашими кризисами, было бы ловушкой». Он также выразил обеспокоенность растущей зависимостью ЕС от американского оружия, энергоносителей и доллара, подчеркнув настоятельную необходимость укрепления европейской оборонной промышленности и сокращения экстерриториальной зависимости от доллара США.
Высказывания Макрона совпали с усилиями Китая, выраженными в первом в своем роде европейском визите министра иностранных дел КНР, в ходе которого он стремился убедить ЕС не следовать за США в рамках возглавляемого Америкой проекта конфронтации против Китая. Беспрецедентная позиция Франции со времен эпохи голлизма совпала с очень сложной переоценкой Европейским союзом того, как развивать нынешнюю политику в отношении Китая, которую Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель описывает как трехмерную. Европа рассматривает Китай как противника, партнера и конкурента. Это измерение также осложняется конфликтом на Украине и позицией Китая, который ближе к Москве, чем к Киеву.
В то время как ЕС стремится разработать стратегию снижения рисков путем уменьшения чрезмерной зависимости от Китая, чтобы не повторить историю с европейской зависимостью от российского газа, он также осознает масштабы экономических интересов между ним и Китаем и опасается чрезмерных протекционистских мер США и политики поддержки, которые угрожают европейским компаниям и отраслям промышленности, уже страдающим от издержек конфликта на Украине и последствий пандемии COVID-19. Все эти сложности не дают европейцам легко сделать выбор между Китаем и Америкой. Это отличныая возможность для Китая, потому что она лишает Америку автоматического европейского пристрастия к ней, как это было во времена холодной войны, когда западные экономические интересы и ценности были гармоничными и ясными.
Председатель Комитета начальников штабов Вооруженных сил США: война против Москвы и Пекина будет очень сложнойНа Украине США прощупывают почву, испытывая российский арсенал вооружений, пишет Al-Watan Syria. Такой же сценарий они пишут на Тайване против Китая, чтобы знать противников в лицо. Без войны с Москвой и Пекином Вашингтон не сохранит гегемонию, и эта конфронтация обещает быть очень сложной.
19.05.202300
Как и в Европе, позиции южных стран в целом характеризуются аналогичным осознанием необходимости поддержания высочайшей степени стратегической гибкости в отношениях между Китаем и Америкой. Возможно, то, что в наибольшей степени выражает этот подход и ослабляет американскую позицию, — это Индия как крупнейшая демократия в мире, особенно ее нежелание осуждать российскую спецоперацию и успех Нью-Дели в превращении конфликта на Украине в экономическую возможность для себя, сделав Россию главным поставщиком сырой нефти по сниженным ценам. Кроме того, Индии удалось зарекомендовать себя в качестве нейтрального посредника в украинском кризисе, несмотря на провал ее усилий на встрече министров иностранных дел «Большой двадцатки» в марте 2023 года в Нью-Дели по достижению консенсуса между странами в осуждении российской спецоперации. Провал произошел из-за продолжающихся разногласий между сверхдержавами. Ее дипломатическая деятельность, казалось, была больше связана с определением роли Индии в международной политике, чем с желанием вписаться в сложный геополитический ландшафт.
Кроме того, страны Юго-Восточной Азии уверенно проводят сбалансированную политику с учетом реальности обостряющейся конкуренции между Соединенными Штатами и Китаем. Они делают это либо посредством двусторонних отношений между каждым государством, с одной стороны, и между Китаем и Америкой, с другой, либо путем развития эффективных многосторонних институтов, таких как Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, извлекая выгоду из привлекательных экономических и финансовых показателей в эпоху угрозы глобальной рецессии.
Реакция большинства африканских стран не отличалась от позиции Европы, Ближнего Востока и Индии, тем более что они чаще других говорили о несправедливости международной системы и призывали к реструктуризации ее институтов. Африка больше ничего не может сделать, кроме как нести последствия дисбаланса в системе международного правосудия и отказа в проведении серьезной политики устойчивого развития. Не может ничего больше, кроме как расплачиваться за колониальное наследие Запада.
Что усиливает эту тенденцию в международной политике и неспособность стран сделать выбор между Вашингтоном и Пекином, так это то, что Запад переживает массовый кризис доверия, связанный со справедливостью правил, которые он установил для мировой системы. А также с низким уровнем ответственности, с которым он имеет дело в рамках финансовых, экономических и экологических кризисах и других угроз, стоящих перед человечеством.
Например, поистине позорно сегодня идеологизировать проблемы климата и использовать их политически в экономическом соперничестве с Китаем и мобилизовывать страны против него, даже ценой интересов самих этих стран, без минимального признания исторической ответственности промышленно развитого Запада за то, во что превратились сегодня условия окружающей среды, и отказа нести значительную часть расходов, связанных с их устранением.
Также недостаточно ссылаться на «необходимость соблюдать международное право» без исторического осознания приоритета устранения последствий колониального прошлого либерального Запада, стремления к созданию более справедливых и прочных союзов и партнерств во всем мире, признания и уважения меняющейся динамики власти.
Начало китайско-американского диалога — хорошая новость для всех, кто делает ставку на то, что стабильность в международной политике является необходимой увертюрой к повсеместному процветанию и благополучию. Понимание динамики трехсторонних отношений между Америкой, Китаем и остальным миром, выходящих за рамки норм, правил и поляризации времен холодной войны, является предвестником рождения нового подхода к международным отношениям, основанного на справедливости, разнообразии и взаимозависимости.
Автор: Надим Катейш (نديم قطيش)