Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Премьер-министр Виктор Орбан знает, что российские санкции в одиночку не заблокирует, заявил в интервью Pravda венгерский журналист-расследователь Саболч Паний. Угрозы наложить вето нужны ему для другого, считает он. Однако это еще больше изолирует страну.
Андрей Матишак (Andrej Matišák)
Интервью с венгерским журналистом-расследователем Саболчем Панием.
Pravda: Венгрия заблокировала военную помощь Киеву в размере 500 миллионов евро. Европейский Союз планировал передать эти деньги Украине из Европейского фонда мира (EPF). Будапешт заявил, что этот фонд используется исключительно для Киева, что неправильно, и деньги следует отправлять также Западным Балканам и Северной Африке. В принципе это хитрая уловка на фоне того, что, как мы знаем, ведутся споры об использовании этого фонда. Но, в конце концов, какое правительству Виктора Орбана дело, как должен работать Европейский фонд мира.
Саболч Паний: Нет, это его совершенно не волнует. Блокирование финансовой помощи — это исключительно антиукраинский шаг. Дело не в том, что Венгрия хочет обратить внимание на проблему. Раньше правительство Орбана Европейский фонд мира никогда не волновал.
— Разумеется, то, что это уловка, подтверждает заявление венгерского министра иностранных дел Петера Сийярто. Он заявил, что Венгрия не может согласиться на помощь, пока банк ОТР остается в санкционном списке Украины. Почему банк ОТР настолько важен для Виктора Орбана?
— Нисколько. ОТР работает в России крайне ограниченно, да и украинский санкционный список не так уж важен. На мой взгляд, это очередная уловка. Если и нет, то единственное логичное объяснение, быть может, заключается в том, что правительство Орбана опасается, что новые американские меры могут основываться на украинском списке. Недавно США ввели санкции против подконтрольного России Международного инвестиционного банка со штаб-квартирой в Будапеште. Правительство Виктора Орбана это вынудило разорвать с банком все связи.
— По вашим предположениям, Виктор Орбан действительно может попытаться помешать новым запланированным санкциям против Российской Федерации, поскольку в этом его цель? Или он делает это, в первую очередь, для того чтобы получить от Европейского Союза деньги, которых Венгрия не получила из-за проблем с правовой системой? И если его цель в этом, то насколько успешно он к ней идет?
— Пока Виктору Орбану удалось только получить некоторые исключения из санкций Европейского Союза. В частности, Венгрия не ввела никаких мер против московского патриарха Кирилла, а компания MOL смогла не участвовать в нефтяном эмбарго ЕС. Помимо Венгрии, такую возможность предоставили и Словакии. Виктор Орбан знает, что на самом деле не может заблокировать санкции в одиночку, и поэтому он пытается их ослабить в ходе процесса обсуждения. Но, безусловно, он при этом угрожает вето и другими вещами, пользуясь этим как рычагом в диалоге о выделении ему средств из фондов ЕС.
— В одной из социальных сетей вы прокомментировали заявление Сийярто, который пожаловался на украинского президента Владимира Зеленского. Он, судя по утекшим документам, подумывал уничтожить нефтепровод "Дружба". Глава Министерства иностранных дел Венгрии назвал это вероятной угрозой для национальной безопасности страны. Вы назвали это серьезной словесной эскалацией и даже первым намеком на военный ответ Венгрии Украине. Серьезное заявление. По-вашему, Венгрия действительно готова еще больше обострить ситуацию, и если да, то как могут отреагировать партнеры по Североатлантическому альянсу и Европейскому Союзу?
— И снова это не более чем риторика правительства Виктора Орбана. Я специально написал, что Сийярто только обострил риторику. Послушайте музыку из видео, в котором появился министр. Она как из боевика, и ее выбрали в соответствии со словами Сийярто. Все это театр. Правительство Виктора Орбана пытается преподнести себя как настоящую жертву войны. В рекордно высокой инфляции они винят санкции Европейского Союза, а в ухудшении отношений виноват якобы Киев. Как я уже сказал, Виктор Орбан хочет таким образом оказывать большее влияние на переговоры, связанные с Украиной. Кстати, венгерские вооруженные силы пребывают в столь плохом состоянии, если говорить о кадрах, что просто самоубийством было бы участие в любом вооруженном конфликте. Однако, как я думаю, вся эта риторика насколько неуместна на фоне позиции Европейского Союза и Североатлантического альянса, что Венгрии она может выйти боком и еще больше ее изолировать.