Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Истребители F-16, может, и поднимут боевой дух украинских военных, но не изменят ход боевых действий, считает автор статьи в AT. Киев столкнется с серьезными проблемами в их обслуживании. Так, например, на создание одной только ремонтной базы у него уйдет больше года.
Стивен Брайен (Stephen Bryen)
Президент Байден разрешил членам НАТО обучать украинских летчиков на F-16, и вполне вероятно, что Украина получит старые F-16A/B. Хотя они и прошли определенную модернизацию, но эти самолеты — детище эпохи 1970-х и 1980-х. Ситуацию они в любом случае не изменят. Может быть, они и поднимут боевой дух, когда прибудут (минимум через три-шесть месяцев, если не позднее), однако хода боевых действий никак не переломят.
F-16 для Украины наверняка поступят из запасов Норвегии, Дании или Голландии — причем, скорее всего, именно последней. Нидерланды сообщили о продолжающихся переговорах с Киевом о безвозмездной передаче истребителей.
Это старые модификации F-16A/B прошли частичную модернизацию в начале 2000-х. В отличие от более новых версий и даже в усовершенствованных тайваньских F-16, украинские истребители не будут оснащены радаром с активной фазированной антенной решеткой.
При этом истребители смогут нести вооружение класса "воздух – воздух" и "воздух – земля", в том числе ракету класса "воздух – воздух" средней дальности AIM-120 с радиолокационным наведением. Эти самолеты лучше украинских МиГ-29, на замену которых они предназначены, и намного проще в эксплуатации. Но для успешного их использования Украине потребуется сеть ремонтных предприятий.
На создание ремонтной базы на Украине может уйти больше года, а на обучение персонала — еще больше. Поддержание этих самолетов в рабочем состоянии предполагает возможность ремонта сложных узлов (в частности, радаров) и замены вышедших из строя компонентов. Также придется обслуживать и, по мере необходимости, обновлять программное обеспечение для бортового радара, компьютеров и других систем.
Украина, скорее всего, ограничится самой быстрой и простой заменой комплектующих. Остальное ремонтное обслуживание придется проводить в Европе— возможно, в стране происхождения.
Наряду с электронными компонентами эти F-16 имеют силовую установку General Electric F-110, и ее обслуживать также придется за границей.
Для F-16 требуются длинные взлетно-посадочные полосы в хорошем состоянии, которые на Украине не везде доступны. Для взлета с более коротких ВПП самолетам, возможно, придется работать с половинной загрузкой, а имеющиеся выбоины и неровности грозят повредить планер или бортовое оборудование.
Одним из элементов модернизации в середине срока службы было устранение трещин в фюзеляже самолета, особенно в ключевых шпангоутах. Казалось, что этого хватит до конца срока службы, намеченного ВВС Нидерландов примерно на 2023 год. Но этот расчет подразумевает хорошие взлетно-посадочные полосы, надлежащие проверки и техническое обслуживание. Самолеты с истекшим сроком службы — не лучшая платформа для решающих или затяжных боевых действий, особенно в высоком темпе.
Главным плюсом для Украины станет наличие подходящей платформы для запуска ракет класса "воздух – воздух" AIM-120, чья дальность превышает прямую геометрическую видимость. В полете она сочетает обновления данных с самолета и автономную работу. На практике это означает, что самолеты и наземные объекты противника потенциально могут заглушить радар AIM-120 и сопутствующие средства связи. Одной из особенностей боевых действий на Украине стали мощные и эффективные системы радиоэлектронной борьбы, развернутые Россией. Никогда прежде европейским державам не доводилась действовать в столь плотной среде РЭБ.
Еще более серьезная проблема для всех украинских самолетов — российские эшелонированные системы ПВО. Они могут не пустить F-16 достаточно близко к некоторым секретным российским объектам — особенно в Крыму, где размещена система ПВО С-400.
Принимая все это во внимание, Украина остро нуждается в F-16, так как ее ВВС истощены, а имеющиеся у нее истребители, даже если до сих пор в летном состоянии, используют сильно изношенное оборудование. Запас бывших в употреблении, но боеспособных самолетов ограничен. Ни МиГ-29, ни Су-27 Украина наверняка больше не получит — доступных самолетов больше нет.
Наряду с F-16, потенциально доступными в Норвегии, Дании и Нидерландах, есть и еще один кандидат: Panavia Tornado. Некоторое их количество имеется в Германии, а также в Италии и Великобритании. Украинцы их не запрашивали — и, по правде говоря, они не идут ни в какое сравнение с основным парком российской авиации.
Старые F-16 на исходе срока службы несильно изменят расклад сил на шахматной доске. Однако прибытие этих самолетов должно поднять боевой дух Украины.
Стивен Брайен — старший научный сотрудник Центра политики безопасности и Йорктаунского института