Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украина не сможет превратить обещанные ей истребители F-16 в "вундерваффе". Для этого не хватит ни самих самолетов, ни опытных пилотов, сидящих за их штурвалами. К тому же поставки истребителей ожидаются никак не в ближайшее время. Плюс к тому большинство украинских союзников честно предупреждают, что если и передадут свои самолеты, то с почти истекшими сроками эксплуатации. Наконец, на Украине просто нет в настоящее время аэродромов, соответствующих требованиям для F-16 и находящихся в недосягаемости для российского оружия дальнего действия.
"Если вы собираетесь противостоять России в воздухе, вам понадобится значительное количество истребителей четвертого и пятого поколения, — цитируетPolitico слова председателя Объединенного комитета начальников штабов США генерал Марка Милли. — Самое разумное, что можно было сделать, — именно то, что мы сделали: обеспечить значительное количество интегрированных средств противовоздушной обороны для прикрытия боевого пространства".
Откровения американского генерала не случайны. США честно предупреждали и предупреждают киевский режим: не стоит делать ставку на истребители! Да, они могут нести широкую номенклатуру вооружения, в том числе одни из лучших ракет класса "воздух – воздух" AIM-120 и поставленные на Украину англичанами крылатые ракеты Storm Shadow. Но основными противниками "шестнадцатых" станут не пожилые МиГ-29, как ожидали в Киеве, а куда более современные Су-35. С ними F-16 может потягаться уже не на равных: разница в полпоколения — это серьезно.
Режим пана Зеленского преподносит как свою колоссальную победу достигнутую договоренность с США, что Америка не станет препятствовать союзникам по НАТО поставлять истребители на Украину. Стоит, правда, задуматься, почему Штаты не хотят отправлять свои самолеты. Вместо этого они одобряют поставки прежде всего из Голландии и Дании, к которым потом могут присоединиться и другие страны. Что же тому причиной?
Их несколько. Первая и самая очевидная — имиджевая. F-16 считается машиной, которую ни разу никому не удалось сбить в воздушном бою. (Хотя некоторые эксперты утверждают, что это лукавая статистика: просто реальные потери "шестнадцатых" зафиксированы в столкновениях между Грецией и Турцией, обе — члены НАТО.) Но все победы этих американских боевых самолетов приходятся на войны на Ближнем Востоке и Балканах, где за штурвалами советских истребителей сидели не наши пилоты. Отечественные летчики заслуженно считаются одними из лучших в мире, и когда они встретятся в украинском небе с наспех обученными пилотами ВСУ, исход боев будет практически очевиден. А это больно ударит по имиджу американской военной техники, служащей одним из важных источников пополнения тощающего бюджета Америки.
Вторая причина — экономическая. Союзники США по Североатлантическому альянсу стоят в очередь на приобретение тех F-16, которые еще летают в Америке. Причина проста: это более новые самолеты, чем те, которые есть, например, у голландцев или норвежцев. "Десять самолетов F-16 стоят миллиард долларов, на содержание потребуется еще миллиард долларов. Так что вы говорите о 2 миллиардах долларов", — откровенно говорит генерал Милли. Значит, на поставках истребителей своим союзникам США заработают куда больше, чем на отправке их на Украину. Которая, и это очевидно, получит их в кредит. А сможет ли она его отдать — зависит не от нее.
Третья причина — техническая. Украинские аэродромы в подавляющем большинстве не соответствуют техническим требованиям эксплуатации F-16. Самое главное — покрытие взлетных полос. В СССР самолеты проектировались из расчета на ВПП из специальных бетонных плит, в Америке — из сплошного асфальтобетона. Потому стойки шасси и вообще конструкция отечественных истребителей гораздо прочнее, чем у американских противников. Украина унаследовала аэродромы от Советского Союза и не вкладывалась в их модернизацию. Американские истребители будут серьезно страдать от работы с таких аэродромов, что приведет к их досрочному выходу из строя.
Кроме того, F-16 оборудованы низко расположенным воздухозаборником и очень чувствительны к попаданию в него случайных предметов: такие инциденты выводят истребители из строя. Невысокая культура обслуживания аэродромов на Украине почти наверняка сделает эти ЧП регулярными. В конечном итоге это приведет все к тем же имиджевым потерям, которых так боятся США. А поставленные Киеву старые машины из европейских стран — идеальная возможность свалить все на их возраст и неправильную эксплуатацию.
Эти соображения, в отличие от Америки, не волнуют страны Западной Европы. Там увидели возможность избавиться от устаревших машин в обмен на поставки более новых. Пусть такая покупка нанесет серьезный удар по их бюджетам! Зато можно будет защититься от "русской угрозы" — и заодно погреть руки на дорогущих контрактах. А что там будет после того, как F-16 отправятся на Украину, сколько из них будет потеряно на взлетах и посадках и сколько выйдет из строя по старости — это уже не их заботы.
Да и отправить-то европейцы смогут не так уж и много истребителей. По даннымBloomberg, самое большое число F-16 находится в распоряжении США: 1017 самолетов. За Америкой следует Турция (270 машин), которая явно не собирается делиться ими с Украиной. За нею — Греция со 154 истребителями, но греки захотят сберечь их, поскольку такие же стоят на вооружении у турок. Прочие страны имеют более скромные запасы: Норвегия — 57 самолетов (из них 32 уже обещаны румынам), Бельгия — 53, Польша — 48, Дания — 43, Нидерланды — 42, Португалия — 28. Пока о своих планах поделиться "шестнадцатыми" с Украиной заявили только датчане и голландцы, да и те не станут передавать все свои самолеты. То есть речь идет о нескольких десятках машин.
А для них еще нужно найти пилотов! Существенная часть украинских летчиков уже "ссажена" с неба на землю. В строю остались в основном молодые выпускники военного авиационного училища в Харькове. С одной стороны, их проще научить пилотированию американских машин, чем переучивать более опытных пилотов. По оценкамзападных экспертов, на это может уйти от четырех до шести месяцев. С другой, минимальный налет и отсутствие боевого опыта сделают их беспомощными против российских летчиков. Собственно, все это понятно уже сейчас, с учетом опыта первого года СВО.
И последнее. Истребителю требуются не только пилоты, но еще и место для стоянки и хранения топлива и боеприпасов. Причем все это нужно хорошо защитить от ударов противника. Вот с этим-то на Украине полная беда. Свои аэродромы она никогда не готовила к реальным боевым действиям, за что и расплачивается с 22 февраля прошлого года. Построить новые еще нужно успеть, плюс разместить их надо достаточно далеко от линии боевого соприкосновения. А опыт показал, что российские "Кинжалы" способны долететь очень далеко — и ударить очень глубоко. Остается на первое время единственный вариант: размещать F-16 на восточных аэродромах Польши. Что превращает истребители в почти бесполезную игрушку. Оттуда им еще нужно будет долететь до места, в котором ВСУ обнаружат российские самолеты — а те к тому времени уже справятся с задачей и лягут на обратный курс.
Получается, Киев добился от Запада обещаний поставить вожделенные F-16 — а получит в итоге чемодан без ручки. Потратив существенное время и колоссальные деньги, Украина вооружит свои ВВС устаревшими самолетами с неопытными пилотами и не сможет обеспечить их боевую эффективность. Зато западные союзники с удовольствием погреют руки, избавляясь от старья. Да и украинские политики почти наверняка получат на этом свой куш. Им не впервой. А население… Все равно война объявлена до последнего украинца!