Антироссийская Молдавия. Как Санду толкает страну в ЕС и ищет соратников в новом парламенте

ЕП: в Молдавии у партии власти снизились шансы на победу на парламентских выборах

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Пророссийские силы Молдавии крепнут, а правительство страны непопулярно, пишет "Европейская правда". Поэтому на следующих парламентских выборах партия власти наверняка потеряет большинство. Мысль об этом вызывает ужас не только у представителей этой партии, но и у западных партнеров.
Двадцать первого мая в Кишиневе состоялся митинг, который по ряду параметров можно считать историческим.
Читайте ИноСМИ на нашем канале в Telegram
Восемьдесят тысяч человек без партийных флагов собрались на площади в центре города, чтобы поддержать движение страны в Европейский союз и заявить об этом вслух. Это не дотянуло до рекордных митингов конца 1980-х, но все равно было масштабно. Еще более масштабными являются политические последствия этого собрания.
Майе Санду удалось сделать невозможное, собрать на свой митинг даже своих политических противников из числа тех партий, которые не являются откровенными агентами или друзьями РФ. И это – хорошая заявка на переизбрание ее президентом в следующем году. Санду работает над тем, чтобы закрепить за собой некий имидж "матери нации", и делает это довольно эффективно.
Но Республика Молдова – это, прежде всего, парламентское государство. А с перспективами парламентских выборов у соратников Санду из партии PAS дела обстоят намного хуже, чем у их первого лидера, ныне президента.
Пророссийские силы все крепче. Правительство Молдавии – непопулярное. Все рейтинги единодушны: только чудо может спасти PAS от потери большинства в парламенте. В команде Санду это хорошо понимают и уже готовятся к поиску соратников. Одного из них, похоже, окончательно определил "мегамитинг", состоявшийся двадцать первого мая. Это – Ион Чебан, до недавнего времени член пророссийской партии, который публично "сменил ориентацию" и создал в Молдавии движение "крепких хозяйственников". Сейчас на него открыто делают ставку ЕС и прежде всего США.
А сама Майя Санду и ее партия вместо этого занимают нишу открыто антироссийской силы (а значит, главного природного соратника Украины в Молдавии).

За евроинтеграцию? Меньше чем за независимость

Центральная площадь Кишинева была переполнена гражданами Молдавии, которые пришли, чтобы послушать президента Майю Санду и подтвердить "ногами" свой геополитический выбор. Столь многочисленные собрания здесь были лишь в то время, когда Молдавия обретала независимость. Тогда многотысячные "антисоветские" митинги собирались на улице, чтобы заявить, что они больше не боятся, что Молдавия должна быть независимой от российского влияния, а также чтобы завоевать право на использование румынского языка с отказом от кириллической графики, которую в свое время навязал СССР.
Главное событие из этого ряда состоялось в 1989 году и собрало в столице тогдашней МССР несколько сотен тысяч человек. Она получила название Великое национальное собрание. Количество участников того митинга доподлинно неизвестно, некоторые оценки говорят даже о семистах тысячах (!), что составляет одну шестую часть населения Молдавии. Даже в наиболее скептических оценках речь идет о трехстах тысячах.
<…>
Собрания двадцать седьмого августа 1989 и 1991 годов определили дальнейшую историю Молдавии.
Под мирным давлением улицы тогдашний парламент Молдавской Советской Социалистической Республики, собравшийся на сессию в конце августа 1989 года, был вынужден принять ряд решений, которых требовал народ. Во вторую годовщину этого митинга Молдавия (опять же, по требованию людей) провозгласила независимость.
А центральная площадь Кишинева получила название площади Великого национального собрания.
Именно на этой площади правящие и оппозиционные партии Молдавии пытаются организовывать важные митинги, но идеи повторения событий 1989 года до сих пор не было (точнее, когда очередной спикер митинга проводил такое сравнение – его не воспринимали всерьез).
Санду удалось это преодолеть. Собрание двадцать первого мая не было спонтанным – Молдавия готовилась к нему более месяца. С идеей его проведения Санду выступила лично и сразу объявила, что митинг будет называться Национальное собрание "Европейская Молдавия", преследуя четкую аналогию с историческими событиями.
Аналогичной так же была и идея собрания – как и в 1989-м году, показать волю молдавского народа, его стремление вступить в ЕС. Адресатами "послания", очевидно, являются те молдаване, которые до сих пор не определились с геополитическими стремлениями, а также иностранные политики, которые должны были получить сигнал: "Молдавия – это Европа".
Можно ли в этом смысле называть результат успешным? Сложный вопрос. В поддержку евроинтеграции вышло гораздо меньше молдован, чем в поддержку независимости в свое время.
Но Санду выиграла совсем в другом.

Спасение от агентов РФ

За последний год мы уже привыкли к тому, что Молдавия – прозападная и что она перестала быть "вечным другом РФ".
Кишинев планомерно выходит из всех соглашений СНГ и не участвует в работе организации.
<…>
Впрочем, эта ситуация не является самоочевидной. Ее обеспечивает то, что партия Санду PAS имеет большинство в парламенте и принимает те законы, которые воспринимаются Кремлем как "русофобские".
Но дело в том, что так будет продолжаться не вечно.
Правительству Молдавии, столкнувшемуся с несколькими кризисами подряд, не удалось избежать потери популярности. Эту же судьбу повторила и правящая партия PAS, работа которой в парламенте не была идеальной.
Поэтому на следующих парламентских выборах партия Санду наверняка большинство потеряет. Мысль об этом вызывает ужас не только у представителей этой партии, но также у западных партнеров.
С кем им тогда договариваться? С пророссийским Игорем Додоном? С партией преступника Илана Шора, скрывающегося от тюрьмы в Израиле? Или снова идти к не менее запятнанным политикам прошлых времен, которые на словах выступают за ЕС, но имеют в активе безумный шлейф обвинений во взяточничестве и злоупотреблениях?
Все эти варианты не подходят. И хотя до переизбрания парламента осталось еще два года (если, конечно, не будет досрочных выборов), их приближение уже беспокоит Запад.
У "Европейского национального собрания" не было ответов, кто готов стать партнером Санду в потенциальном будущем парламенте. Но этот ответ появился. После колебаний и споров о поддержке собрания двадцать первого мая публично объявил мэр Кишинева Ион Чебан, пообещав, что также приведет на площадь своих партийцев. И на этой фигуре стоит остановиться отдельно. Потому что, кажется, к нему будет приковано все большее внимание. Это очень интересная фигура.
У Чебана пока нет политической команды, только имидж крепкого хозяйственника и высокий авторитет в столице. А еще он имеет вновь созданную партию MAN – Национальное альтернативное движение. У партии нет зафиксированной идеологии, и именно поэтому, как полагают, эта "альтернатива" сможет оттягивать на себя голоса тех, кто разочаровался и в Санду, и в Додоне.
Однако у него имеется политическое прошлое с пророссийским привкусом – Чебан длительное время был членом компартии, а затем – партии Додона, хотя и не засветился чем-то вроде откровенной поддержки Путина. Несмотря на эту историю, Чебан приобрел имидж любимца Штатов. С ним встречается посол США, его принимают в Госдепе. И даже решение о том, чтобы присоединиться к митингу Санду, он объявил, физически находясь в командировке в США. Так же к нему приковано внимание со стороны европейских послов и политиков.
Эта инвестиция оправдалась. Двадцать первого мая MAN и Чебан определились: они выбирают европейский, а не российский вектор. И на них делают ставку как на потенциальных спасителей европейского большинства в следующем парламенте.

Бескомпромиссная Санду

А еще Национальное собрание двадцать первого мая показало, что в то время, как команда Санду морально готовится к возможной потере парламента, сама президент имеет очень хорошие шансы на переизбрание на выборах, которые состоятся уже в следующем году. Скорее всего, у нее там просто не будет конкурентов. Потому что двадцать первого мая все они "слились" и согласились участвовать в ее мероприятии.
На площади Великого национального собрания в тот день не было партийных флагов (даже от партии PAS), а со сцены не выступали молдавские политики за одним-единственным исключением: ключевым пунктом программы стала программная речь самой Майи Санду. Она, конечно, говорила о государственном интересе и о европейском будущем Молдавии, но это не отрицает того факта, что она остается политиком.
То, что все другие политики и партии, кроме пророссийских, согласились участвовать в этом действе, подтверждает, что они признают первенство Майи Санду в этой стране.
Впрочем, стоит отметить, что с течением времени политическая позиция Санду несколько меняется. Речь идет о деталях, но весомых. Она и сама это признала в интервью, которое дала в минувшие выходные на русском языке, пытаясь убедить кишиневцев прийти на митинг двадцать первого мая. В этом интервью президент подтвердила, что она открыто выбирает антироссийскую ориентацию. "Меня изменил конфликт", – призналась президент. "Для меня РФ – это конфликт. Это государство, которое не ценит своих людей, где жизнь ничего не стоит", – пояснила она.
"Некому работать руками". Украинский бизнес не может найти рабочих из-за эмиграции и мобилизацииНа украинском рынке труда возник дефицит кадров, пишет портал "Страна". Нехватка рабочих рук возникла в результате массовой мобилизации, эмиграции и отказа мужчин от официального устройства на работу из-за нежелания получить повестку.
А вскоре добавила: Молдавия арестует Путина, если он приедет в страну. Это – точка невозврата в отношениях. В целом очень похоже, что Майя Санду, а тем более ее партия, становятся все более радикальными в отношении к России и в своей прозападности. Напомним, именно они ввели запрет на путинскую символику, запретили трансляцию российской пропаганды в телеэфире и тому подобное. И из-за этого они стали естественными соратниками для Украины.
Остается пожелать им успеха в убеждении избирателей. Потому что все же таки до президентских, а тем более до парламентских выборов до сих пор остается время.
Автор: Сергей Сидоренко
Обсудить
Рекомендуем