Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Неэффективность западных санкций в отношении России стала очевидной. Геополитические противники нашего государства, по образному выражению одного из американских экономистов, "выстрелили себе в ногу". И не один раз. Российская экономика сумела не только найти новых партнеров на востоке, но и превратиться в одного из лидеров нынешнего движения за пересмотр прежней однополярной модели мирового устройства. Что сделало ее еще более привлекательным партнером для всех, кому американская гегемония встала поперек горла.
"Украинский кризис привел к новому расколу между Западом и развивающимися странами, — пишет японская Nihon Keizai. — В то время как развитые державы взяли инициативу по введению жестких санкций против Москвы, многие государства с формирующимся рынком за пределами Европы не просто придерживаются обратной политики, но и пытаются расширить торговлю с Россией, отдавая предпочтение экономике, а не геополитике".
Последний вывод представляется неточным. Японцам, как и многим другим американским союзникам (в том числе и вынужденным), очень хочется, чтобы дело обстояло именно так: экономика, а не геополитика. Но — нет. "Государства за пределами Европы" видят в России, как и в других ее партнерах по БРИКС, не просто экономических лидеров. Они рассматривают их как страны, способные бросить вызов американской гегемонии. Точнее, уже бросившие. Именно поэтому в по сути антизападный экономический блок сегодня стремятся не только те, кто давно и последовательно выступает против однополярного мира. Туда хотят войти и страны, понимающие, что такое баланс собственных и чужих интересов.
Не стоит удивляться, что нам удалось выстоять, когда страны ЕС и НАТО начали экономическую войну. "Пекин, Дели и Анкара являются тремя крупнейшими игроками, стимулирующими смещение экономической деятельности Москвы в сторону регионов с формирующимся рынком, — приводит данные японское издание. — Общий объем торговли этих государств с Россией изменился: у Китая он вырос в 1,3 раза по сравнению с предыдущим годом, у Индии — в 3,2 раза, а у Турции — почти в два раза".
Все это происходит на фоне катастрофической ситуации с экономикой в Западной Европе, послушно голосующей по указке Соединенных Штатов. "В МВФ прогнозировали, что в 2023 году российская экономика будет расти на 0,7% быстрее, чем экономика Германии, Великобритании, Франции и Италии, — напоминаетсаудовская Asharq Al-Awsat. — Таким образом, экономический рост в России будет опережать экономику четырех стран G7, возглавляющих санкционную кампанию". Издание также напоминает, что МВФ "примерно через два месяца после начала спецоперации на Украине ожидал, что российская экономика сократится на 8,5% в 2022 году и ещё на 2,3% в 2023 году. Впоследствии он улучшил свой прогноз, поскольку российская экономика успешно противостоит западным санкциям".
Показательным примером является Германия, где в последнее время наблюдаются все признакиначавшейся рецессии. Пока — "технической", но за нею может наступить и полная. Причина проста: оставшись без дешевого российского газа, немецкая промышленность вынуждена перейти на куда более дорогой американский СПГ. А многие предприятия Германии и вовсе начали переводить производство в Америку, поскольку это оказалось выгоднее, чем сохранять его на родине. Результаты не замедлили сказаться на немецкой экономике.
Похожая ситуация складывается и во Франции, и в других европейских государствах. Там, где русофобия еще не заместила здравый смысл — то есть в "старых" странах Европы, — население высказывается против продолжения санкционной политики и поддержки Украины. Напротив, бывшие государства Варшавского блока, переживающие пик антироссийских настроений, пока еще готовы мириться с потерями ради "наказания русских". Но и до них уже начинает доходить, что наказывают пока самих европейцев.
Это очевидно для стран глобального Юга, Африки и Южной Америки. Они сегодня превращаются в основных торговых и политических партнеров России. В первые месяцы после начала СВО на Западе было модно шутить по поводу того, что-де русские променяли партнерство с Америкой и Западной Европой на слабые африканские и южно-азиатские страны. Сегодня этих шуток уже не слышно.
Почему? Да потому, что население стран, уже входящих в БРИКС, составляет почти половину населения Земли! Даже без подавших заявки на вступление Аргентины и Ирана число жителей союза втрое превышает такой же показатель у G7. Суммарный ВВП по паритету покупательной способности у двух организаций уже сейчас практически равен, а после вступления новых членов в БРИКС будет больше, чем у "семерки". И так далее в том же духе.
Обо всем этом страны глобального Юга и претенденты на вступление в этот союз откровенно говорят вслух. Причем стараются погромче. Никому не хочется, чтобы экономическое противостояние привело к полному краху мировой экономики. Китайская "Хуаньцю шибао" рассуждает так: "Усиление санкций США и ЕС неизбежно прямо или косвенно усилит инфляционное давление на многие государства. Для крупных западных держав, чья денежно-кредитная политика сейчас разрывается из-за того, что они хотят и стабилизировать рост, и сдерживать инфляцию, это, безусловно, не слишком хорошая новость. В условиях повышения давления они могут быть вынуждены отказаться от цели стабилизации роста и продолжить ужесточение денежно-кредитного курса, из-за чего им придется столкнуться с более высокими рисками экономического спада и даже вспышкой экономических и финансовых кризисов".
И все равно Старый Свет под руководством Нового старательно продолжает стрелять себе в ноги. Отказ от санкций и переход к политике сдерживания украинского режима будет означать крах действующей либеральной модели и продвижения западной демократии. И необходимость признать, что все попытки навязать "демократические" ценности приводили исключительно к гуманитарным трагедиям. Как по военным причинам, так и по экономическим.
Сегодня это не просто очевидно. Сегодня это — альтернатива тому пути, который показывает Россия. Никакие санкции и никакие меры геополитического давления не действуют, если государство выбирает собственный путь развития. Благодаря этому выбору оно находит союзников, и их становится все больше. Такое развитие событий и вынуждает коллективный Запад предпринимать новые бессмысленные шаги, надеясь на свое легендарное экономическое могущество.
Легендарное — значит, овеянное легендами. Как выяснилось, за ними нет ничего реального. Экономика услуг спасовала перед экономикой производства и ресурсов. G7 все чаще пасует перед БРИКС, Америка — перед Россией и Китаем. Даже страны-члены НАТО — такие, как Турция и Венгрия — выбирают в расширяющемся противостоянии другую сторону. Над этим можно горько шутить, как привыкает делать Запад. Но лучше признать: экономическая война фактически проиграна. Следующий этап — проигрыш в прокси-войне на Украине.