Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
США удалось избежать экономического краха, но финансовый ад для них еще не закончился, пишет The Economist. Новое соглашение о повышении потолка госдолга рассчитано до 2025 года, но в действительности оно не устранит основные источники проблем.
Как бы высоки ни были ставки, последний акт драмы вокруг долгового потолка принес весьма скромные результаты.
Мыльные оперы по законам жанра должны длиться бесконечно и поэтому никогда не заканчиваются однозначно. То же и с последней серией, затянувшейся вашингтонской мыльной оперы — драма вокруг долгового потолка разгорается примерно раз в два года, и сейчас в очередной раз близится к предсказуемо недолговечному финалу. Пригрозив миру суверенным дефолтом и финансовой катастрофой ради достижения своих целей, республиканцы в Конгрессе выбили от президента Джо Байдена скудные уступки и согласились, что Америке, в конце концов, надлежит исполнять свои обязательства. Стороны договорились повысить потолок государственного долга — это позволит возобновить займы как ни в чем не бывало и предотвратит Армагеддон как минимум на ближайшие полтора года. Республиканские лидеры уже нарекли уговор, вылившийся в Закон о финансовой ответственности, "исторической победой бюджетного благоразумия". На самом же деле основным источникам финансовой безответственности США ничто не угрожает.
Формально нынешний акт драмы еще не закончен. Однако 31 мая было преодолено сложнейшее препятствие: Палата представителей одобрила уговор 314 голосами против 117. Теперь сделка отправилась в Сенат, который должен утвердить ее к 5 июня — иначе министерство финансов предупредило, что у него может закончиться наличность. Несколько консервативных сенаторов пригрозили процедурными задержками, но других помех не видно. И Чак Шумер, лидер демократического большинства в Сенате, и Митч Макконнелл, лидер республиканского меньшинства, уговор решительно поддержали. В Палате представителей же поддержка была, по нынешним временам, и вовсе единогласной — две трети республиканцев и четыре пятых демократов.
На первый взгляд, краткое содержание сделки поистине впечатляет. Бюджетное управление Конгресса, нейтральный счетовод, подсчитало, что она сократит расходы примерно на 1,3 триллиона долларов в течение следующего десятилетия. Когда сокращения измеряются триллионами, а не миллиардами, это по определению немало. Загвоздка лишь в том, что федеральные расходы исчисляются и вовсе десятками триллионов: по прикидкам все того же управления, в следующее десятилетие предстоит потратить почти 80 триллионов долларов. Более того, его долговые оценки чересчур оптимистичны. Дополнительные соглашения между Белым домом и Кевином Маккарти, спикером Палаты представителей от республиканцев, наверняка смягчат сокращения. Бюджетный специалист Дональд Шнайдер считает, что сэкономить на сокращениях свыше 90 миллиардов долларов удастся лишь за счет "творческой бухгалтерии". И что особенно важно, ограничения на расходы вступят в силу лишь в 2024 и 2025 годах.
Таким образом, более подробный анализ говорит о том, что экономический эффект сделки окажется незначительным. Майкл Фероли из банка JP Morgan считает, что в следующем году федеральные расходы снизятся всего лишь на 0,2% ВВП. Это намного меньше даже сокращения на 0,7%, достигнутого в 2011 году после бюджетных распрей во время Барака Обамы. Хорошая новость для Байдена заключается в том, что и отрицательный эффект от сокращений тоже будет слабым. Марк Занди из Moody’s Analytics, дочерней компании известного кредитно-рейтингового агентства, считает, что уровень безработицы в следующем году может вырасти всего на 0,1%. Эффект куда менее желательный — это сокращение расходов едва ли поможет сдержать высокую инфляцию.
Но даже неубедительная сделка несоизмеримо лучше ее отсутствия — к тому же чреватого обвалом на мировых рынках. И все же контраст между высочайшими ставками в русской рулетке вокруг долгового потолка и ничтожным исходом переговоров тоже абсурден. Бюджетное будущее Америки по-прежнему пугает. Последним тревогу насчет финансов страны 26 мая забил Международный валютный фонд. Федеральный долг, принадлежащий инвесторам внутри страны и за рубежом, достиг почти 93% ВВП — сегодня он почти втрое выше, чем накануне мирового финансового кризиса 2007–2009 годов. К концу десятилетия американское правительство будет тратить на процентные платежи больше, чем на национальную оборону.
Ключевую роль в решении финансово-бюджетных проблем США играют два элемента. Во-первых, это расходы на пособия — в частности, государственные пенсии и медицинское страхование для пожилых. На них уже приходится почти две трети федеральных расходов, и по мере старения населения их доля будет лишь увеличиваться. Во-вторых, это налоговые поступления — при этом их доля в ВВП в Америке значительно ниже, чем у большинства других стран с высоким уровнем дохода. На переговорах о долговом потолке ни один из этих элементов, что характерно, даже не обсуждался: демократы боятся, что на выборах им аукнется призыв повысить налоги, а республиканцы — что им припомнят попытки сократить пособия. Поскольку обе стороны твердо намерены увеличить траты на оборону, сокращение расходов всецело сосредоточится на "не связанных с обороной программах, предусматривающих свободу усмотрения", на которые приходится лишь порядка 15% бюджета. Таким образом, сокращения, а их еще предстоит согласовать, коснутся национальных парков, школ, здравоохранения и многого другого.
Быть может, из этого фиаско еще выйдет толк. Маккарти призвал двухпартийную комиссию выяснить, как наладить государственные финансы — но эта идея ничего кроме смеха не вызвала. Однако Брайан Ридл из Манхэттенского института, консервативного аналитического центра в Нью-Йорке, смотрит на это без привычного презрения. "От комиссий бывает прок, если обе стороны действительно хотят достичь результата, а не просто поставить галочку", — говорит он. Между тем Байден допустил, что запросит судебное разбирательство, чтобы проверить законность долгового потолка как такового — как того уже давно требуют прогрессивные демократы.
Если помечтать, то действительно можно себе представить будущее, где оба эти начинания увенчаются успехом: выводы комиссии приведут к серьезным бюджетным реформам, а успешное судебное разбирательство освободит Америку от рецидивов безумия из-за долгового потолка. Однако уже скоро в эти мечтания вмешаются суровые политические реалии. Новое соглашение о повышении потолка действует лишь до начала 2025 года, после чего практически наверняка начнется очередной акт извечной драмы.