Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Бюджет ЕС не соответствует текущим вызовам, пишет Handelsblatt. Европа переживает комплексный кризис, финансовые резервы почти исчерпаны, и совсем немного остается на насущные нужды: трансформацию энергетики, противодействие китайской инициативе "Новый шелковый путь" и помощь Киеву.
Европа переживает комплексный кризис, в то время как дееспособность ЕС тает. Его нынешний бюджет не соответствует стоящим перед союзом вызовам.
Конфликт на Украине и прекращение поставок российского газа. Первые последствия изменения климата и поздние последствия пандемии. Миграционное давление и рост стоимости кредитов. Никогда ранее Европа не переживала столько кризисов одновременно. И ничто не говорит о том, что положение этими кризисами ограничится. Скорее наоборот.
Комплексный кризис принимает затяжной характер и превосходит финансовые возможности ЕС. Бюджетные резервы союза практически исчерпаны, оставшиеся миллиарды давно распланированы. Вызовы, стоящие перед европейскими политиками, множатся, но дееспособность последних тает.
Одна из тем, которая за пределами Брюсселя интересует только специалистов, все чаще попадает в центр дебатов европейских политиков: пересмотр бюджета ЕС. Йоханнес Хан (Johannes Hahn), Европейский комиссар по бюджету, собирается во вторник представить предложения сначала по бюджету на 2024 год, а затем, предположительно в середине месяца, проект бюджетного плана на 2021-2027 годы (так называемые многолетние финансовые рамки – МФР) .
Но тот, кто ожидает какого-то прорыва, будет разочарован. Готовность стран-членов дополнительно раскошелиться мала, в том числе и у Германии, самого важного донора ЕС. Не в восторге члены союза и от планов Европарламента увеличить бюджет Еврокомиссии.
Только на первый взгляд суммы, указанные в бюджете ЕС, производят впечатление. В так называемые многолетние финансовые рамки заложено более одного триллиона евро. К нему добавляются 750 миллиардов евро из Фонда восстановления после пандемии.
Однако эти расходы распределены на семь лет. Кроме того, около 80 % средств бюджета уже четко распланированы, например, для совместной аграрной политики или когезионного фонда, призванного выравнивать экономики стран ЕС.
У ЕС много обязательных расходов, но мало гибкости
Поэтому остается менее 30 миллиардов в год, чтобы помогать Украине, ускорять трансформацию энергетики, поддерживать производство чипов, давать импульсы местной индустрии чистых технологий, разрабатывать новые источники сырья и противодействовать китайской инициативе "Новый шелковый путь".
В этом году Хану придется выжимать последние резервы из семилетнего бюджета. Неудивительно, что Еврокомиссия прибегает к трюкам наперсточников и к политике пустых обещаний.
Втиснутый в жесткий корсет обязательных расходов, Европейский союз не сможет стать мощной геополитической державой. При нынешней бюджетной структуре ЕС не соответствует стоящим перед ним вызовам.
Поэтому пересмотр бюджета должен привести к более гибкому использованию средств ЕС в будущем: для преодоления кризисов, поддержки новых научных проектов и – с известной осторожностью – для совместной индустриальной политики. На дееспособный ЕС денег не жалко.