Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В 1992 году российская подлодка "Кострома" попыталась всплыть, находясь прямо под американской субмариной "Батон-Руж", которая вела скрытое наблюдение у Мурманска, пишет 19FortyFive. В результате столкновения обе лодки получили повреждения, но американская в строй так и не вернулась.
Многие полагают, что гидролокатор – это своего рода радар, который работает под водой. Однако вода – это гораздо менее податливая среда, нежели воздух, даже если речь идет о самых современных датчиках. Кроме того, ветер, колебания температуры и звуки, отражающиеся от океанского дна, могут существенным образом ухудшить качество работы гидролокатора. При попытке обнаружить чрезвычайно тихие подлодки, которые используются в настоящее время, всего несколько неблагоприятных факторов могут превратить очень сложную задачу в совершенно невыполнимую.
Именно поэтому субмарина, шпионящая вблизи какого-нибудь порта противника, может не замечать другую подводную лодку, направляющуюся прямиком к ней, вплоть до самого момента их столкновения, – и это может обернуться настоящим провалом и позором для всех участников инцидента.
11 февраля 1992 года американская атомная ударная субмарина "Батон-Руж"(USS Baton Rouge) класса "Лос-Анджелес" вела скрытое наблюдение, находясь на двадцатиметровой глубине на мелководье у острова Кильдин, в 22 километрах от российского портового города Мурманск. Советский Союз распался двумя месяцами ранее, однако ВМС США считали необходимым продолжить наблюдение за тем, что осталось от мощного советского военно-морского флота.
Какие именно задачи выполняла субмарина "Батон-Руж" в тот момент, до сих пор неизвестно. Возможно, она записывала звуки, издаваемые российскими подводными лодками, для последующего анализа и идентификации. Или же она могла размещать или, наоборот, снимать ранее установленные устройства для сбора разведданных.
В 20:16 нечто массивное ударило в днище 110-метровой субмарины "Батон-Руж", сильно поцарапав ее корпус и вызвав разрывы в балластной цистерне по левому борту. К счастью, других повреждений корпуса американской подлодки не было.
Выяснилось, что российская атомная подлодка Б-276 "Кострома" проекта 945 "Барракуда" попыталась всплыть, находясь прямо под американской субмариной. Башня российской подлодки, двигавшейся со скоростью примерно восемь миль в час, врезалась в днище американского корабля. В результате столкновения с "Батон-Руж" "Кострома" отделалась частичными повреждениями титанового корпуса рубки, а позже в ее обшивке были обнаружены фрагменты антиакустического покрытия американской субмарины.
Главнокомандующий ВМС: Великобритания должна увеличить финансирование, чтобы победить российские "подлодки-невидимки"На вооружение ВМФ России встали самые бесшумные подводные лодки в мире, которые вызвали сильное беспокойство в Соединенном Королевстве, пишет The Times. Глава британских ВМС Бен Ки назвал подлодки "угрозой" и призвал создать оружие против них.
18.05.202300
Обе эти подводные лодки были спроектированы таким образом, чтобы иметь возможность запускать крылатые ракеты из своих торпедных аппаратов, и некоторые из них теоретически могли быть оснащены ядерными боеголовками. Однако незадолго до инцидента Россия и Соединенные Штаты договорились снять с них ядерные боеголовки – в соответствии с первым Договором о сокращении стратегических наступательных вооружений, – поэтому, скорее всего, у "Батон-Руж" их уже не было. Тем не менее, если бы столкновение оказалось более сильным, оно могло привести к повреждению атомных реакторов одной из подводных лодок, что обернулось бы утечкой радиации и облучением субмарин и окружающих вод.
К счастью, этого не произошло. "Батон-Руж" сделала круг и связалась с российской подлодкой, чтобы выяснить, не нужна ли ей помощь, а потом оба судна вернулись в свои порты на ремонт.
Столкновение подлодок повлекло за собой один из первых "дипломатических инцидентов" в отношениях Соединенных Штатов с новым российским правительством. Госсекретарю США Джеймсу Бейкеру пришлось лично встретиться с президентом Борисом Ельциным, чтобы заверить того, что Соединенные Штаты свернут свою шпионскую деятельность в российских водах, однако еще одно столкновение субмарин, уже у берегов Кольского полуострова, произошедшее в следующем году, продемонстрировало пустоту его обещания.
Инцидент с "Костромой" и "Батон-Руж" также показал, что разные страны вкладывают разный смысл в формулировку "международные воды". Соединенные Штаты придерживаются стандарта, согласно которому международные воды начинаются на расстоянии 12 миль от ближайшего массива суши. И "Батон-Руж" соблюдала это требование. Но Москва определяла их как территории, начинающиеся за 12 миль от линии, образованной двумя берегами залива, и с этой точки зрения субмарина "Батон-Руж" нарушала границу ее территориальных вод.
Подводной лодке "Батон-Руж", которая была второй по величине субмариной в обширном классе "Лос-Анджелес", было всего 17 лет. Однако власти сочли стоимость ремонта 110-метрового судна в совокупности с уже запланированными расходами на ядерную дозаправку излишне большой, и в январе 1995 года его списали.
Между тем "Кострому" отремонтировали, и к 1997 году она вернулась в море. Российские моряки нарисовали на рубке отметку о "подбитой подлодке" – в память о "победе" над американской "Батон-Руж".
Малозаметность на мелководье
Как такое столкновение вообще могло произойти? Авторы некоторых публикаций в прессе утверждали, что американская и российская подлодки "играли в кошки-мышки" и просто зашли слишком далеко. Действительно, подобные игры одно время были распространенным явлением среди ударных субмарин враждующих стран и не раз оборачивались столкновениями.
Однако эта версия кажется крайне неубедительной, потому что подводная лодка способна играть "в кошки-мышки", только если она в состоянии обнаружить другой корабль. Если говорить о мелководье у острова Кильдин, вряд ли российская и американская подлодки могли бы обнаружить друг друга.
Это объясняется тем, что на мелководье прибойные волны создают минимум в десять раз более сильные фоновые помехи для гидролокаторов, из-за чего операторам крайне трудно различить тихий звук гребного винта другой подлодки. Более того, даже те сигналы, которые можно обнаружить, будут отражаться от океанского дна и прибойных волн, в результате чего их будет очень трудно различить в условиях фоновых помех.
В 1993 году аналитик Евгений Мясников посчитал, что дальность обнаружения – с помощью пассивного гидролокатора – тихоходной подводной лодки проекта "Барракуда" в такой шумной обстановке, вероятно, составляла примерно от ста до двухсот метров, а в ветреный день еще меньше. Дальность обнаружения уменьшилась бы до нуля, если бы российская подлодка приблизилась к "Батон-Руж" сзади по дуге в 60 градусов, потому что в этом случае стационарная гидроакустическая антенна субмарины попросту не достала бы ее.
У российской подлодки тоже было очень мало шансов обнаружить более тихую субмарину класса "Лос-Анджелес". В таких условиях более мощные стационарные противолодочные датчики могли быть эффективны только на расстоянии от трех до пяти километров, а этого было слишком мало в той ситуации. Подводные лодки также могут использовать буксируемые гидроакустические антенны для увеличения зоны действия гидролокаторов, но их трудно контролировать на мелководье, поэтому в момент инцидента они не использовались.
Подлодка или надводный корабль также могут использовать активный гидролокатор для излучения звуковых волн, которые будут отражаться от корпуса другой подводной лодки. В условиях мелководья это могло увеличить дальность обнаружения до нескольких километров. Однако этот способ также позволяет обнаруживать ту платформу, которая использует активный гидролокатор.
Разумеется, "Батон-Руж" не использовала гидролокатор, чтобы оставаться незамеченной. И она не фиксировала никаких волн, которые мог бы излучать активный гидролокатор "Костромы". То есть обе подлодки не пользовались активными гидролокаторами, а их пассивные гидролокаторы, по всей видимости, были недостаточно мощными, чтобы обнаружить другое судно в условиях "шумного" мелководья.
Это объясняет, почему субмарины длиной больше футбольного поля, вполне могут столкнуться, не подозревая о присутствии друг друга вплоть до самого момента удара. Как свидетельствует случившееся в 2009 году столкновение между французской субмариной Triomphant, вооруженной ядерными ракетами, и британской Vanguard, риски столкновений атомных подводных лодок остаются вполне реальными и сегодня.
Автор статьи: Себастьен Роблин (Sebastien Roblin)