Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Чехи все чаще отказываются от культурного досуга, пишет Deník. Для многих ходить в кино и на концерты — слишком дорогое удовольствие, а кто-то уже привык к стриминговым платформам или отдает предпочтение туризму. Лучше всего дела у чехов обстоят с книгами — их пока читают.
Яна Подскалска (Jana Podskalská)
Какой культурный досуг для чехов наиболее привлекателен? Книги. На втором месте — театр, концерты и кино. Замыкают список галереи и музеи. В таком порядке чехи выбирают культурные мероприятия и досуг. Если вообще уделяют ему внимание. После пандемии культурная сфера страдает из-за дефицита аудитории. Для одних ходить в кино и на концерты — слишком дорогое удовольствие, а другие уже привыкли к стриминговым платформам или отдают предпочтение туристическим походам. Таковы результаты опроса, который в рамках проекта "Чехия задешево" провел портал Deník среди своих читателей.
Дорогие билеты для всей семьи, рост интереса к пешим туристическим походам, экскурсиям и спорту, преимущественно бесплатным, рост расходов на основные жизненные потребности — таковы причины того, что почти половина респондентов, поучаствовавших в опросе издания Deník, отказались в прошлом году от культурного досуга. На вопросы ответили более трех с половиной тысяч человек.
Что касается читателей, которые в прошлом году все-таки участвовали в культурной жизни, то больше всех из них (17%) предпочитали театр, а чуть меньше ходили на концерты или в кино (по 12% опрошенных), пять процентов посетили галерею или музей. Такое же количество людей выбрали иной тип культурного досуга.
Представители культурных организаций не рады таким цифрам. Они раздумывают: может, дело совсем не в пандемии, а в чем-то другом? "У меня стойкое ощущение, что у чехов где-то в голове сидит, что галереи и музеи это скучно, и поэтому они туда не ходят", — размышляет директор Музея прикладного искусства в Праге Гелена Кёнигсмаркова.
По ее словам, чехи предпочитают ходить по галереям и музеям не дома, а за границей, например, в Вене. "А когда они приходят к нам, то часто удивляются, насколько интересная у нас экспозиция стекла, плакатов или других объектов", — подчеркнула директор. По ее мнению, причина также в снижении внимания к культуре со стороны средств массовой информации, которые освещают культурные события, прежде всего выставки, реже, чем в прошлом.
Но свою лепту внесла и упомянутая пандемия. "Она очень изменила культурные привычки людей. Они привыкли к виртуальным экскурсиям, а некоторые еще и не хотят тратиться. Хотя мы, в отличие от Национальной галереи, оставили билеты относительно дешевыми, в том числе для пенсионеров. 80 крон для них, как я думаю, посильная цена", — сказала директор Музея прикладного искусства в Праге Гелена Кёнигсмаркова.
Lidovky (Чехия): Чехия погружается в проблемы. Уровень жизни может снизиться. Опасный феномен изменил мир 50 лет назадИнфляция в Чехии бьет рекорды, пишут Lidovky. Она грозит перейти границу в 13 или 14%. Страна практически входит в стагфляцию, с которой еще никогда не сталкивалась. Локомотив экономики — автомобильная промышленность из-за военных действий на Украине столкнулась с серьезными трудностями. И пока выхода не предвидится, отмечает автор статьи.
22.03.202200
Непредсказуемые зрители
Спад интереса к культмассовым мероприятиям отмечает и директор пражского кинотеатра "Луцерна" Бедржих Немец. "С октября до весны у нас была хорошая посещаемость, и мы даже достигли "доковидных" цифр. А сейчас провал. Нет ничего хуже таких неожиданных моментов. Зрители в последние годы ведут себя странно", — пожимает он плечами.
Он допускает, что в кино дают не самые потрясающие фильмы, и что кинотеатры окончательно потеряли зрителя старшего поколения. "Раньше у нас была самая высокая посещаемость пенсионерами в республике, зачастую до полутора тысяч зрителей в неделю. А теперь — ничего", — констатирует директор пражского кинотеатра "Луцерна" Бедржих Немец.
По его мнению, виноват, во-первых, COVID-19 и постоянный страх, а во-вторых, то, что благодаря молодежи в семье и старшее поколение смотрит кино на стриминговых платформах (чаще всего на "Нетфликс"). Поэтому ходить в кино им неинтересно. Бедржих Немец видит выход из кризиса в специальных мероприятиях и проектах. (…)
Судя по данным опроса, снизилась и популярность попкорна. В прошлом году в кино его купили шесть процентов зрителей. Около трети никогда не ест его за просмотром кино, считая слишком дорогим или невкусным. Кстати, попкорн тоже подорожал. (…)
Пока лучше всего у чехов с книгами. Почти 30% опрошенных их все еще покупают для себя, а 33% признаются, что только в качестве подарков для других. 16% их либо никогда не покупали, либо отказались от них по финансовым соображениям. Шесть процентов респондентов любят читать и покупают книги, но только подержанные.
Тем не менее факт в том, что чехи читают и причем в самых разных вариантах: печатном, аудио или на электронном носителе. В конце концов, в этом году фестиваль "Мир книги" побил исторический рекорд: за четыре для его посетили почти 60 тысяч человек. (…)