Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Возможности семейства С-300 радикально улучшились с запуском серии С-300ПМУ, которая начала поступать на вооружение в 1992 году, пишет MWM. Её новые ракеты можно было запускать с мобильных установок, что повысило живучесть систем ПВО большой дальности.
В XXIвеке С-300 стала, пожалуй, самой известной и узнаваемой системой ПВО в мире. Она эксплуатируется как в нескольких родах российских вооруженных сил, так и рядом иностранных клиентов от Китая и Вьетнама до Алжира и Ирана. В боевых условиях она применяется в украинском конфликте с февраля 2022 года, а также в ограниченном объеме в конфликте в Нагорном Карабахе, причем обеими сторонами — как Арменией, так и Азербайджаном. Из-за расширенных возможностей системы ее продажа нередко становилась вопросом политическим, а подчас даже спорным, — так, в 2000-х Москва под давлением Запада отменила сделку с Ираном, а в 2016 году нарекания вызвала продажа Турции (члену НАТО) С-400, усовершенствованного и переименованного варианта С-300. Хотя С-300 находится на вооружении уже 44 года (с 1979 года), лишь в 1990-х годах ее возможности произвели революцию в российской ПВО и ряде стран-клиентов. Возможности семейства С-300 радикально улучшились с запуском серии С-300ПМУ, которая начала поступать на вооружение в 1992 году. Это важная веха в эволюции платформы объясняет, как ей удалось занять столь важное место в обороне России.
В 1980-х С-300 поступили на вооружение в качестве систем ПВО средней дальности, заменив устаревшие С-75 разработки 1950-х и сочетая в себе передовые противоракетные и противовоздушные возможности с крайне высокой мобильностью и способностью быстро менять позицию после стрельбы. В то время за дальнюю ПВО отвечала система С-200: с непревзойденной дальностью поражения в 300 км она могла перехватывать все виды целей, включая баллистические ракеты на низких гиперзвуковых скоростях. С-300П, напротив, имела дальность 70 км, а ее преемница С-300ПМ/ПС, принятая на вооружение в 1985 году, увеличила дальность до 90 км, улучшив при этом точность.
Ситуация резко изменилась с вводом в эксплуатацию С-300ПМУ-1 в 1992 году: этот комплекс и его преемники получили по классификации НАТО отдельное обозначение SA-20 (против SA-10 для серии С-300П/ПС) — это подчеркнуло его принципиально новые возможности. Система с ракетами 48Н6 получила дальность поражения 195 км и скорость 5,8 Маха. Хотя ее ракеты были меньшей дальности и медленнее, чем у С-200, но они были вчетверо меньше по размеру, что позволяло запускать их с мобильных установок, тогда как С-200 базировались на стационарных площадках. Результатом стало революционное повышение живучести российских систем ПВО большой дальности.
Даже при минимум вдвое большей дальности поражения чем у С-300 предыдущего поколения серия ПМУ впервые в мире представила возможность одновременного развертывания нескольких дополнительных типов ракет для многоуровневой защиты в рамках одного подразделения. Прорыв затронул и датчики системы — в сочетании с беспрецедентной компактностью и мобильностью это облегчило боевые действия на больших расстояниях. Возможности С-300ПМУ-1 не только упростили крупный экспорт (в первую очередь в Китай), но и позволили самой России поэтапно отказаться от установок С-200 и создать сеть дальнего радиуса действия, вывести которую из строя гораздо сложнее.
Поскольку сеть ПВО России с распадом Советского Союза быстро сократилась (пусть и не столь стремительно, как ВВС или большинство других областей вооруженных сил), способность обеспечить трехуровневую противовоздушную оборону в рамках единой системы была оценена по достоинству. В 1997 году на смену С-300ПМУ-1 пришла С-300ПМУ-2, получившая возможность поражать баллистические ракеты средней дальности и значительно улучшенный командный пункт, контейнер для ракет, комплекс технического обслуживания, радар и системы радиоэлектронной борьбы. Отдельные пусковые установки расширили свою автономность, а система как таковая получила возможность одновременно поражать больше целей.
С-300ПМУ-2 стала промежуточным звеном в разработке С-300ПМУ-3, позже переименованной в С-400 и поступившей на вооружение в 2007 году после значительных задержек. Зато она производилась в масштабах, гораздо бóльших, чем ее предшественницы вместе взятые. Она получила дальность поражения 250 км (позже увеличенную до 400 км), а также способность перехватывать гиперзвуковые ракеты на скоростях выше 8 Маха, более высокую мобильность и способность одновременно поражать больше целей и наводить до 160 ракет одновременно. Отличительной чертой С-400, однако, стали несколько радаров в разных диапазонах волн — это обеспечило огромную дальность обнаружения в 600 км против более крупных самолетов и порядка 100 км против целей-невидимок размером с истребитель пятого поколения.
Постсоветские модификации С-300, включая переименованный С-400, получили несравненные возможности, не сопоставимые с советскими системами средней дальности С-300П/ПС/ПТ, и могли выполнять гораздо более широкий спектр функций. Поскольку ВВС страны в 1990-х годах резко сократились, а их модернизация забуксовала из-за отмены многообещающих программ истребителей пятого поколения, для защиты воздушного пространства постсоветская Россия гораздо больше полагается на мобильные наземные системы С-300ПМУ-1, ПМУ-2 и С-400, которые считаются гораздо более эффективными с точки зрения затрат.