Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Непал придерживается нейтралитета во внешней политике, но в ситуации с Украиной сделал исключение и встал на сторону Запада, осудив спецоперацию России, пишет The Diplomat. Все больше молодых непальцев отправляются в зону конфликта. При этом многие из них, несмотря на официальный курс Катманду, вступают и в ряды российской армии.
Давняя традиция службы в иностранных армиях и отсутствие выбора дома втянули молодых непальцев в украинский конфликт.
Почти через месяц после начала спецоперации России появились сообщения о том, что молодой непалец по имени Пратап Баснет сражается на стороне Украины. Его история стала широко известна у него на родине. Непал придерживается нейтралитета и неприсоединения во внешней политике, однако в вопросе Украины правительство страны встало на сторону США и западного мира и осудило российскую спецоперацию.
Но недавно появились свидетельства того, что молодые непальцы вступают и в российские Вооруженные силы. 16 мая российские власти упростили для иностранцев получение гражданства после года военной службы в России. С тех пор сотни молодых непальцев поступили на службу по контракту. Некоторые из них до этого служили в непальской армии.
Один отставник, уволившийся недавно из непальской армии, рассказал, что работал охранником в Дубае, когда его "переманили" в Россию более привлекательные условия. Он поехал в Москву в качестве туриста и вступил в армию на призывном пункте. Поступить на военную службу в России ему позволили облегченные стандарты. "Раньше здесь требовали знание русского языка. Теперь и английский подходит", — рассказал мне мужчина в Telegram.
Сейчас он находится в военном тренировочном лагере в России. "Обучение для меня не было сложным, так как я прошел аналогичную подготовку в своей армии, — сказал он. — Но оружие здесь более современное, чем то, что я использовал на тренировках в непальских вооруженных силах".
В открытом доступе нет данных о количестве молодых непальцев, пополнивших ряды российских ВС. Но ни для кого не секрет, что непальская молодежь вербуется на службу в них в качестве частных лиц.
Непал имеет давнюю традицию отправлять молодежь по официальным каналам служить солдатами в Британию и Индию. Дело в том, что в Непале и Индии, в предгорьях Гималаев. проживает воинственная народность гуркхов (англ. Gurkhas). Гуркхи неустрашимы в бою, выносливы в походе - в общем, идеальные солдаты. Англичане на собственном горьком опыте убедились, что с гуркхами лучше не воевать (они резко отличались от в большинстве своем мирного и послушного населения Индии). Поэтому появилась традиция призыва гуркхов в британскую армию. Людей из этой в основном непальской народности призывали в британскую армию с 1815 года как "британских гуркхов". Эта традиция сохранилась и после обретения Индией независимости, только этих воинов стали называть "индийскими гуркхами". Непальские гуркхи служат во многих армиях мира, а с некоторых пор заметно присутствует в полиции разных стран - в частности, в сингапурской полиции они служат с 1949 года – опять же устроились туда гуркхи через британские каналы.
Однако у Непала нет других двусторонних соглашений об отправке молодежи на службу в иностранные вооруженные силы. При этом он является второй по величине страной, предоставляющей войска для миссий миротворческих сил Организации Объединенных Наций во всем мире. Но Непал не направляет своих военных в страны, не признанные ООН.
Бывший начальник штаба армии Непала Пурна Чандра Тхапа в интервью со мной отверг идею использования Непалом своих вооруженных сил за пределами миссий ООН, что, по его словам, противоречит официальной внешней политике страны.
Несмотря на нейтральный внешнеполитический курс Непала, его молодежь не только попадает в иностранные вооруженные силы по официальным каналам, но и вступает в иностранные армии в качестве частных лиц. Например, по имеющимся оценкам, тысячи молодых непальцев присоединились к Иностранному легиону французской армии, хотя между Непалом и Францией нет официального соглашения на этот счет.
В Соединенных Штатах Непал также считается одним из основных источников иммигрантов, желающих попасть в американскую армию ради гражданства. По данным Службы гражданства и иммиграции США (USCIS), Непал занимает в этом отношении седьмое место после Филиппин, Мексики, Китая, Южной Кореи, Ямайки и Нигерии.
В российско-украинском конфликте нет ничего уникального, что делало бы его привлекательным для непальской молодежи. Просто она уже давно готова поступать на службу в иностранные армии. И на это есть три основные причины.
Во-первых, Непал имеет долгую историю ожесточенных сражений с соседями, и гордость за воинское мастерство является частью национального сознания. Современный Непал образовался после завоевания десятков окружающих княжеств. Помимо приобретения внутреннего боевого опыта, непальцы сражались в составе коллективных сил Тибета и Китая с 1791 года. С 1815 года непальские юноши, состоявшие на службе в Британии, успели посражаться почти во всех войнах, в которых она участвовала. То же верно и для гуркхов из Индии с момента обретения ею независимости. Будь то официально или в частном порядке – Непал имеет давнюю традицию по отправке солдат в иностранную армию, и у современной молодежи это не вызывает вопросов.
И эта молодежь отчаянно нуждается в альтернативах. В Непале для нее недостаточно возможностей. Безработица, низкая заработная плата и отсутствие вакансий в собственной армии — это важные факторы, заставляющие непальских юношей уезжать и поступать на службу в иностранные вооруженные силы.
Похоже, что непальская молодежь легко присоединяется к иностранным вооруженным силам — независимо от идеологии соответствующих государств — если только молодые иностранцы могут добиться в них уважения и хорошей оплаты. Вот почему мы видим молодых непальцев, сражающихся как на стороне ВСУ, так и на стороне российской армии.