Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Су-57 — самый дешевый истребитель в пятом поколении, стоимость его полета оценивается примерно в половину меньше, чем у гораздо более легкого одномоторного американского конкурента F-35, пишет MWM. Это делает российский самолет очень доступным для масштабных приобретений за рубежом.
Разработка российского истребителя пятого поколения Су-57 (по классификации НАТО: Felon или "Злоумышленник") несколько раз откладывалась. Первоначально предполагалось, что первая эскадрилья будет сформирована в 2015 году, к 2025 году будет введено в эксплуатацию 200 истребителей, а еще более 100 будет поставлено на экспорт. Но программа сильно выбилась из графика: сегодня на вооружении находится лишь десять истребителей, а к 2028 году ожидается ввод в эксплуатацию лишь 76 машин. Тем не менее, ожидается, что по объемам производства этот истребитель вскоре превзойдет любой из существующих классов российских истребителей, чтобы удовлетворить не только потребности ВВС России на фоне ширящегося развертывания истребителей пятого поколения НАТО у своих рубежей, но и крупных клиентов — в первую очередь Алжира и Индии, от которых ждут значительных приобретений Су-57.
Су-57 разрабатывался как прямой преемник советского тяжелого истребителя завоевания превосходства в воздухе Су-27 (по классификации НАТО: Flanker или "Фланкёр"), который вступил в строй в 1984 году и наряду с целым рядом модификаций в настоящее время эксплуатируется в 19 странах (причем 16 из них импортировали самолеты напрямую из России). Это обеспечивает Су-57 крайне широкую клиентскую базу по всему миру, причем повышенный интерес проявляют страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Хотя Су-57 уступает американским и китайским аналогам по малозаметности, он имеет значительные преимущества в характеристиках в широком диапазоне областей — от дальности полета и маневренности до радиуса поражения и превосходных датчиков (шесть радаров и система инфракрасного поиска и слежения обеспечивают крайне высокий уровень ситуационной осведомленности и эффективность радиоэлектронной борьбы, в то время как радары с активной фазированной антенной решеткой L-диапазона обеспечивают потенциальные возможности даже против малозаметных целей). Кроме того, этот истребитель единственный в своем поколении использовался в интенсивных боевых действиях против государственного субъекта — при этом в ходе операций на Украине проводились не только удары "воздух – поверхность", но и гораздо более сложные операции вплоть до подавления украинской ПВО и, как сообщается, даже воздушные бои за пределами видимости.
Поскольку ожидается, что в обозримом будущем Су-57 продолжит боевые действия против украинских сил, все сильнее опирающихся на технику НАТО, ожидается, что это позволит России дополнительно усовершенствовать конструкцию и еще больше повысить ее привлекательность на мировых рынках. Также предполагалось, что, если Украина получит от членов НАТО истребители F-16, наиболее широко используемые на Западе, то российские ВВС могут использовать Су-57 для их уничтожения, чтобы еще больше упрочить свою репутацию. Самолеты следующего поколения смогут невозбранно атаковать F-16, находясь далеко за пределами их радиуса действия и не опасаясь ответного удара.
Хотя Су-57 может похвастаться целым рядом особенностей, отсутствующих у других истребителей того же поколения, одной из самых привлекательных считается и наверняка останется стоимость его жизненного цикла. По оценкам, этот истребитель — самый дешевый в пятом поколении, а стоимость полета оценивается примерно в половину меньше, чем у более амбициозного советского предшественника МиГ 1.42, и более чем в половину меньше, чем у гораздо более легкого одномоторного американского конкурента F-35.При цене порядка 35 миллионов долларов за самолет (в зависимости от обменного курса рубля) он крайне доступен для крупномасштабных приобретений (хотя в эту цену не входит стоимость топлива, обучения, вооружения, запасных частей и сопутствующей инфраструктуры).
Однако еще важнее то обстоятельство, что затраты на эксплуатацию Су-57 предположительно сопоставимы с затратами на его предшественника Су-27, что допускает последовательное их замещение преемниками пятого поколения. Один из важных факторов в этом — интеграция новых двигателей "Сатурн-30", которые меньше нуждаются в обслуживании и эксплуатационных расходах по сравнению с предшественниками АЛ-31 и АЛ-41, приводившими в движение семейство Су-27. Другой — использование передовых решений вроде радиопоглощающего стекловолокна, которое позволяет отказаться от дорогостоящих специальных покрытий, как на американских истребителях.
По некоторым оценкам, каждый час полета на американских F-22 и F-35 обходится на 60-100% дороже, чем на предшественниках четвертого поколения F-15 и F-16. Из этого вытекает, что переход к пятому поколению будет сопряжен с сокращением парка или же серьезным повышением расходов. Переход же с семейства Су-27 на Су-57, наоборот, представляется весьма доступным. Так, эксплуатационные расходы F-22 в течение всего срока службы оцениваются более чем в 800 миллионов долларов без учета модернизации — причем расходы на полеты составляют лишь 140 миллионов долларов из этой суммы. А чрезвычайные потребности в техническом обслуживании стали одним из факторов, побудивших ВВС свернуть производство и даже распорядиться о списании самолетов на десятилетия раньше срока.
При этом для эксплуатантов старейших представителей семейства Су-27, построенных еще в прошлом веке, эксплуатационные расходы с течением времени лишь увеличивались по мере устаревания. Поэтому покупка Су-57 позволит как раз сэкономить на эксплуатационных расходах. Особенно это касается ВВС Алжира, где Су-57, как ожидается, заменят даже не семейство Су-27, а скорее МиГ-25 — еще более старый и тяжелый класс перехватчиков с одними из высочайших эксплуатационных расходов в мире.
Рост эксплуатационных расходов также заметно снижает доступность. Особенно это заметно по F-22 и F-35, где простые в эксплуатации F-16 по-прежнему доступны в больших количествах. Из этого следует, что доступность Су-57 наверняка окажется сопоставимой предшествующим семейством. Хотя Су-27 никогда не был откровенно дешевым в эксплуатации из-за огромных размеров, считаясь одним из крупнейших и тяжелейших истребителей в мире, отсутствие дополнительных расходов и потребности в техобслуживании — одно из главнейших достижений Су-57, особенно учитывая, что его конкурентам это хронически не удавалось.