Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Российская экономика оказалась неожиданно устойчивой, пишет Foreign Policy. США и Европа хотели лишить Москву прибылей, но она наладила связи за пределами западного мира. Это в том числе указывает на изменение глобальной расстановки сил, считает автор статьи.
Потоки газа и нефти меняют геополитический ландшафт.
Сегодня, когда в ходе контрнаступления ВСУ против российских войск города и села на Украине переходят из руки в руки, <…> мировая энергетическая карта также перекраивается. Из-за вооруженного конфликта резко сократились поставки нефти и газа из России в Европу, а глобальные энергетические связи претерпевают изменения. Такие сдвиги в сфере энергетики могут существенно повлиять на перспективы противостояния между Россией и Западом, а также на будущее Украины.
Украинский энергетический сектор серьезно пострадал в результате российского наступления, начавшегося в феврале 2022 года. Более половины электростанций в стране разрушено или повреждено – либо случайно, либо в результате целенаправленных ударов. Население сталкивается с частыми отключениями электричества, отопления и водоснабжения. По некоторым оценкам, общая сумма экономического ущерба превышает 10 миллиардов долларов. Недавно была разрушена плотина в Новой Каховке, и это усилит нагрузку на украинскую энергетику и экономику в целом.
Запад тоже значительно пострадал. После начала конфликта США и ЕС ввели самые суровые на сегодня санкции против энергетического сектора России и приступили к реализации амбициозных планов по отказу от поставок нефти и газа из этой страны. Вашингтон почти немедленно прекратил закупать топливо у Москвы. В свою очередь ЕС, традиционно являющийся для России крупнейшим рынком для экспорта энергоресурсов, к концу 2022 года отказался от морских поставок нефти из этой страны, а также уменьшил ее долю в общем объеме импорта газа с 40% перед началом конфликта до 10% в январе 2023 года.
Асимметрия между Глобальным Югом и Глобальным Севером увеличитсяСоперничество Глобального Юга и Севера обостряется, пишет автор статьи из Sabah. По его мнению, сферами их конкуренции в ближайшие 25-50 лет станут области производства, экспорта, инвестиций, занятости, роста ВВП, демографии и технологий, что неминуемо повлияет на международный порядок.
28.06.202300
Снижая свою зависимость от российского топлива, ЕС принимает меры по повышению энергоэффективности и продолжает амбициозный переход на возобновляемые источники. Однако процесс этот в основном обеспечивается за счет импортных закупок у других партнеров. В 2022 году ЕС на 28% увеличил объемы импорта газа из Норвегии, Азербайджана и Катара. Одни только Соединенные Штаты дополнительно поставили европейскому блоку 37 миллиардов кубометров сжиженного природного газа. СПГ придал энергетическому сектору ЕС дополнительную гибкость и динамизм, поскольку раньше блок зависел от трубопроводных поставок из России, в том числе, по выведенным из строя "Северным потокам". Соответственно, в условиях такой зависимости Евросоюз подвергался политическим манипуляциям со стороны Москвы. Сейчас у ЕС появились новые возможности для приемки танкеров со всего мира, в том числе, из США и других союзных стран, с которыми у Брюсселя общие стратегические интересы в украинском конфликте.
В свою очередь Россия тоже существенно изменила свои энергетические связи после начала конфликта. Это указывает на обширные геополитические перемены в составе альянсов и в расстановке сил. Россия нарастила экспорт энергоресурсов во многие государства незападного мира, в том числе, в Китай, Индию, некоторые страны Персидского залива и даже в Турцию, которая является членом НАТО. Ни одно из этих государств напрямую не поддерживает Москву в ее вооруженном конфликте с Киевом (за частичным исключением Пекина). При этом ни одно из них не присоединилось к антироссийским санкциям Запада, введенным из-за начала конфликта. Вместо этого они решили расширять энергетические связи с Москвой, исходя из собственных экономических интересов и из желания сформировать многополярный миропорядок. Россия нашла новые энергетические рынки даже в Пакистане и Африке, которые не желают поддерживать западную стратегию давления на Кремль.
Благодаря такому делению на "Запад и остальных", о котором Москва постоянно напоминает в своих информационных операциях на тему конфликта с Украиной, экономика России оказалась неожиданно стойкой. Западные санкции против энергетического сектора страны и отказ от ее энергоресурсов стали существенным источником давления на Кремль. Но они не привели к экономическому краху, который прогнозировали многие обозреватели. Российский ВВП в 2022 году сократился на весьма скромные 2,1%, и по некоторым оценкам, в текущем году он снова будет расти. Между тем, доходы от продажи нефти и газа в 2022 году увеличились на 28% по сравнению с предыдущим годом, что в денежном выражении составляет почти 37 миллиардов долларов.
И здесь мы вернемся к украинскому конфликту. Продажи энергоресурсов позволили российской экономике остаться на плаву, но одновременно с этим они дали Кремлю потенциал продолжать боевые действия на Украине и усилили его готовность сделать это. Из-за этого Киеву гораздо труднее возвращать занятые Москвой территории, хотя Соединенные Штаты и НАТО наращивают свою военную и экономическую поддержку. Это подтверждается весьма скромными успехами начального этапа контрнаступления. Когда Запад отказывался от российских энергоресурсов, сделав свой выбор в пользу других поставщиков, он хотел лишить Москву прибылей, которые она могла потратить на ведение военных действий. Но Кремлю пока удается компенсировать эти потери за счет налаживания экономических и дипломатических отношений за пределами западного мира. <…>
Но как доказал в прошлом году энергетический сектор, ситуация может быстро меняться, а будущее перераспределение в поставках энергоресурсов способно изменить не только экономическое, но и геополитическое положение России и Запада в их противостоянии из-за Украины.
Москва явно сделала ставку на Азию, и особенно на Китай, пытаясь найти замену Европе в качестве своего главного энергетического рынка. Китайский импорт нефти из России в мае достиг рекордных значений, составив 9,7 миллиона тонн, что в два раза больше, чем до февраля 2022 года. В отличие от Европы, которая все свое внимание сосредоточила на импорте СПГ, Москва и Пекин подписали долгосрочные соглашения о расширении газопроводной инфраструктуры между двумя странами. В целом российские поставки энергоресурсов в Китай в этом году должны увеличиться на 40 с лишним процентов. Но для Кремля такая ставка может оказаться рискованной. Москва продает свои энергоресурсы в азиатские страны дешевле, чем она поставляла их в Европу, а новые зеленые технологии и разрабатываемые во всем мире планы декарбонизации в средней и долгосрочной перспективе могут подвергнуть серьезному риску зависящую от экспорта ископаемого топлива экономику России. На самом деле, конфликт на Украине в этом году привел к беспрецедентному увеличению глобальных инвестиций в чистую энергетику.
Серьезный экономический разрыв между США и ЕвропойРазрыв в потреблении между США и Европой — это аномалия, которую не объяснишь западной экономической теорией, пишет Atlantico. Теоретически эти два региона должны были сравняться, но страны ЕС отстают все больше. Виноваты в этом неолиберальные политики ЕС, которые дали себе навязать реформы по рецептам США.
27.06.202300
У Запада энергетические перспективы лучше. ЕС диверсифицировал свой топливно-энергетический баланс и к 2030 году планирует увеличить закупки газа в США на 50 миллиардов кубометров. Это поможет обеспечить баланс между стабильными и надежными поставками энергоресурсов и переходом на возобновляемые источники в целях решения проблем климатических изменений. При этом усилится единство стран НАТО и их решимость помогать Украине. Однако в ближайшей перспективе Европе все равно грозят энергетические риски, в том числе, предстоящей зимой. Если погода окажется неблагоприятной, а запасов топлива не хватит, континент столкнется с дефицитом энергоресурсов – тогда как в прошлом году зима была относительно мягкая. Это, в свою очередь, может повлиять на решимость европейцев помогать Киеву, равно как и избирательная кампания в США и эффективность начавшегося украинского контрнаступления.
Самой же Украине предстоит решать колоссальные по своей сложности задачи. Ей придется восстанавливать значительную часть своей энергетической инфраструктуры. В то же время, Украина получит помощь от Запада на реконструкцию и модернизацию энергетического сектора, который должен "позеленеть" и теснее интегрироваться с европейской системой. Будущее будет определяться не только храбростью солдат на полях сражений, но и глобальными потоками энергоресурсов.
Юджин Чаусовский – старший аналитик аналитического центра стратегии и политики Newlines Institute. Ранее он более 10 лет работал старшим аналитиком по Евразии в фирме Stratfor. В своей работе он специализируется на политике, экономике и безопасности России, Евразии и Ближнего Востока.