Исламизм в школе: Пап Ндиайе признает наличие самоцензуры учителей

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Французские педагоги подвергают себя "самоцензуре", боясь мести религиозных фанатиков в среде родителей. Об этом Le Figaro пишет через два с половиной года после самого громкого нападения на учителя. Тогда, в 2020 году, эмигрант-исламист обезглавил Самюэля Пати, показывавшего девочкам-мусульманкам карикатуры.
Чернокожий французский министр по делам просвещения и молодежи Пап Ндиайе выступил перед комиссией Сената, которой было поручено рассмотреть "нападения на учителей и другие угрозы в жизни педагогов". Спустя почти три года после убийства показавшего карикатуры на пророка Мухаммеда учителя Сэмюэля Пати мусульманином – выходцем из Чечни высокое собрание, наконец, согласилось рассмотреть предложения по лучшей защите учителей, преследуемых исламистами.
Спустя почти три года после гибели Сэмюэля Пати от рук исламистского террориста по-прежнему встает вопрос: были ли усвоены все уроки этой агрессии, можно ли не допустить нападений и убийств других учителей? Этот вопрос изучается новой сенатской (парламентской) комиссией "по угрозам и нападениям на учителей", наделенной полномочиями следственного органа. Потому что, хотя высокое собрание будет воздерживаться от вмешательства в проводимые судебные расследования, ясно, что его не существовало бы, не будь в деле Пати допущена куча ошибок государством. И прежде всего – министерствами национального образования и внутренних дел (МВД).
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Ошибки допускались, как мы помним, когда вся Франция находилась в состоянии повышенной готовности к антитеррористической борьбе: шел судебный процесс над участниками терактов против карикатуристов журнала "Шарли Эбдо". Тем не менее шла и исламистская кампания против тех, кто "оскорбил" пророка своими карикатурами.
Так вот, во вторник министр Пап Ндиайе стал первым правительственным чиновником, выступившим перед комиссией. На следующей неделе за ним последует Сильви Ретайо, министр высшего образования и научных исследований. А вот выступление министра внутренних дел Жеральда Дарманена, также запланированное на следующую неделю, может быть отложено до начала учебного года из-за беспорядков. Наконец, в сентябре будет заслушана Микаэль Пати, сестра убитого учителя, действия которой и сдвинули дела с мертвой точки. Именно она написала председателю Сената письмо с просьбой создать эту парламентскую комиссию.

Какие практические меры будут приняты после дела Пати?

Во вторник два сопредседателя комиссии, а именно Лоран Лафон (комитет по культуре, образованию и коммуникациям) и Франсуа-Ноэль Бюффе (комитет по законодательству) повторили, что речь не идет о подмене правосудия. Парламентарии не будут судьями. Тем не менее были начаты два расследования: первое (по нападению отрезавшего учительскую голову негодяя) завершено, а вот второе (по предполагаемым ошибкам государства) все еще продолжается, спустя более года после его начала. Франсуа-Ноэль Бюффе четко указал министру, что комиссия хотела бы быть проинформирована о последствиях нападения, жертвой которого стал обезглавленный чеченцем французский учитель в 2020 году.
France Info (Франция): что сказал на допросе в полиции Самюэль Пати за четыре дня до его убийстваНа допросе в полиции по заявлению родителя одной из учениц Самюэль Пати опроверг все обвинения, назвав их клеветой. К тому же он сказал, что ученица, о которой идет речь, отсутствовала на том уроке и выдумала историю с целью навредить учителю и школе.
Не факт, что министр оправдал ожидания сенаторов. Но Пап Ндиайе знал, зачем он здесь. Он выдал официальную формулу: Самюэль Пати подвергался угрозам со стороны исламистов, нападавших на него за то, что он "оскорбил пророка" и "испортил" мусульманскую молодежь. Он был убит исламистским террористом, которому помогли учащиеся колледжа. Однако в своих показаниях министр народного образования, подчеркнувший, что необходимо дать отпор мракобесным силам и тем, кто желает вреда республике, ни разу не произнес слова "исламист". Хотя в преамбуле он упомянул об ультраправых угрозах, исходящих от коллектива опасающихся исламистов бдительных родителей.

Усиление нападок на принципы светскости

Что касается нападок на принципы светскости, то он констатировал их усиление, иногда сопровождающееся угрозами и агрессиями. Этот рост мог быть, по его мнению, связан с развитием в школах "культуры стукачества", которую министерство поощряет (…) Руководители учебных учреждений поняли, что уведомления не являются признаком слабости. Однако усиление "стукачества" также связано с "наличием местных организаций, занимающихся вовлечением молодых людей в фанатичные религиозные практики".
По поводу защиты учителей от этих "вовлекателей" министр все чаще ссылался на системы, введенные в действие в 2010-е годы. Но ясно, что после дела Пати вся ответственность ложится прежде всего на плечи директоров школ, прошедших в 2022 году специальную подготовку в рамках плана "Ценности Республики". На данный момент такую подготовку прошли 10 000 из 14 000 школьных менеджеров среднего звена, то есть преимущественно директоров. Занятия закончились четкой инструкцией: "Сигнализировать, разобраться и наказать". "Директор обязан сигнализировать", — утверждает министр. Что касается учителей, то "им не нужно быть покорными. Учреждение должно его защищать. Здесь не может быть круговой поруки".
Но что происходит в реальной жизни? Вопросы сенаторов звучали как полезные напоминания. Так, Жак Гросперен напомнил опрос, показывающий, что с 2018 по 2022 год процент учителей, избегающих богохульных речей из самоцензуры, увеличился с 36 до 56%. Министр Пап Ндиайе признал наличие самоцензуры и обещал не преуменьшать важность проблемы. Правда он не предложил никаких решений. Сенатор Франсуа Боном рассказал, что в департаменте Тарн-и-Гарона в начале 2022 учебного года учителю угрожали убийством за то, что он выступил против учениц, носящих исламскую одежду.
Сенатор Боном подчеркнул, что министерство не принимает никаких решений, а директора школ больше не могут без поддержки выдерживать давление родителей-мусульман, требующих прекратить пичкать их детей атеизмом. Пап Ндиайе ответил на вопрос о девочках, но не об учителе. Он указал, что из двадцати примерно учениц, пожаловавшихся на учителя, упорствовали две. А потом от жалобы не отказалась только одна ученица, и вот ее-то сейчас и вызвали на совет по дисциплине.
Автор статьи: Жан Шишизола (Jean Chichizola)
Обсудить
Рекомендуем