Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
НАТО не должна поддаваться энтузиазму Восточной Европы по поводу победы над Россией, пишет The Guardian. Авторы статьи считают, что странам альянса необходимо заложить основу для суверенной Украины и выйти за рамки военных побед, которые могут привести к конфликту мирового масштаба.
Североатлантический альянс должен думать не одними лишь узкими категориями военных побед, но и заложить основу для суверенной и процветающей Украины
Предстоящий саммит НАТО в литовском Вильнюсе поставит перед альянсом ряд вопросов, которые потребуют рассудительности, ответственности и политической прозорливости в свете недавних потрясений в России и продолжающегося на Украине изнурительного конфликта на истощение.
На данный момент ключевые западные политические и военные лидеры и СМИ разделяют, похоже, мнение о том, чтобы воспользоваться якобы ослаблением позиций российского правительства и Владимира Путина после неудавшейся попытки госпереворота, предпринятой лидером ЧВК "Вагнер" Евгением Пригожиным.
Понятно, что у НАТО возникнет соблазн удвоить помощь Украине. Там, по-видимому, уверены, что для ее победы нужно всего лишь предоставить больше оружия, денег и политической поддержки, хотя заявленное контрнаступление идет не так успешно, как можно было бы надеяться. Искушение становится еще сильнее на фоне стойкости, которую ВСУ демонстрируют в последние полтора года.
В свете событий конца июня президент США Джо Байден действительно вновь сталкивается с призывами направить Украине армейские тактические ракетные комплексы большой дальности (ATACMS), способные бить на расстояние до 300 км. Сам факт рассмотрения Байденом такой возможности указывает на степень смещения акцентов в дискуссиях о вооружении Украины. А ведь всего год назад советник Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан предупреждал, что отправка ATACMS на Украину может спровоцировать “третью мировую войну”.
Еще одна опасность, связанная с отправкой дальнобойного оружия, особенно во время саммита НАТО, состоит в российской уверенности. что она противостоит не Украине, а США и НАТО. Мысль вполне разумная, поскольку основная масса средств на военные действия выделяется именно Вашингтоном.
Между тем с каждым днем растут риски ядерной эскалации. В июне Путин объявил, что Россия разместит тактическое ядерное оружие на территории соседней Белоруссии. Однако НАТО следовало бы также остерегаться поощрения безрассудных действий Киева в отношении Запорожской атомной электростанции. Если верить недавним сообщениям, саботаж на трубопроводе "Северный поток-2" он устроил по собственной инициативе.
Западная Европа все еще слаба на востоке НАТОНесмотря на все обещания, Европа так и не занялась всерьез защитой своих восточных рубежей, пишет Foreign Affairs. Из-за ряда исторических и политических причин запад континента не спешит оборонять восток, что, по мнению автора статьи, может аукнуться всей НАТО.
07.07.202300
Что возвращает нас к предстоящему саммиту и вопросу о присоединении Украины посредством предоставления ей Плана действий по членству в НАТО (ПДЧ). Здесь лидерам альянса не мешало бы вспомнить предупреждение журналиста и великого стратега Уолтера Липпманна (Walter Lippman) о том, что “коалиция подобна цепи; она не станет крепче, если добавить к ней слабое звено”. ПДЧ для Украины в Вильнюсе также противоречит собственным принципам НАТО относительно присоединения новых членов, которые, в частности, гласят:
"От кандидатов будет ожидаться <…> урегулирование межэтнических споров или внешних территориальных споров, включая ирредентисткие притязания или внутренние юрисдикционные разногласия, мирными средствами в соответствии с принципами ОБСЕ и поддержание отношений добрососедства".
Территориальный спор, о котором идет речь, предшествует российской СВО на восемь лет и относится к 2014 году, когда Россия присоединила к себе Крым (который Украина считает своим) и помогла ДНР и ЛНР объявить независимость от Киева. Таким образом, на данный момент оснований для присоединения Украины к НАТО не существует. Однако, учитывая высокий уровень ее потерь, а также многочисленные экономические и политические последствия конфликта для Европы, есть серьезные основания для проведения переговоров.
В Вильнюсе может произойти публичный раскол между странами, которые можно назвать ядром и периферией НАТО. Два члена первого лагеря в лице Франции и Германии семь лет (2015-2022) участвовали в Нормандском формате с целью мирного завершения украинского кризиса посредством Минских соглашений.
В Вильнюсе альянс окажется под огромным давлением со стороны главных сторонников Украины в Центральной и Восточной Европе: Польши, Эстонии, Латвии, Литвы и Чешской Республики. На наш взгляд, Украина и регион заинтересованы в том, чтобы Байден и основные государства НАТО не поддались понятному, но неуместному энтузиазму восточной периферии по поводу победы над Москвой.
Мы считаем риски эскалации, в том числе ядерной, опасными и неприемлемыми, а дальнейшие боевые действия — противоречащими истинным интересам нацбезопасности США, которые (как ни прискорбно) зависят от стабильных и предсказуемых отношений с Россией, а также между Россией и Европой. В силу истории у периферии есть собственная повестка, но не стóит заменять ею нашу собственную (как это происходит в настоящее время).
Сейчас больше, чем когда-либо необходима концепция государственной мудрости, выходящая за узкие рамки военных побед и способная заложить основу для суверенной и процветающей Украины. В Вильнюсе НАТО должна — что вряд ли произойдет — воспользоваться шансом сконцентрироваться на расходах на реконструкцию и создании инклюзивной архитектуры европейской безопасности. Последняя была бы направлена на преодоление разногласий между Востоком и Западом, оставшихся со времен холодной войны, а не их усугубление. В конце концов, к нынешнему трагическому моменту нас, в первую очередь, привело именно отсутствие такой политики.