Почему ацтеки, инки и майя так и не изобрели колесо

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Считается, что колесо изобрели около 5500 лет назад. Этот, казалось бы, простейший механизм, впервые обнаруженный в руинах древней Месопотамии, называют изобретением, изменившим человеческую цивилизацию, хотя оно появилось спустя много времени после появления других, возможно, более сложных изобретений — лодок, ткани и сельского хозяйства.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Возможно, столь позднее появление колеса связано с его конструкцией: посадка колеса на неподвижный вал должна быть плотной, чтобы все держалось вместе, но не слишком тугой, чтобы колесо могло вращаться. Кроме того, и конец вала, и отверстие колеса должны быть идеально гладкими, чтобы свести трение к минимум. В XXI веке с этими проблемами справиться легко, в доисторические времена — почти нереально.
По этой причине антрополог Дэвид Энтони, автор книги "Лошадь, колесо и язык", утверждает, что, хотя в каменном веке люди могли выдумать колесо, до появления точных инструментов, таких как медное долото (4000 до н.э.), создать его было невозможно.
Изобретение колеса значительно ускорило развитие цивилизации, облегчив перемещение на большие расстояния. Расширились торговые сети, стали больше масштабы имперских войн. Города и поселки стали застраиваться плотнее, народонаселение поддерживалось сельским хозяйством — его производительность росла благодаря тачкам.
Звездочеты цивилизации майяДревние майя сверяли свою жизнь по небесам. В наши дни их потомки с помощью западных ученых пытаются изучить тщательно разработанную систему астрономических знаний этого народа, пишет Science.
По крайней мере, так произошло в Евразии. На другой стороне Атлантики ацтеки, инки, майя и коренные американцы познакомились с колесом только на рубеже XV-XVI веков, когда прибыли европейские колонисты. Почему эти общества сами не изобрели колесо, неясно.
Судя по их точным космологическим календарям и впечатляющим инженерным чудесам (и не только), технические ноу-хау у них определенно были. И майя, и инки даже строили дороги — хорошие дороги, — но они предназначались только для пешеходов. Почему?

Ламы и каноэ

Долгое время считалось, что древние американцы не использовали колеса, потому что не знали, как их делать. Но оказалось, что это не так. В 1880 году, когда археолог Дезире Шарне раскапывал могилу ацтекского ребенка в Мехико, он наткнулся на маленькую фигурку койота на крошечных колесиках. После этого по всей стране стали находить и другие детские игрушки. Большинство из них принадлежало тольтекам — расцвет их культуры пришелся на 900-1100 г. н.э.
У ацтеков, инков, майя и коренных американцев не было колес не потому, что они не знали, как их делать, а потому, что не было в них необходимости. У древних американцев просто не было такой потребности в колесных транспортных средствах, как у евразийцев. Почему? Одна из основных причин — некому было тянуть. Ведь лошади, коровы и волы пересекли Атлантику вместе с колесом.
Другим важным фактором была география. Да, инки строили дороги, но эти дороги лежали через Анды. По гигантским лестницам и висячим мостам колесная техника просто не смогла бы проехать. Вместо нее инки использовали курьеров и лам — отличных альпинистов, до сих пор встречающихся на склонах Мачу-Пикчу.
То же самое верно и для других цивилизаций: на Юкатане, где жили майя, до сельской местности можно было добраться только по узким пешеходным дорожкам, в то время как на рынки в ацтекских городах Тлателолко и Теночтитлан можно было добраться на каноэ, которые, по словам первых испанских наблюдателей, были повсюду, где была вода. По той же причине полинезийцы, еще одна древняя цивилизация, окруженная водой, никогда не использовали колеса.
Ученые исследуют под водой следы древней цивилизацииНа дне одного из озер в центре Европы обнаружены развалины "подводного Стоунхенджа", которые протянулись в длину на несколько километров, сообщает Vice. Ученые полагают, что у этих древних сооружений было какое-то особое назначение. Версий у них несколько.

Освоение колеса

И хотя общества по ту сторону Атлантики не использовали колеса, это не помешало им создавать изобретения, сравнимые по сложности с евразийскими. Инки, как мы уже говорили, могли поддерживать связь на территории, протянувшейся на 2500 миль, от Кито до Сантьяго, используя только носильщиков и лам. Они создавали впечатляющую архитектуру из больших и тяжелых камней, сравнимых с камнями Стоунхендж. Как им удавалось сдвигать их без помощи колес, никто не знает. Но как-то справились.
Хотя, конечно, отсутствие колеса давало о себе знать: как пишет археолог Патрик Кирч в своей книге "Как вожди стали королями: божественное царствование и возникновение архаичных государств на древних Гавайях", попытки объединить независимые враждующие племена неоднократно терпели фиаско именно из-за того, что от одной крепости до другой было долго ехать.
Когда наконец появилось колесо, все изменилось — не только на Гавайях, но и в Северной и Южной Америке. Но не быстро. Хотя коренные американцы теперь могли использовать колесо для транспорта, ткацкого и гончарного дела, за одну ночь эта новая и более эффективная технология привычки не изменила. Традиционные техники еще долго использовались наряду с прядильными и гончарными кругами и продолжают передаваться из поколения в поколение и по сей день. До сих пор до многих мест на Юкатане нельзя добраться на машине, да и до вершины Мачу-Пикчу можно дойти только пешком, как это делали инки.
Автор: Тим Бринкхоф (Tim Drinkhof)
Обсудить
Рекомендуем