Саммит НАТО завершается укреплением отношений между США и Европой. Но что произойдет, если Трамп победит в 2024 году?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Сближение ЕС и США очевидно и во многом связано с сохранившимся единством европейцев, заявил Atlantico политолог Флоран Пармантье. У них существует консенсус в отношении России. Однако все может измениться, если в 2024 году победит Трамп.
Возможное возвращение Дональда Трампа к власти может обнажить противоречия европейцев.
Atlantico: Страны НАТО провели саммит в Вильнюсе11 и 12 июля. Насколько сблизились Европа и США, не учитывая подтвержденной поддержки Киева и предупреждения Москве?
Флоран Пармантье: Была подтверждена поддержка Украины, даже несмотря на то, что Киев не получил краткосрочного предложения о членстве. В коммюнике саммита НАТО в Вильнюсе упоминается, что Украина будет приглашена в альянс, когда "союзники придут к согласию и будут выполнены поставленные условия". Альянс подтвердил, что будущее Украины в НАТО, и заявил, что Украина вышла за пределы Плана действий по членству, но стране все еще необходимы дальнейшие реформы. В заявлении не были указаны ни сроки вступления Украины в НАТО, ни четкие условия для ее принятия.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Более того, у европейцев и США существует консенсус в отношении того, что Россия представляет собой "наиболее серьезную прямую угрозу безопасности союзников, а также миру и стабильности в евроатлантическом регионе". Кроме того, говорится в коммюнике, что "Россия несет полную ответственность за свою незаконную, неоправданную и неспровоцированную военную агрессию против Украины, за то, что серьезно подорвала евроатлантическую и глобальную безопасность".
Сближение очевидно, и во многом это связано с сохранившимся единством европейцев. В контексте агрессивной политики России против Украины очевидно, что сотрудничество между НАТО, США и ЕС стало более значительным, демонстрируя большую взаимодополняемость и согласованность, чем в прошлом. Создание координационного штаба НАТО-ЕС, посвященного Украине, является наиболее ярким свидетельством.
Несмотря на это сближение, Дональд Трамп может снова стать президентом США в 2024 году. Каковы будут последствия для Европы и НАТО?
- На данном этапе нельзя исключать возможного возвращения Дональда Трампа. Если бы он снова стал президентом США, ему снова пришлось бы адаптироваться к характерным для него условиям: внешней политике, основанной на национализме и протекционизме, утверждению принципа "Америка прежде всего", укреплению двусторонних отношений в ущерб многосторонним отношениям и транзакционному подходу.
Однако даже если бы он ужесточил свою политику по сравнению со своим первым мандатом, в американской политической системе есть страховочные механизмы: разделение властей позволяет Конгрессу и Палате представителей быть противовесом действиям президента. Сила политической оппозиции, СМИ и бюрократических институтов предсказуема в контексте растущей поляризации американского общественного мнения. Следовательно, можно сказать, что доверие европейцев к американцам снизится, и противоречия европейцев станут очевидными.
Александр Виндман: если выберут Трампа, Украина лишится поддержки СШАПобеда Трампа на президентских выборах будет иметь катастрофические последствия для режима Зеленского, заявил в интервью "Украинской правде" отставной американский военный Александр Виндман. По его словам, в этом случае Киев лишится военной и финансовой поддержки Запада, а путь в НАТО ему будет заказан.
Эммануэль Макрон, отказываясь рассчитывать на американский ядерный зонтик, предостерег от слишком позднего пробуждения. Как понимать его слова? Не противоречит ли это прошлым заявлениям президента?
— Именно поэтому стоит вернуться к европейским противоречиям. Во время саммита Globsec в Братиславе Эммануэль Макрон пытался сблизиться со странами Центральной Европы, где влияние Франции уменьшилось, когда нужно было продемонстрировать достаточный энтузиазм для расширения ЕС и для развития трансатлантических отношений.
Шок от украинского конфликта сблизил европейцев и американцев, но не факт, что их интересы всегда будут совпадать. Джо Байден, возможно, последний президент, который социализировался в период, когда Европа была главным полем битвы холодной войны; следует опасаться, что его преемники, в том числе среди демократов, не так преданы трансатлантическому делу, скорее из-за безразличия, чем из-за неприятия. США ведут системное соперничество не с Россией в Европе, а с Китаем в Азии. Усиление Китая обязательно приведет к дистанцированию от европейцев. В этом, безусловно, смысл слов Эммануэля Макрона.
Сможет ли Европа стоять на своем, если США дистанцируются? Должно ли мы заниматься прежде всего созданием настоящей европейской стратегической автономии?
- Конечно, уход американцев из Европы был бы ударом для европейцев. В краткосрочной перспективе обнаружится их уязвимость, результат десятилетнего доверия к американскому зонтику. Но вывод войск, вооружений, методов работы не произойдет в одночасье. Существуют страховочные механизмы.
С другой стороны, в среднесрочной или долгосрочной перспективе европейцы могут наверстать упущенное в плане стратегической автономии, которая не является самоизоляцией, а организацией своей зависимости таким образом, чтобы быть максимально устойчивыми. Приоритетными направлениями утверждения европейского суверенитета станут оборона, критически важные технологии и энергетика. Для этого потребуется сильная политическая воля, эффективная координация и умение преодолевать внутренние разногласия, иначе Европа может оказаться без американского защитника и в невыгодном положении из-за отсутствия отстаивания своих интересов со стороны политических лидеров.
Обсудить
Рекомендуем