Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
По иронии судьбы вопрос поддержки Украины рассматривался НАТО в годовщину Волынской резни, пишет Lidovky. Эти события до сих пор остаются болевой точкой в отношениях Варшавы и Киева. Требуя признать их геноцидом "похуже немецкого", Польша, однако, выступает в авангарде помощи Украине.
В воскресенье в католическом костеле в центре украинской Волынской области Луцке появились неожиданные гости: польский президент Анджей Дуда и его украинский коллега Владимир Зеленский. Они пришли на традиционную воскресную мессу и, держа свечи в руках, почтили у алтаря память погибших при резне по время Второй мировой войны. Это событие до сих пор остается болевой точкой в отношениях двух государств.
"Вместе мы выражаем почтение памяти всех невинных жертв Волыни! Память нас объединяет. Вместе мы сильнее", — так в "Твиттере" встречу прокомментировала администрация польского президента. Практически такое же заявление сделала и украинская сторона. Таким образом, в конце прошлой неделе символически отметили приходящуюся на 11 июля, годовщину трагедии 1943 года, когда украинские националисты устроили так называемое кровавое воскресенье. Во время мессы они напали почти на 150 польских деревень. Например, в Кисилине они начали стрелять в прихожан костела из пулемета, но более двух сотен человек успели спрятаться в части, отведенной для священника, и выжили.
Сегодня от того католического костела остались руины, и о резне напоминает лишь импровизированный уголок со свечами и надписями на стенах. Руины католического костела, кстати, можно найти во многих деревнях на западе Украины. Волонтеры стараются расчистить и хотя бы немного облагородить заросшие польские кладбища. Все это молчаливое напоминание о спирали ненависти, в раскручивании которой Польша обвиняет националистов, прежде всего Украинскую повстанческую армию (УПА)*.
Чистку довершили коммунисты
Польская сторона говорит о ста тысячах убитых поляков, а Украина напоминает об аналогичных акциях польского сопротивления, которые унесли 20 тысяч жизней. После Второй мировой войны Советский Союз перенес границу дальше на запад и захватил территории ранее польской Волыни. Началось переселение народов: выжившие поляки уезжали в основном на новые, немецкие территории на западе Польши. То, что не сделали националисты, довершили коммунисты, которые надолго законсервировали украино-польскую проблему, окружив ее стеной молчания.
Однако она снова возникла после падения коммунизма, хотя и не сказать, что эта проблема осложняет отношения на практическом уровне. В Польше еще до российской спецоперации жил и работал миллион украинцев, и Польша с Украиной поддерживали прекрасные отношения, которые время от времени нарушались каким-нибудь инцидентом с разрушением памятника бойцам УПА* с польской стороны или почитанием главы организации Степана Бандеры и Романа Шухевича с другой.
По словам ксендза и правоконсервативного активиста Тадеуша Исаковича-Залеского, ошибку совершил еще президент Лех Качиньский, который был слишком снисходителен к своему украинскому коллеге Виктору Ющенко. В 2007 году тот наградил Шухевича, а потом и Бандеру. "За этим не последовало никакой реакции. Украине дали понять, что она может творить что угодно, а Польша будет помалкивать", — заявил он в интервью изданию DoRzeczy.
Волынь: призрак позора. Сохранят ли политики свою честь?Украина еще не созрела для жеста покаяния за преступления на Волыни, и это должно заставить поляков задуматься о своей политике в отношении соседей, пишет Do Rzeczy. Однако в Варшаве власти лишь стыдливо прикрывают Волынское преступление эвфемизмами типа "сложные вопросы" и "неподходящее время".
09.07.202300
В связи с этим обе стороны высказывали весьма простые требования. Украина хотела сохранить памятники, а Польша — возможность эксгумировать и достойно похоронить своих погибших, которые зачастую погребены в необозначенных братских могилах. До начала конфликта на Украине прогресса в этом направлении достигнуть не удалось, хотя на высшем уровне и делались жесты доброй воли, да и предшественник Владимира Зеленского Петр Порошенко не противился воздаяниям почести погибшим. Но все попытки проваливались где-то на низших уровнях.
Препирательства сторон обострял и тот факт, что в Польше уже давно стоит партия "Право и справедливость", отличающаяся консервативно-патриотической риторикой. И все-таки именно польское правительство в первые часы российской спецоперации встало на сторону Украины так, как ни одно другое государство на свете. В четверг 24 февраля 2022 года, в день начала вооруженного конфликта на Украине, все споры моментально забылись.
Помогать, но не забывать
Польша приняла рекордное число украинских беженцев, передала Украине весь арсенал вооружений, который Варшаве непосредственно сейчас не нужен, а также часть того, на который польская армия рассчитывала. Также Польша подарила Украине вертолеты Ми-24 и истребители МиГ-29. Именно Польша первой заявила, что отправит на Украину свои танки "Леопард" немецкого производства, какую позицию ни заняла бы Германия. Берлину в итоге пришлось перестать осторожничать и тоже отправить свою технику, чтобы сохранить лицо.
Именно Польша вместе с США сегодня стоит в авангарде помощи Украине. Можно сказать, что без ее революционных шагов Украина сейчас не располагала бы таким арсеналом оружия и помощи от Запада, прежде всего от Европы. Эта помощь держит Украину наплавуи, будем надеяться, позволит ей вернуть оккупированные территории.
Именно Польша стала одним из главных сторонников Украины на саммите в Вильнюсе, хотя по стечению обстоятельств он проходил именно 11 июля, в день 80-й годовщины кровавого воскресенья. Не исключено, что в будущем именно Польша может стать инициатором новых радикальных шагов, таких как, например, отправка солдат на Украину (подобные идеи уже высказывались). Но совершенно точно будут происходить ситуации, когда на фронте поляки будут сталкиваться с украинскими однополчанами, увешанными знаменами УПА*, и с нашивками с портретами Бандеры.
Ярослав Качиньский, глава "Права и справедливости" и человек, который фактически правит Польшей, недавно заявил, что действия украинских националистов нужно признать геноцидом, причем худшим, чем немецкий, а жертвы — достойно похоронить. Однако сейчас, как сказал Качиньский, конечно, не лучшее время для этого, потому что Украину нужно всеми силами поддерживать. "Они воюют на фронте, умирают под бомбежками, и их уничтожают разными способами. Сейчас геноцид направлен уже против них, и мы должны с этим считаться. Но при этом мы не должны ничего забывать", — цитирует слова главы "Права и справедливости" в адрес украинцев издание DoRzeczy. Именно эти слова фактически отражают позицию польского государства.
Чешский след
Нас, чехов, события на Волыни тоже касаются. Речь о многочисленном меньшинстве так называемых волынских чехов, которые в большинстве случаев не подвергались гонениям, но случались и исключения. Например, в Купичове, где чехи вступили в тесный союз с поляками и практически стояли на их стороне. Но известны и случаи, когда чехи вставали на сторону УПА*. Мы помним и трагическое сожжение Чески-Малин 13 июля, унесшее 370 жизней, что больше, чем унесла трагедия в Лидице.
Историки однозначно доказали, что это сделали нацисты, и тем не менее периодически появляются публикации, сваливающие вину на украинских националистов. Пророссийские нарративы и искажение реальности — это вообще чешский конек, чего мы не видим в Польше, хотя там по опросам 78% населения хотели бы извинений за волынскую резню. Та часть чешского населения, которая, ссылаясь на зверства бандеровцев, обвиняет Украину в нацизме, просто не научилась трезво связывать текущие события с историей.
* организация признана экстремистской и запрещена в России, прим. ред.
Автор: Томаш Влах (Tomáš Vlach)