Глобальный Юг на подъеме: вперед, к дедолларизации

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Страны БРИКС неоднократно заявляли о намерении ввести собственную валюту. Они расширяют торговлю в национальных валютах, и это первый шаг на пути к дедолларизации, пишет Junge Welt. Одним их главных партнеров выступает Китай, поэтому юань имеет все шансы на то, чтобы "сильно пошатнуть" доллар, считает автор статьи.
Государства BRICS становятся все более независимыми от американского доллара – неважно со своей собственной валютой или без нее
Это может стать вехой в истории BRICS, образованного в 2001 году альянса новых индустриальных стран: согласно распространенной российским посольством в Кении информации, страны, на данный момент входящие в BRICS (то есть Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) намерены ввести в оборот свою собственную валюту. Она будет обеспечена золотом и другими сырьевыми ресурсами, такими как серебро или редкоземельные металлы. 41 государство уже выразило интерес к такой валюте, официальное заявление о которой должно произойти на саммите BRICS 15 августа в Южной Африке. С точки зрения государств BRICS, создание собственной валюты облегчит международную торговлю, но главная цель другая. Вот она: прежде всего дедолларизация сделает Глобальный Юг более независимым от сильно ослабевшей резервной валюты (доллара США) и поможет возникновению многополярного мирового порядка.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Однако министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар (Subrahmanyam Jaishankar) на днях заявил, что у его страны нет планов, связанных с собственной валютой BRICS, и что для Индии приоритетное значение имеет укрепление рупии. Тот факт, что это заявление было сделано вскоре после визита премьер-министра Индии Нарендры Моди (Narendra Modi) в США, дает повод для предположения, что заявление индийца сделано под давлением Вашингтона. На позицию Индии решающее влияние могла оказать также озабоченность тем, что главный конкурент Индии (а это Китай) может усилить свое положение благодаря общей валюте, а также расширению BRICS. Ожидания сдерживаются также вице-директором Нового банка развития BRICS Лесли Маасдорп (Leslie Maasdorp). Она указала в начале месяца, что и юань еще весьма далек от того, чтобы считаться резервной валютой. Выходит, в дискуссии об альтернативной валюте речь идет о "средне- и долгосрочных целях".
То, что среди государств BRICS существуют различные точки зрения на создание общей валюты, известно давно. Самыми горячими приверженцами этой идеи считаются президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва (Luiz Inácio Lula da Silva) и представители России. Южная Африка выражает свое мнение значительно более сдержанно. Но необходимость стать более независимым от доллара США и от контролируемой Америкой платежной системы SWIFT у Глобального Юга споров не вызывает. Его страны уже давно страдают от сокращения своих долларовых резервов. Санкционная политика, в особенности бесконечные экономические наказания от Соединенных Штатов, используемые десятилетиями в качестве империалистического средства давления, прежде всего, против стран Глобального Юга, укрепляет их в этой точке зрения.
Страны БРИКС мечтают о собственной валютеБРИКС приближается к созданию собственной валюты, пишет Pagina 12. Экономисты гадают, будет ли она привязана к золоту, или страны-участницы поддержат идею цифровой денежной единицы, основанной на государственных валютах группы.
Вследствие этого торговля в других валютах заметно выросла. В основном, люди переключаются на китайские юани. Замораживание более чем 300 миллиардов долларов США из российских валютных активов на Западе в феврале 2022 года еще больше усилило уже давно проявившийся тренд: доля доллара в глобальных валютных резервах сократилась с конца 2022 года с прежних 55 до 47%. Процесс идет в десять раз быстрее, чем в среднем за прошедшие два десятилетия, в течение которых его доля снизилась с 73 до 55 %.
Расширение торговли в национальных валютах – первый шаг на пути к дедолларизации. По данным российского министерства финансов 70 % торговых сделок между Россией и Китаем совершаются или в рублях, или в юанях. Во всех торговых сделках России это 80%. Индийские нефтеперерабатывающие заводы оплачивают импорт российской нефти, который заметно возрос в последние два года, в юанях. В сделках между Боливией и Россией принимаются национальные валюты, так же, как и между Бразилией и Китаем. Мало того: между давним верным союзником США и вторым по значению производителем нефти Саудовской Аравией с одной стороны и Пекином с другой – мужду ними идут переговоры, направленные на то, чтобы совершать нефтяные сделки между собой также в юанях. Подобные двусторонние торговые соглашения способны заметно подорвать доминирующее положение доллара США и усилить происходящие сейчас тектонические сдвиги в соотношении сил в пользу глобального Юга. Масштаб этих сделок еще год назад едва ли кто мог себе представить. И это независимо от того, введет ли BRICS собственную валюту или нет. Движение мира к новому многополярному порядку благодаря усилиям Глобального Юга можно по праву называть действительной сменой эпох.
Ожидаемое расширение BRICS в августе окажет трудно оценимое влияние на мировой порядок и продолжающуюся дедолларизацию мировой торговли. Особенно если учесть, что среди 20 – а по другим источникам 40 – стран, заинтересованных во вступлении в BRICS, находятся многие важные экономические державы и новые индустриальные страны, в том числе Иран, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Египет, Турция, Индонезия и Мексика.
По последним данным Международного валютного фонда, на долю пяти стран BRICS приходится 32,1% глобального экономического роста, на страны G7 – 29,9%. Уже сейчас Китай – самый главный торговый партнер для 125 стран. Если все их торговые сделки будут совершаться в юанях, то тогда положение доллара сильно пошатнется.
Автор: Вибке Диль (Wiebke Diehl)
Обсудить
Рекомендуем