Дело Фионы Скотт Мортон: что нового мы теперь знаем о Евросоюзе?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
США и ЕС всячески уверяют мир в своем единстве, но на деле доверие между ними сходит на нет, пишет L’Opinion. Яркий тому пример – отставка Фионы Мортон, американской экономистки, которая была вынуждена оставить работу в Еврокомиссии из-за гражданства.
Отставка американки с поста главного экономиста генерального директората по конкуренции Европейской комиссии (ЕК) вызвала разногласия и подняла несколько вопросов о функционировании европейских институтов.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
"Учитывая политические разногласия, возникшие в связи с избранием на пост главного экономиста Европы человека неевропейского происхождения, я решила, что для меня будет лучше отказаться от этого поста" — так резюмировала гражданка США Фиона Скотт Мортон несколько дней споров в Брюсселе. На минувшей неделе американка сообщила о своей отставке. Но отсавка не остановила поток критических замечаний по поводу методов работы Европейской комиссии.
Накануне выходных ЕК заявила, что нет оснований для пересмотра назначения Фионы Скотт Мортон, несмотря на просьбу Франции, европейского "тяжеловеса", не назначать на этот пост человека не из Европы. Париж на самом деле дал себя заподозрить в некотором антиамериканизме этой просьбой. Странно и то, что эта просьба была подхвачена лидерами четырех основных политических групп в Европарламенте.
Тем не менее во вторник, 18 июля, во время слушаний перед европейскими депутатами комиссар ЕС по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер отвергла оговорки парламентариев относительно назначения американки, бывшего консультанта нескольких IT-гигантов, на стратегический пост ключевого комитета ЕС.
И лишь на следующий день, после подачи заявления от самой госпожи Мортон, датчанка Маргрет Вестагер приняла решение гражданки США "с сожалением и полным уважением к честности" данного кандидата. Какие последствия будет иметь это дело? В целом на Западе это, несомненно, будет способствовать созданию образа "новой недемократичной Европы" с непрозрачными механизмами принятия решений. Уходит образ континента, открытого всем ветрам, в то время как его основные конкуренты закрываются и защищаются от вредных внешних воздействий. Неприятная ситуация, но типичная: Брюссель как раз сейчас пытается избавиться от впечатления доверчивости, излишней прозрачности.
А какие еще трудности такого рода сейчас есть у ЕС?
1. Позиции Урсулы фон дер Ляйен ослаблены из-за подозрений в ее атлантизме
С США немку Урсулу фон дер Ляйен связывают семейные дела. Ее прабабушка принадлежала к аристократической семье из Южной Каролины, ее отец работал в начале 1950-х годов в Корнельском университете, она сама жила четыре года в Калифорнии в 1990-х, когда ее муж работал в Стэнфордском университете.
Атлантизм также соответствует ДНК политической семьи председателя Европейской комиссии. После Конрада Аденауэра немецкие христианские демократы (ХДС) наладили отношения с Вашингтоном, гарантом безопасности Федеративной Республики, структурирующей осью своей внешней политики. Достаточно сказать, что госпожа фон дер Ляйен — дочь важного партийного лидера ХДС: ее отец был премьер-министром земли Нижняя Саксония с 1976 по 1990 год — погрузилась в "атлантизм" еще до вступления в партию в 1990 году. Будучи министром обороны при Ангеле Меркель (2013-2019), она считала делом чести развивать трансатлантическое сотрудничество и, если уж на то пошло, франко-германские отношения: так меньше обращали внимания на то, что под ее руководством немецкая оборона снизила свою эффективность. В то время она начала модернизацию военной техники бундесвера за счет увеличения военных кредитов.
По мере нарастания противоречий между США и ЕС Европа начнет переоценку своей роли на Украине ЕС придётся пересмотреть политику по Украине, пишет GT. Антироссийские санкции привели к спаду в его экономике, что усилило многие давние проблемы. США жертвуют интересами союзников ради собственной выгоды, и европейцы должны это понять.
Сегодня ее как председателя ЕК осуждают за преклонение перед атлантизмом. Некоторые государства (в том числе Франция), а также левые депутаты в Европарламенте считают, что ее риторика в отношении Китая слишком совпадает с интересами Вашингтона. Ее противники утверждают, что она меньше болеет душой за будущее ЕС, чем за американцев и их интересы. Редактор журнала Foreign Policy в апреле прошлого года задался вопросом: не является ли госпожа фон дер Ляйен "слишком проамериканской фигурой для положения главной чиновницы Европы"? Спекуляции о ее назначении главой НАТО, которое президент США Джо Байден находит желательным, после европейских выборов 2024 года, никак не проясняют ситуацию.
2. Неэффективное управление европейскими органами
В знак протеста против отсутствия коллегиальности и прозрачности в процессе избрания Фионы Скотт Мортон пять членов Еврокомиссии направили письмо председателю ЕК фон дер Ляйен. Хотя получалось, что еврокомиссары идут против своего парламента: политическая проблема, связанная с национальностью кандидата, была поднята Европейским парламентом. Те, кого успокоило решение, наконец принятое Фионой Скотт Мортон, считают, что Комиссия наоборот, работала на американцев: она сделала все, чтобы не привлекать внимания к скандалу. Ведь Мортон — бывший антимонопольный чиновник в супер-либеральной администрации Барака Обамы.
Его имя проскользнуло среди пяти административных назначений, а должность главного экономиста Директората по конкуренции носит ярко выраженный политический характер. Высокопоставленный европейский чиновник указывает на тот факт, что в ее 13-страничном резюме не было упоминания о национальности, хотя ее дипломы (Йельского университета и Массачусетского технологического института), а также ее карьера не оставляли сомнений: перед нами глобалистка.
Прежде всего, в процессе отбора никогда не упоминались потенциальные конфликты интересов, в которых оказалась замешана американка. "В то время как, учитывая ее прежнюю должность советника нескольких IT-компаний, Фиона Скотт Мортон должна была отстраниться от своих дел на два года, как говорят в Брюсселе. Закон о цифровом рынке (DMA), который является основным предметом рассмотрения Комиссии по конкуренции, регулирует семь "контроллеров доступа", шесть из которых являются американскими. Среди них трое — и "Эппл", и "Майкрософт", и Амазон — все входят в число ее бывших клиентов. Трудно ей принимать решения по делу, в котором есть личные интересы. Во вторник перед депутатами Европарламента Маргрет Вестагер ограничилась указанием на то, что конфликты интересов обычно подробно оговариваются после назначения и до подписания контракта. Гул прокатился по рядам...
3. Европа боится оказаться проигравшей в технологической войне между США и Китаем
Эммануэль Макрон сказал, что он "сомневается", подходит ли Фиона Скотт Мортон на пост комиссара по конкуренции в евопейском. Ярый сторонник "стратегической автономии Европы", он особенно подчеркнул отсутствие "взаимности" со стороны США и Китая при назначении европейцев. Нечего и обращаться в американскую антимонопольную службу, если у вас нет американского гражданства: как иностранца, американцы вас не примут.
Есть во всем этом деле и китайский фактор. Чтобы защитить европейские интересы, высокопоставленные чиновники, имеющие доступ к конфиденциальной информации, должны получить "секретное разрешение" от страны, из которой они прибыли. Таким образом, теоретически ЦРУ должно было выдать разрешение Фионе Скотт Мортон на доступ к секретным европейским документам, необходимым для ее работы. Сложно даже представить!
Маргрет Вестагер предпочла заявить перед депутатами Европарламента, что "нет необходимости в допуске к службе безопасности для должности главного экономиста". Что не соответствует должностной инструкции, опубликованной Комиссией. Новый возмущенный гул в зале: это неправда... Федерация работодателей Франции выразила сожаление несколько дней назад по поводу наивности и безразличия брюссельской администрации "в то время, когда крайне важно, чтобы Европейский Союз обрел больше суверенитета и стратегической автономии в условиях все более обостряющейся глобальной экономической конкуренции". Интересно, что с точки зрения бюрократии Европа обогнала всех конкурентов. Неплохо обстоят дела в ЕС и в области защиты данных. Но проблема Европы состоит в том, что она не изучила IT-корпорации изнутри, чтобы иметь возможность лучше регулировать их. А в таких вопросах е может быть доверия к американскому эксперту.
4. Столкновение разных методов управления конфликтами интересов в ЕС и США
Этот случай также показывает разницу в подходе к конфликту интересов между Францией и англо-саксонским миром. "Во Франции мы строим мощную юридическую защиту, целый „собор“, чтобы предотвратить конфликт интересов. А в англо-саксонском мире ничего не строят, а только наказывают: коррупция или незаконное получение прибыли подвергаются санкциям", — резюмирует высокопоставленный европейский чиновник.
Наименее антиамериканской оказалась Германия: тот факт, что Мортон работала в крупных IT-компаниях, не шокировал немецких депутатов Европарламента. "Если вы знаете систему, вы даже лучше знаете, как ее улучшить и как ею управлять", — заявил, например, Андреас Шваб (PPE) во вторник на France 2. "На посту главного экономиста по вопросам конкуренции "Скотт Мортон, несомненно, была бы менее увлечена IT-гигантами, чем профессор европейского университета, именно потому, что она их знает", — считает консультант Ив Бертончини, бывший директор Института Европы имени Жака Делора.
По мнению бывшего директора Института Европы имени Жака Делора, в таких странах как Франция, Италия, Испания, Португалия "государство имеет монополию на общественный интерес, и любое лобби или группа частных интересов считаются вредными". С другой стороны, у "северных либералов" (Голландия, Германия, а теперь еще и Польша с Чехией) "решения принимает правительство, но учитываются и частные интересы, будь то в экономике, социальной сфере, профсоюзной деятельности".
Будучи во главе Института Жака Делора, Бертончини опубликовал список организаций и компаний, финансировавших институт, назвав и компанию Engie. Он был просто вынужден это сделать, потому что Институт все подозревали по разным причинам в необъективности. "Во Франции нас подозревали в отсутствии беспристрастности при формировании энергетической политики потому, что Engie — это итальянская частная компания. С другой стороны, New York Times поставила под сомнение наши анализы, потому что мы получали деньги от Европейской комиссии и французского правительства!" — вспоминает Ив Бертончини. Бывший министр Мишель Сапен, именем которого назван закон о борьбе с коррупцией, подчеркивает, что французская и американская системы на практике не сильно разнятся, так как и те и другие принимают значительные меры предосторожности, чтобы не оказаться в ситуации конфликта интересов.
5. Вряд ли Вестагер будет назначена главой Европейского инвестиционного банка
Нынешний исполнительный вице-председатель Европейской комиссии, отвечающий за цифровые технологии и конкуренцию, датчанка Маргрет Вестагер объявила в прошлом месяце о своей кандидатуре на пост президента Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), для замены Вернера Хойера. "Дело" Фионы Скотт Мортон может поставить под угрозу ее переход: глава Европейского инвестиционного банка — должность очень политическая. Ее выступление — проваленное — перед парламентом по поводу скандала с Мортон не останется незамеченным, считают депутаты Европарламента.
Почему углубляется трансатлантический раскол?Противоречия между Европой и США продолжают нарастать, пишет "Хуаньцю шибао". Америка утверждает, что относится к ЕС как к партнеру, но это не так. Недавние события раскрыли правду: для Вашингтона "союзники" — это слуги.
6. Единодушие французского политического класса на базе протекционизма и антиамериканизма
Во Франции назначение Фионы Скотт Мортон на пост, созданный французами двадцать лет назад, был единодушно осужден на всех уровнях, включая государственную власть. Негласно победил принцип "Европа для европейцев".
Так, президент Франции Эммануэль Макрон в кулуарах саммита ЕС-Латинская Америка в Брюсселе в начале этой недели подчеркнул отсутствие "согласия" с США и Китаем: "Я был бы полностью открыт для такого решения, если бы увидел, что американцы нанимают европейского эксперта, который будет в курсе всех решений Белого дома. Или если бы китайцы сделали то же самое. Я вижу, что по закону им это запрещено". "Если у нас нет европейского эксперта такого уровня, который мог быть востребован ЕК, это означает, что у нас очень большая проблема с европейской образовательной системой", — добавил Эммануэль Макрон, в то время как авторитетные европейские экономисты во главе с лауреатом Нобелевской премии Жаном Тиролем, опубликовали письмо в поддержку Фионе Скотт Мортон, "одному из лучших экономистов мира в области промышленной экономики".
Люк Андре (Luc André)
Обсудить
Рекомендуем