Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Запад теряет глобальный авторитет. Об этом говорит поведение президента ЮАР Сирила Рамафосы, который не побоялся сделать провокационное заявление, пишет SCMP. Так он отвесил Западу пощечину. Теперь все взоры обращены на БРИКС. И если он не подведет, то равных ему в мире не будет, уверен автор.
— Резкие заявления южноафриканского лидера Сирила Рамафосы на саммите в Париже отражают усиливающееся мнение о том, что развивающиеся экономики больше не зависят от Запада в принятии решений.
— Вместо этого они возлагают надежды на Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку и их предстоящий саммит. Воспользуется ли блок этой возможностью или упустит ее?
На саммите по новому глобальному финансовому пакту в Париже лидер ЮАР открыто поставил Запад в неловкое положение. Прямо под взглядом организатора мероприятия, президента Франции Эммануэля Макрона, на церемонии закрытия Сирил Рамафоса обратился к своему бразильскому коллеге и с ухмылкой сказал: "Президент Лула, не волнуйтесь. Когда будет встреча БРИКС, вопрос валюты станет главным на повестке дня, так что мы его непременно обсудим".
Южно-Африканская Республика, в следующем месяце принимающая саммит БРИКС при участии стран с развивающейся экономикой, пригласила на встречу не менее 60 лидеров, но, как сообщается, не Макрона, который ясно дал понять, что хотел бы на ней присутствовать. В мире дипломатии, зачастую шаблонной и сердечной, поведение Рамафосы сродни пощечине на церемонии вручения "Оскара".
Почему Макрон может склоняться к БРИКС Эммануэль Макрон изъявил желание посетить саммит БРИКС в августе. Это логичное стремление, пишет китайский профессор Ван Шо в статье для GT. По его мнению, Макрон — новатор, который видит в развивающихся странах шанс уйти от теряющих влияние США и избежать удара кризиса на Западе.
19.06.202300
Макрону отказали — в манере эффективной и публично. Своей цели — обеспечить лидерство Запада в таких областях, как устойчивое развитие и зеленые финансы, — французскому президенту не удалось добиться. Все больше стран перестают учитывать мнение США и Европы при принятии решений, а вместо этого обращаются к БРИКС — Бразилии, России, Индии, Китаю и Южной Африке. Сможет ли блок воспользоваться возможностью или упустит ее?
Для начала объединению следует понять, как действовать в мире, где Запад вводит новые и новые санкции и все сильнее закрывается от таких государств, как Китай и Россия. Но ожидается, что в саммите БРИКС примут участие не менее 22 глав государств, а более 40 стран, включая Саудовскую Аравию, Бангладеш, Индонезию, Египет и Аргентину, проявляют заинтересованность в присоединении к блоку. Это значит, что блок вскоре может получить новую власть и положение.
Помимо создания разрекламированной "валюты БРИКС", которая может появиться, а может и нет, наиболее эффективным и успешным шагом для блока было бы формирование объединенных резервов для расширенного формата БРИКС+, которые включали бы все, начиная от нефти и заканчивая полупроводниками и сельскохозяйственными товарами.
Группа может представить "запасы нефти БРИКС+", которые поставлялись бы такими странами, как Россия, Саудовская Аравия и Иран, чтобы остальные члены блока могли покупать ресурс у них, возможно, в национальной валюте. Такая идея была бы аналогична предложенной Японией глобальной системе газовых резервов для преодоления энергетических кризисов.
Создание объединенных резервов БРИКС+ помогло бы группе отразить санкционные действия, направленные на одну страну-участницу, такие как, например, прекращение торговли с Россией, инициированное Западом. И, устанавливая национальные цены на свои резервы, государства БРИКС могли бы справиться с глобальными финансовыми проблемами, как нехватка долларов у некоторых стран.
Западу в лице Макрона не удастся устроить ловушку для БРИКСПожелание Макрона участвовать в саммите БРИКС в ЮАР вызвало споры: чего хочет француз на саммите "глобального большинства"? Автор статьи в Agoravox убежден, что за этим маневром Макрона и за недавней поездкой в КНР Блинкена стоят самые коварные планы. На самом деле Запад воюет с Россией и Китаем.
27.06.202300
Но есть и подводные камни. Самым большим из них, вероятно, является то, что Франция хочет принять участие в саммите БРИКС. Это большая геополитическая возможность и при этом проблема. Действительно ли Париж искренне заинтересован в присутствии на саммите (и даже во вступлении в блок) из-за разногласий с Вашингтоном? Если это так, то странам БРИКС следует пригласить Францию. Но что если это стратегия по "раскрытию" блока для Запада? В таком случае объединению следует извлечь из этого максимальную выгоду.
Любой путь требует от БРИКС очень стратегически продуманной и выверенной геополитической игры. Это делает запрос Франции лакмусовой бумажкой, тестом блока на его готовность выйти на глобальную арену. Знает ли он, как выступать единым фронтом? Потому что Запад знает.
Еще одна загвоздка заключается в том, что началась новая эра "ядерных шахмат". После того, как Россия разместила атомное оружие в Белоруссии, а Польша запросила у НАТО развернуть бомбы альянса на своей территории, ядерное равновесие, и без того крайне хрупкое, пошатнулось. Согласна ли группа БРИКС со своими членами, которые перемещают атомное оружие? А с его глобальным распространением?
Новый ядерный статус-кво может подтолкнуть БРИКС (даже БРИКС+) к разработке этических "красных линий". Страны, пытающиеся приобрести атомное оружие, могут спровоцировать гнев блока, за которым последует введение торговых ограничений. А это, в свою очередь, изменит статус мировых игроков.
Наиболее острой проблемой, которая ведет к "параличу" БРИКС, являются растущие трения между двумя ключевыми участниками: Индией и Китаем. Разные факторы, начиная от пограничных столкновений и высылки журналистов и заканчивая крепнущими оборонными связями между Вашингтоном и Дели, оставляют все меньше надежды на то, что Индия и Поднебесная отложат разногласия в сторону. И пока с этим напряжением не будет покончено, блок мало чего сможет добиться. Дальнейшие трещины в отношениях между двумя государствами приведут к сближению Индии с Западом, что подорвет любые усилия БРИКС.
22 страны претендуют на вступление в БРИКС. Почему это важно?Многие страны мира следят за действиями БРИКС в свете его растущего влияния как экономического и политического блока, пишет Noonpost. Расширение объединения негативно отразится на Западе, в частности на США и долларе, отмечает автор статьи.
25.07.202300
Существуют также другие потенциальные источники "паралича" группы. Например, расширение может привести к неприятным последствиям — к возникновению разногласий между новыми членами, такими как Саудовская Аравия и Иран. Станет ли БРИКС+ еще одной "хромой уткой" (lame duck), какой называют G20?
И все же грядущий саммит БРИКС может также оказаться важнейшей встречей группы. Если страны-члены найдут успешные стратегии преодоления геополитического минного поля, то объединению не будет равных на планете. Другого такого нет. Саммит G20, который Дели проводит в сентябре, уже потенциально ограничен множеством вещей: как сообщается, индийский чиновник заявил, что посредничество в установлении мира между Россией и Украиной выходит за рамки повестки дня "Большой двадцатки".
В теории, БРИКС пока ничего не ограничивает, кроме тех лимитов, которые члены группы могут наложить по инерции, из слабости или недоверия. Однако тот факт, что президент России Владимир Путин не будет лично присутствовать на саммите, несколько приглушает восторги. Неужели одного западного ордера на арест достаточно, чтобы вывести группу из равновесия?
Существует еще кое-что, о чем многие забывают или редко упоминают: БРИКС является знаменосцем всего развивающегося мира. Его успех закладывает основу для всех остальных, от Латинской Америки и Западной Африки до Юго-Восточной Азии. Но если группа, вобравшая в себя возможные будущие сверхдержавы планеты, не окажется на высоте, мечты других стран тоже будут разбиты. Ибо если даже БРИКС не может бросить вызов установленному порядку, то кто еще на это способен?
Автор: Абишур Пракаш (Abishur Prakash) — генеральный директор консалтинговой фирмы The Geopolitic Business в Торонто