Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Россия почти без усилий вытеснила Францию из Нигера. Теперь она стремится установить сферу влияния во всей Африке — с высокими шансами на успех, заявил аналитик Микаэль Ламбер в интервью с Atlantico. Западу нечего противопоставить стратегии Москвы, и его поражение в Ниамее тому доказательство.
Кризис в Нигере — очередной пример усиливающегося влияния России. И в первую очередь его последствия отразились на Франции.
Atlantico: 27 и 28 июля Владимир Путин принял 17 глав африканских государств и десятки делегаций на саммите "Россия-Африка". В то время как на земле Черного континента усиливаются антифранцузские настроения, Россия устанавливает тесные связи со все большим количеством стран этого региона. Чем можно объяснить этот успех и каковы реальные мотивы Москвы?
Микаэль Ламбер: Успех России в Африке можно объяснить сочетанием антифранцузских настроений, которые уже существовали в этом регионе из-за его колониального прошлого, и способностью Москвы обеспечить основные потребности местного населения. В первую очередь, речь идет о поставках зерна (бюджет на питание иногда составляет 80% расходов семьи) и энергоресурсов, а также о помощи в борьбе с террористическими группировками.
Что касается населения, то более консервативный настрой России также работает в пользу Кремля, поскольку африканские ценности всегда были и остаются более традиционными. Не вызывает сомнений, что стратегическая линия поведения Москвы проста и сфокусирована на ключевых элементах. И, в отличие от более сложной политики, которой придерживается Париж, в ней нет никакой двусмысленности.
К этому стоит добавить советско-африканские отношения: СССР был одной из наиболее активных стран, которые отстаивали политику деколонизации (наряду с США и Китаем). Это создает Москве образ "защитницы народов", которые стремятся к независимости.
Перед Россией, как и прежде, стоит задача вытеснить Францию из Африки, чтобы в дальнейшем монополизировать ресурсы континента. Она преследует при этом двойную цель — получить денежный доход и ослабить систему поставок в европейский регион. В случае с Нигером, который обеспечивает 15-30% потребностей Франции в уране и пятую часть всего уранового импорта ЕС, это приведет к значительному росту цен в ближайшие месяцы — и в конечном итоге благоприятно повлияет на результаты ультраправых и популистских групп, которые в целом более склонны поддерживать Москву, чем умеренные политические партии.
Не стоит также забывать о том, что Россия способна полностью удовлетворить потребности африканских стран в продовольствии, потому что их ресурсы истощаются из-за перенаселения и глобального потепления. Это оставляет мало возможностей для дальнейшего продвижения европейским государствам, у которых нет никакой реальной альтернативы.
— Какую стратегию проводит Россия, чтобы закрепиться в Африке с малыми затратами?
— Поставка недорогих зерновых культур — это Россия легко может сделать, учитывая ее огромные сельскохозяйственные и энергетические ресурсы. Она располагает богатыми запасами углеводородов. Есть еще информационное воздействие со стороны Москвы, которое распространяется <...> в форме резонных и доступных рассуждений <...>. Они же продвигаются и африканскими правительствами, которые предпочитают пользоваться поддержкой такой самокритичной страны, как Россия. <...> Одним словом, автократические власти предпочитают поддерживать Москву, а не демократическое государство, такое как Франция, которое критикует их за неправильный подход к управлению.
— Каков истинный смысл деятельности России на африканском континенте? И что вы думаете о наемниках из частных военных компаний, таких как "Вагнер"?
— Наиболее показательными являются операции по поддержанию стабильности в борьбе с террористическими организациями. Такие организации, как ЧВК "Вагнер", <...> могут обезвредить террористические группировки, не прибегая к "стратегическим операциям". Эти <...> действия приводят к результатам, которые любая западная страна <...> не может себе позволить.
ЧВК "Вагнер" также проводит обучение местных сотрудников полиции и военнослужащих, <...> что способствует повышению уровня подготовки африканских армий.
Другая часть ее деятельности направлена на добычу ресурсов, в частности полезных ископаемых. ЧВК "Вагнер" направляет специалистов и оборудование для развития производственной инфраструктуры Африки. Благодаря этому улучшаются условия труда на рудниках, повышаются доходы государств и, в конечном счете, увеличивается объем поставок полезных ископаемых в Россию и Китай.
<...>
— Ситуация продолжает накаляться и в Нигере, одном из последних союзников Парижа в Сахеле, где в среду 26 июля произошел государственный переворот. В воскресенье, 30 июля, тысячи людей вышли на демонстрацию у здания французского посольства в Ниамее с криками "Да здравствует Путин", "Да здравствует Россия" и "Долой Францию". Есть ли у Парижа еще "шанс" изменить ситуацию?
— Ситуация в Нигере была предсказуема и известна спецслужбам. Эта страна производит уран, необходимый Франции. Этот факт ставит Ниамей в центр внимания Москвы как средство дестабилизации обстановки в Париже путем повышения цен на энергоресурсы. Кроме того, Нигер граничит с союзными России государствами, в том числе с Буркина-Фасо, что позволяет легче расшатать соседние правительства.
Возможности Франции, к сожалению, очень ограничены, и наиболее актуальной ее задачей является поиск новых партнеров, способных обеспечить ее ураном и сдержать стремительное удорожание электроэнергии. Возвращение Нигера под влияние Парижа маловероятно, он теперь <...> должен послужить примером, чтобы мы могли избежать повторения подобной ситуации в будущем.
В этой связи Западу необходимо обратить внимание на то, что происходит в Египте и ЮАР — двух странах, которые все больше сближаются с Россией. Южно-Африканская Республика, безусловно, вызывает наибольшую тревогу, поскольку находится в сложном положении с точки зрения энергетики, длительность перебоев в подаче электричества достигает десяти часов в сутки. Кроме того, с каждой неделей все сильнее обостряются медицинский и продовольственный кризисы.
Если в Нигере Запад потерпел поражение, это лишь говорит о том, что ему необходимо больше адаптироваться к ситуации и взять инициативу в свои руки, чтобы установить более надежные партнерские отношения со "странами будущего".
В данной ситуации европейцам было бы правильнее возобновить добычу урана в Чехии и Румынии — двух более надежных государствах, которые являются членами ЕС.
При участии Микаэля Ламбера (Michael Lambert) — аналитика в области разведки в агентстве Пинкертон, Дублин. Имеет докторскую степень по истории международных отношений, полученную в Университете Сорбонна при партнерстве с бизнес-школой INSEAD.