Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
ВСУ оказались неспособны преодолеть эшелонированную оборону россиян, признает автор статьи в NYT. В этих условиях Зеленский вынужден лично сообщать о захвате даже маленькой деревни, чтобы придать этому событию значение. Но о главном, то есть о гибели тысяч военнослужащих ВСУ, он предпочитает не рассказывать.
Занятие украинскими войсками села Старомайорское было такой приятной новостью, что ее сообщил стране лично президент Владимир Зеленский. Однако мощная российская оборона застопорила продвижение ВСУ на других участках.
10 дней украинские морские пехотинцы дом за домом, улицу за улицей занимали село Старомайорское на юго-востоке страны, укрываясь от огня артиллерии, авиаударов и огневого воздействия сотен российских военных.
Русские оборонялись яростно, но в четверг все закончилось, когда они отступили, а украинцы объявили о своей победе. "Кто-то убежал, кто-то остался, – сказал командир штурмовой группы с позывным Дикий из украинской 35-й бригады морской пехоты. – Мы захватили пленных".
Такое значение этому событию было придано потому, что в целом на фронте контрнаступление обернулось очень жестоким уроком украинским военным. Все их попытки "освободить от русских" территории в Запорожской области особого успеха не имели. За два месяца ВСУ продвинулись там менее, чем на 15 километров на местной бескрайней равнине.
Победы типа той, что была одержана в Старомайорском, – вот и вся надежда. Правда, украинские руководители говорят, что такие местные успехи позволят ВСУ начать более масштабное продвижение.
Украина сосредоточилась на двух главных направлениях на юге, стремясь перерезать российские пути снабжения и эвакуации. Одно направление наступления проходит через Старомайорское в направлении Бердянска на Азовском море. Второе пролегает западнее и ведет в сторону Мелитополя.
Оба города находятся на важных стратегических путях снабжения и передвижения российских войск, контролирующих южную Украину и Крым.
Украина на протяжении нескольких недель обстреливает артиллерийскими снарядами и ракетами большой дальности российские пути снабжения и тыловые базы русских. Цель – подорвать их боеспособность, а также ослабить боевой дух российских войск. Но пока это только попытка: ракеты HIMARS американского производства, запускаемые мобильными пусковыми установками, застают врасплох то одного, то другого водителя, ведущего свои автомобили по грунтовым дорогам вблизи линии фронта. Наносят украинские войска удары и по целям, находящимся в глубине российской обороны.
Таким образом ВСУ применяют поставляемое Западом оружие. Российские войска отвечают еще более смертоносными собственными ударами из российского оружия, используя новые тактические приемы, в которые входит применение ударных беспилотников и мин с дистанционным подрывом…
Ключом к успеху украинских войск в этом селе стало то, что они ослабили решимость русских сражаться, изнурив их тяжелыми боями. Первым признаком того, что оборона русских не выдержит, стала ситуация, когда 20 солдат оставили свои позиции, пожаловавшись на отсутствие подкреплений, рассказывает украинец Дикий.
Из материалов перехвата и допросов пленных украинские военные поняли, что противник несет потери и что некоторые русские отказываются воевать. "Они запаниковали", - рассказывает теперь обрадованный Дикий. Украинцы активизировали наступление, проведя силами двух батальонов лобовую атаку по четырем улицам.
Увы, пока власти праздновали победу ВСУ в Старомайорском, военнослужащие на других участках фронта рассказывали, что у русских по-прежнему мощные оборонительные позиции и огневая мощь, а в некоторых местах их оборона просто непреодолима.
Недавно попавший в медицинский пункт с контузией солдат в ожидании эвакуации рассказал, как был разгромлен его батальон, попавший под огонь российской артиллерии и танков. Его 23-я бригада является одной из девяти вновь сформированных и обученных западными инструкторами частей, которые были подготовлены и оснащены нашими налогоплательщиками для проведения контрнаступления. Но ее бросили в бой без достаточной артиллерийской поддержки, и она не смогла защититься от российской огневой мощи.
Подготовка бойцов добровольческого батальона имени Судоплатова на полигоне в Запорожской области
В одном из боев, в котором принимало участие его подразделение, украинские военнослужащие пошли в наступление на 10 бронетранспортерах MaxxPro американского производства. Вернулся из боя только один бронетранспортер, остальных русские сожгли, рассказал контуженный солдат. Он показал фотографии сгоревших машин, рассказав, что их эвакуировали в тыл для проведения ремонта. Солдат отказался назвать свое имя и фамилию, опасаясь мести и преследований со стороны начальства.
"Их подбили противотанковым огнем, – сказал он. – Русские их подбивали и подбивали безостановочно. Машины сгорели. Никто из парней не выжил".
Позже, когда они укрылись в захваченном российском блиндаже, противник открыл по его подразделению огонь из минометов и гранатометов. Солдат рассказал, что его подразделение выбралось из блиндажа буквально за несколько мгновений до того, как его уничтожил российский танк.
"Останься мы там на 10 секунд дольше, и нам бы пришел конец", – сказал он.
За день до этого солдат потерял своего 22-летнего друга Стаса, погибшего во время обстрела. По его словам, батальон, где он служил, за месяц понес такие огромные потери убитыми и ранеными, что на линии фронта осталось всего 10 человек из многих сотен.
Другой солдат, поступивший на военную службу в прошлом году и попросивший упомянуть только его имя Алексей, рассказал, что его подразделение понесло большие потери, потому что российские войска вели по его позициям артиллерийский огонь и забрасывали их авиабомбами.
"По нам стреляли как в тире, – сказал он. – Над нами летал дрон и корректировал огонь артиллерии". Они находились на бывших российских позициях в окружении минных полей. Российские военные прижали их к земле и постоянно вели наблюдение с помощью дронов.
У солдат закончились боеприпасы и вода, но они могли выбираться с занимаемых позиций и возвращаться туда только пешком по одному или по двое, делая это перед рассветом или в вечерних сумерках.
По словам Алексея, украинские войска не в состоянии подавить российские средства огневого воздействия. "Сначала у нас была артиллерийская поддержка, но потом закончились снаряды, - сказал он. – Пусть с Запада нам пришлют больше оружия".
"Знай наши военные, что нас хорошо снабжают, что сзади нам оказывается скоординированная поддержка, мы бы захватили больше территории".
Из разговоров с украинскими военнослужащими и из видеозаписей недавних атак становится ясно, что многие украинские подразделения несут тяжелые потери. Группа спецназа, прошедшая специальную подготовку, в прошлом месяце была брошена на штурм российских позиций на западном участке фронта. За четыре дня боев она понесла такие большие потери, что была вынуждена отступить, не добившись успеха.
Большая часть их бронемашин была подбита артиллерией противника уже в первый день, и им пришлось пересмотреть свои планы. Штурмовое подразделение пошло в направлении села в пешем порядке через заминированную лесополосу. Украинцы проделали узкий проход средствами разминирования, и первые солдаты добрались до позиций русских, прыгнув в траншею.
Съемки с беспилотника показали, что произошло дальше. Внутри траншей внезапно раздались взрывы и нападавших стало не видно и не слышно. Обстрелу подверглись и те, кто находился на краю лесополосы.
"Траншеи были заминированы, – рассказал командир штурмовой группы с позывным Воскрес. – Наши парни начали прыгать в окопы и подрываться". А русские наблюдали, подрывая мины дистанционно, добавил он.
Те, кому удалось спастись от мин, подверглись нападению многочисленных дронов-камикадзе. "Казалось, что у них по беспилотнику на каждого нашего человека, – рассказал Воскрес. – У русских столько оружия и техники, что наша задача с самого начала была невыполнимой".
Прошло несколько недель. Русские по-прежнему удерживают это село.
Автор: Карлотта Галл (Carlotta Gall)
При участии Александра Чубко (Oleksandr Chubko)