Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
С самого начала пути Словакии на Запад она была обречена на роль его периферии, на которой он паразитирует, пишет Nové slovo. То, что кажется ростом, на самом деле раковая опухоль, которая пожирает страну изнутри. Приближается геополитическое землетрясение, предупреждает автор статьи.
Задаваться вопросом, действительно ли прошлый режим был хуже нынешнего, всегда уместно. Но мы спрашиваем себя об этом только потому, что современный режим ужасен. Сегодня мы видим прошлое в лучшем свете, чем прежде, поскольку настоящее хуже того, на что мы надеялись. Переоценку прошлого спланировать невозможно, но и уйти от этого нельзя. В один прекрасный день кто-нибудь уже скажет, что при тоталитаризме жизнь была прекрасна, хотя шансов вернуться в прошлое больше нет. Все мосты тщательно сожжены. Мы крамольно ностальгируем по прошлым временам, которые безнадежно ушли.
При взгляде назад 1989 год нам кажется упущенным шансом изменить то, что не работало, и сохранить то, что работало. По прошествии времени мы видим, что потеряли и чего не дождались. Главное — желание это увидеть.
Ясно, что с самого начала нашего пути на Запад мы были обречены на роль периферии Запада, поскольку он расширяется только за счет периферий, на которых паразитирует.А поскольку суть капитализма — в паразитизме, Запад не в состоянии оценить потенциал периферии. Он умеет только грабить ее, и поэтому сам обречен постепенно деградировать. То, что кажется ростом, на самом деле раковая опухоль, которая пожирает общество изнутри. Паразитизм просто обречен.
В чем суть нашей проблемы, изложил уже вскоре после смены режима Людвик Вацулик: "Мы победили коммунизм, но причины, по которым он возник, к нам вернулись". Вместо поиска альтернативы идеологиям, которые себя не оправдали, мы вернулись к капитализму, который не раз себя не оправдывал. Тем не менее мы наивно верили, что уже теперь все будет иначе. Причина — в нашем нежелании задуматься, поискать нечто новое. Все это камуфлировалось разговорами о том, что у капитализма нет альтернативы, а третьи пути ведут в третий мир. Из-за лени, проявленной тогда, и нежелания поискать путь получше сегодня Запад деградирует и движется в сторону именно того самого воображаемого третьего мира.
Режимы не меняются молниеносно. Новый режим использует опыт поколений, подтвержденный и опровергнутый предыдущим режимом. Таким образом, только при смене поколений становятся понятны минусы и плюсы нового режима. Только когда вымрет поколение, получившее качественное образование, станет понятно, что новый режим виноват в необразованности общества. Только когда уйдут старые стоматологи, выяснится, что при новом режиме, который чурается центрального планирования, людям в отдаленных областях некому лечить зубы. А с уходом поколений, которые построили нашу республику, обнаружится, что новому режиму самостоятельная, самодостаточная и суверенная республика в принципе не нужна.
Когда государству не интересны его граждане, граждан перестает интересовать их государство. Идеология, согласно которой личную свободу нужно ставить выше общественной солидарности, привела к тому, что в обществе исчезла солидарность, и широко раскрылись ножницы между горсткой богатеющих богатеев и беднеющим большинством. Постепенно заканчивается и личная свобода.
Приближается геополитическое землетрясение, а с ним — следующее распутье, где будут сводить счеты со старым режимом и выбирать новый. Если раньше говорили, что нельзя смешивать социализм и капитализм, потому что получится "котопес", то сегодня благодаря китайцам мы видим, что такой зверь существует. Это возможно, и всегда было возможно!