Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украина распродает госактивы, чтобы реформировать экономику и собрать деньги на военные расходы, пишет Il Fatto Quotidiano. США эту программу приватизации только поддерживают и активно в нее вкладывают. В будущем с молотка уйдут крупные конгломераты и монополии.
На сайте, аналогичном "eBay", вновь открывается (рас)продажа в том числе даже самых важных государственных активов: заводов, зданий, опорных конструкций электросетей.
Как свидетельствует опыт США 1941-1945 годов, в военное время даже либеральные правительства "милитаризируют" экономику. Причина проста: все ресурсы должны быть планово мобилизованы на нужды армии. Поэтому происходящее на Украине, правительство которой, несмотря на военные действия, продолжает неустанно проводить прорыночную политику, вызывает удивление. Это касается и нового плана приватизации, цель которого заключается в том, чтобы "привлечь и успокоить международных инвесторов". Несколько преждевременные хлопоты, учитывая, что в стране бушует военный конфликт, конца которому не видно.
С помощью приватизации правительство также надеется получить средства на военные расходы. С начала года было собрано около 50 миллионов долларов, и ожидается, что эта сумма достигнет 162 миллионов. По сравнению с дефицитом бюджета, который прогнозирует правительство, эта цифра – ничтожные 0,43% от общей суммы в 38 миллиардов долларов. А если сравнивать с военным расходам, поступления еще меньше: 0,36% от 45 миллиардов. Даже если цели будут достигнуты, вклад в государственную казну окажется минимальным.
Чтобы понять контекст, обратимся к истории. "С момента обретения независимости в 1991 году на Украине главенствуют криминально-политические структуры", – объяснил газете Il Fatto Quotidiano Дэвид Далтон (David Dalton), экономист и автор книги "Украинская олигархия после евромайдана". По мнению Далтона, "это привело к снижению конкуренции и темпов развития (вопреки пропаганде сторонников приватизации). Процесс проходил разные этапы, но привычные схемы извлечения дохода не изменились". Хотя политическая ориентация страны стала более антироссийской, базовые механизмы работы системы остались практически теми же. "Даже евромайдан 2013-14 годов (проевропейский и антироссийский – прим. ред. FQ) не изменил политэкономию Украины, – считает Далтон. – Осталась преемственность в методах и структуре деловых связей до майдана и после, поскольку система учитывает не отдельных олигархов, а скорее функционирует в соответствии с набором самовоспроизводимых ценностей и механизмов".
Капиталисты кружат над Украиной как стервятникиКонфликт на Украине сулит некоторым огромные прибыли, пишет Unherd. 500 всемирных компаний из 42 стран уже подписали с ней деловое соглашение, "чтобы помочь реализовать ее огромный потенциал" — или, иными словами, обеспечить себе кусок украинского пирога.
06.07.202300
Приватизация получила толчок в 2018 году, когда парламент обновил и изменил правила. Не стоит недооценивать тот факт, что реформа была необходима для получения помощи от МВФ. С принятием нового закона был создан специальный сайт под руководством Фонда государственного имущества Украины, доступный также на английском языке. На сайте сегодня есть возможность ознакомиться с объектами недвижимости, выставленными на продажу, по аналогии с Amazon или eBay: указана цена, описание и технические характеристики лота. Приватизируемые объекты делятся на "малые" (менее семи миллионов долларов) и "большие", которые можно приобрести только с помощью консультанта. Среди выставленного на продажу – здания на карьере в поселке Сахкамин (350 тысяч долларов, скидка 50%) и компания "Украгролизинг", которая занимается лизингом сельскохозяйственной техники и офис которой находится в центре Киева. Для тех, кто хочет более рискованных инвестиций, в Днепропетровске, недалеко от линии фронта, есть Центр стандартизации и метрологии, который стоит всего три тысячи долларов. Но есть на сайте и очень важные активы: огромный завод по производству аммиака в Одесском порту (правда, обремененный просроченными долгами и штрафами на сумму 387 миллионов долларов), Краснолиманское угледобывающее предприятие под Донецком, где когда-то работало почти четыре тысячи человек, Сумыхимпром в Сумской области, который производит химическую продукцию, и "Запорожьеоблэнерго", обеспечивающее электроэнергией 800 тысяч потребителей в Запорожской области. Эти предприятия расположены в непосредственной близости от линии соприкосновения, но на продажу выставлены и те объекты, которые находятся на подконтрольных России территориях. Продажа осуществляется посредством аукциона, в котором, подав заявку, теоретически может принять участие любой желающий (даже не украинец). А приватизация во времена интернета – это цифровизация расхищения государственной собственности. В 2018-19 годах доходы от продажи оставались мизерными – около 22 миллионов долларов, но в 2020 году они подскочили почти до 70 миллионов, а в следующем году достигли рекордных 138 миллионов.
Новые законы и прозрачность сделок – это, казалось, шаг вперед по сравнению с бандитскими схемами 90-х годов. Однако на деле многое остается в тени. Наглядным примером этому служит деятельность Дмитрия Сенниченко, бывшего президента Фонда государственного имущества, который занимал этот пост с 2019 года. Сенниченко, по мнению газеты Kyiv Post, "считался настоящим реформатором, занимающим сильную антикоррупционную позицию". После введения российских войск он бежал в Западную Европу, оставив должность, а в марте 2023 года маска борца с коррупцией с него окончательно спала: украинские антикоррупционные органы заочно предъявили ему обвинение в преступном сговоре. Выяснилось, что во время пребывания на посту Сенниченко якобы возглавлял преступную организацию, состоящую из государственных служащих и бизнесменов, которая присвоила 13 миллионов долларов государственных средств. С точки зрения следствия, роль "поборника законности" была лишь прикрытием для нелегальной деятельности главы Фонда госимущества.
Тем временем начались военные действия, и приватизация была приостановлена. Но, несмотря на конфликт и расследование в отношении бывшего руководства Фонда, пауза в приватизации продлилась недолго. Уже в сентябре 2022 года продажа мелких государственных активов была разблокирована, а главой Фонда стал депутат Рустем Умеров, соратник президента Владимира Зеленского. Затем, 21 июня, Зеленский санкционировал возобновление масштабной приватизации. В будущем на витрине окажутся крупные государственные конгломераты и естественные монополии.
Причины столь стремительного возврата к приватизации вполне обычны для неолиберальной повестки дня: борьба с коррупцией, привлечение инвестиций (...) как из Украины, так и из других стран, создание предпосылок для реконструкции и экономического оздоровления государства и т.д. В докладе от 25 марта премьер-министр Денис Шмыгаль высказался еще более определенно: "Наша стратегия – сократить долю государства в экономике до минимума, сохранив государственный контроль в стратегических и важных для безопасности Украины отраслях". Иными словами: мы приватизируем почти все. Эту мысль он повторил еще раз 30 июня: "Приватизация будет продолжена, реформа корпоративного управления будет завершена, государственное регулирование будет резко сокращено".
Конечно, многие предприятия пришли в упадок еще до начала российско-украинского конфликта, и государству было необходимо от них избавиться. Но стратегия Киева по своей агрессивности выглядит как "шоковая терапия" 2.0 – повторение политики, разрушившей постсоветские страны в 90-е годы.
Очевидно, что Соединенные штаты являются партнером этой программы, в первую очередь через Агентство США по международному развитию, логотип которого размещен как на сайте приватизации, так и на плане для иностранных инвестиций "Преимущества Украины". Агентство США по международному развитию – это та же организация, которая в 90-е годы в России проводила массовую приватизацию по согласованию с московским правительством и, в частности, с Анатолием Чубайсом, любимцем Бориса Ельцина. Сегодня "геоэкономическая" рука Вашингтона осуществляет интервенцию на Украину с бюджетом в 22,9 миллиарда долларов (18 миллиардов уже вложены), а также оказывает помощь в проведении реформ и государственном управлении.
Международный валютный фонд также подготовил пакет мер поддержки на сумму 115 миллиардов долларов в обмен на обычные структурные реформы: гибкость законодательства, конкуренция, налоговая консолидация, и все это "пока идет конфликт". Однако эти программы не затрагивают глубинных проблем украинской экономики. Как считает Далтон, "корень проблем лежит глубже, на государствообразующем уровне, тесно связанном не только с национальными элитами, но и с традиционными экономическими воззрениями западных лидеров. Киев хотел бы реформировать экономику, но рискует применить западные методы, которые не подходят для украинского государства".
Автор статьи: Алессандро Бонетти (Alessandro Bonetti)