Жестокая реальность: украинское наступление "на последнем издыхании" провалилось

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Провал контрнаступления ВСУ был вполне предсказуем, и причиной для него послужила череда ошибок, совершенных украинским руководством, пишет 19FortyFive. Ключевой из них была сама отправка плохо подготовленных войск в ловушку российской обороны. Этим поступком Киев обрек своих людей на верную смерть.
Холодная, суровая правда украинского конфликта на сегодня заключается в том, что контрнаступление ВСУ, бывшее "на последнем издыхании", провалилось, и никакие попытки перевернуть ситуацию не изменят этот исход.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
В первой части серии наших статей, посвященных прошлым операциям и нынешнему потенциалу Вооруженных сил Украины (ВСУ), мы отмечали, что в 2022 году киевские войска добились некоторых боевых успехов. Тогда у нас были надежды на то, что в 2023 году эти достижения могут привести к окончательной победе нашего союзника. К сожалению, высшее руководство Украины пострадало от целой череды неверных решений, а также от переоценки собственных военных возможностей и эффективности западной техники.
Еще в январе 2023 года европейские и американские СМИ заговорили о "весеннем наступлении" ВСУ. В то время русские понесли урон в ходе боев за украинские Харьков и Херсон (мнение не соответствует реальности, — Прим. ИноСМИ). Москва в течение четырех месяцев проводила частичную мобилизацию, собирая 300 тысяч новых солдат, но с самого начала "споткнулась" при призыве — и, по неподтвержденным данным, до 700 тысяч молодых мужчин бежали из страны, чтобы избежать призыва (автор сам признал, что ссылается на неподтвержденные данные, информация не соответствует реальности, — Прим. ИноСМИ). Моральный дух украинцев стоял очень высоко, а мотивация русских была низкой (субъективное мнение автора, — Прим. ИноСМИ).
Хотя боевая подготовка первых российских мобилизованных явно была недостаточной, уже в ноябре Кремль заполнил десятками тысяч новобранцев зияющие дыры, созданные в результате осеннего наступления Украины, что помогло остановить волну атаки. К январю Путин резко увеличил интенсивность операций своих войск по всей 1000-километровой линии фронта с целью оказать давление на ВСУ. Особый упор был сделан на города Соледар и Артемовск. Как бы отделив эти районы от действий регулярных сил страны, Путин решил передать местные операции ЧВК "Вагнер". И именно здесь Украина совершила свою первую крупную ошибку 2023 года.
Забуксовавшее украинское контрнаступление переносит все внимание на следующий годУкраина не добьется никаких успехов в этом году, пишет WSJ. На Западе это понимают, поэтому военные стратеги и политики уже задумались о возможном весеннем наступлении ВСУ в 2024 году.

Двойная катастрофа в Артемовске для Украины

Артемовск изначально был городом средних размеров с населением около 70 тысяч человек. Он играл некоторую тактическую роль для тех, кто им владел, но сам по себе не мог считаться критически важным даже на оперативном уровне. ВСУ удерживали город, но к началу марта "Вагнер" вышел на его восточную окраину. С военной точки зрения Украине стал необходим отход из Артемовска на следующий оборонительный рубеж к западу от населенного пункта.
С этой новой позиции способность ВСУ защищаться стала бы мощнее, а задача России по атакам на их новые рубежи — сложнее: в распоряжении украинской стороны появились бы возвышенности и открытые поля, через которые противнику пришлось бы пробираться. Это сделало бы любое наступление чрезвычайно сложным и затратным с точки зрения потерь людей и техники. Но, завладей русские Артемовском, их цель стала бы намного более легко достижима. Они могли бы незаметно приблизиться буквально на расстояние метров к украинским позициям в Артемовске, не будучи полностью обнаруженными. В этом смысле обороняющиеся в городе находились бы в заведомо проигрышной позиции.
Однако Зеленский предпочел настоять на продолжении обороны Артемовска. В течение месяцев высшие руководители США предупреждали украинского президента, что это сражение безнадежно, и убеждали его отойти на другие оборонительные позиции. Но глава государства не только отказался идти на более выгодную боевую линию, но и приказал ВСУ не сдавать ни одного здания, заставив их биться насмерть. Месяц за месяцем Зеленский отправлял бригаду за бригадой на подкрепление ВСУ в Артемовске в надежде переломить ситуацию.
Было болезненно очевидно, что с точки зрения основ военного дела рациональная надежда остановить наступление "Вагнера" на Артемовск была исключительно мала. Но, более того, многие из тех бригад, которые Зеленский посылал ради бесплодных попыток помочь своим в обороне Артемовска, были срочно необходимы в предстоящих весенней и летней кампаниях. Даже спустя два дня после падения города Зеленский все еще не мог смирится с этим, утверждая, что Артемовск не сдался. Но если в 2022 году упорство украинского президента и его нежелание идти на компромисс привели к некоторой задержке развития российской спецоперации, то в мае 2023 года та же самая его безмерная гордыня и высокомерие Зеленского подвели Киев к очень дорогостоящим ошибкам со стратегическими последствиями. ВСУ не только выбросили на ветер невосполнимые ресурсы, направив их на защиту стратегически неважного города, но и потеряли критически значимые подразделения для своих дальнейших операций. К сожалению, когда наступление все же началось в июне, просчеты продолжились.
Значение АртемовскаБитва за Артемовск показала слабость военной промышленности спонсоров Киева. Госсекретарь США признала, что Вашингтон помогал готовить контрнаступление, и ожидает его во время саммита НАТО в Литве, пишет Chronicles. Но не повторит ли Европа ошибки 1914 года, пойдя на эскалацию?

Неадекватная и неправильная подготовка войск проложила путь к неудаче

За много месяцев до наступления многие западные издания приветствовали "современную боевую подготовку", которую ВСУ получали от ряда стран НАТО. Наряду со военным обучением ряд украинских бригад также был оснащен передовыми боевыми машинами Североатлантического альянса, такими как танки "Челленджер" и "Леопард", американские артиллерийские системы, БМП "Брэдли" и "Страйкер", которые должны были пробить российскую оборону и вклиниться на Азовское побережье, разделив силы противника пополам.
Министерство иностранных дел Великобритании в день начала наступления опубликовало анализ под названием "Скрытые преимущества Украины: как европейские инструкторы преобразовали киевскую армию и изменили ход конфликта". Но, как стало болезненно ясно теперь, после почти трех месяцев кампании ВСУ, европейская и натовская подготовка не преобразила украинские силы. Как я утверждал за несколько месяцев до начала контрнаступления, для армии было почти невозможно трансформировать себя за счет нескольких недель или несколько месяцев обучения и получения невообразимой мешанины из натовского военного снаряжения и техники.
Чтобы создать эффективные вооруженные силы, способные проводить общевойсковые операции для нанесения поражения крупной державе, подготовившей глубоко эшелонированную оборонительную систему, вы должны сначала обладать значительным количеством полностью укомплектованных боевых бригад. Батальоны и роты каждой должны быть укомплектованы командирами взводов и сержантами, командирами рот, главными сержантами, старшинами, а также командирами батальонов и оперативными офицерами, которые знакомы с ведением подобных вооруженных действий. Командный состав должен иметь опыт от двух до пяти лет на уровне взвода, от пяти до семи лет в роте и от 15 до 20 лет — на уровне батальона и бригады.
После того, как подразделения должным образом укомплектованы образованными и обученными командирами, следующим требованием является развитие боевых навыков каждого отдельного солдата для выполнения профессиональных обязанностей (водитель танка, стрелок БМП "Брэдли", боец пехотного отделения и так далее). Затем идет обучение экипажей работе с бронированными боевыми платформами, потом — отработка взаимодействия взводов, рот, батальонов в составе бригады и, наконец, бригад и дивизий в армии на театре военных действий. Эта индивидуальная и коллективная подготовка должна быть проведена для обеспечения успешных и скоординированных общевойсковых операций. У Украины такого не было. Поэтому и неудивительно, что ее давно разрекламированное контрнаступление с самого начала наткнулось на кирпичную стену.
Контрнаступление Украины захлебнулось — но кто же в этом виноват?Контрнаступление ВСУ, если и было, началось позже и шло медленнее, чем предполагалось, пишет The Independent. И главные вопросы — кто виноват и что будет дальше. Вместе с автором статьи на них попытались ответить читатели.

Тактические действия ВСУ в летнем наступлении 2023 года

Ранее я подробно касался действий украинской армии в ходе ее контрнаступления, но здесь расскажу об основных ошибках, из-за которых ВСУ не достигли успеха.
Первая проблема заключалась в том, что военно-политическое руководство в Киеве вообще отдало приказ о запуске операции. Спустя почти месяц после начала кампании украинский главнокомандующий генерал Валерий Залужный заявил в интервью Washington Post, что "его чертовски раздражает", когда он слышит упреки в отсутствии прогресса наступления.
Однако в том же интервью он признал, что "без полного обеспечения (наступления) любые планы вообще неосуществимы". Ключевой среди его жалоб было отсутствие превосходства в воздухе. Он сказал, что НАТО никогда не начнет наступательную операцию без господства в небе. И он прав. Но против Залужного действуют еще и другие основы военного дела.
Украина также страдает от хронической нехватки средств противовоздушной обороны, дефицита гаубиц и артиллерийских орудий, недостатка систем радиоэлектронной борьбы, ракет и, возможно, самое главное, наличия в лучшем случае 25% необходимых мощностей для разминирования. Поэтому, когда ВСУ начали наступление на широком фронте 5 июня, никого в Киеве, Вашингтоне или Брюсселе не должно было удивить, что они наткнулись на "российскую пилу".
Многоуровневая глубоко эшелонированная оборона России в значительной степени опирается на минные заграждения, имеющие целью замедлить продвижение противника или направить ВСУ в зоны поражения, где их ждут заранее подготовленные артиллерийские расчеты. В течение первых двух недель практически все бронетанковые атаки украинцев провалились. Они захватили мизерную территорию, которая не представляет даже оперативной ценности. Но ни одно из западных мейнстримовских СМИ типа New York Times и других ни разу не обратили внимания на то, что ВСУ потеряли ошеломляющую пятую часть всего выделенного на операцию парка бронетехники все за те же первые две недели.
Если бы Киев исходил из тех фактов, что у Москвы есть превосходство в воздухе, мощная система ПВО, преимущество в артиллерийских снарядах, надежные системы радиоэлектронной борьбы, способные нарушать украинскую связь и выводить из строя большое количество беспилотников и ракет ВСУ, а еще от шести до девяти месяцев для подготовки тщательно продуманных мощных оборонительных сооружений, то ему должно было стать совершенно ясно, что отправлять частично бронированные и не полностью обученные силы с ограниченным опытом проведения крупномасштабных наступательных операций означало послать множество людей на верную смерть.
Провал контрнаступления украинских войскЗападная пропаганда изо всех сил пыталась доказать, что ВСУ добиваются "успехов" в наступлении, но потерпела фиаско, пишет автор статьи для сайта TeleSur. При этом Украина продемонстрировала, что при всей иностранной поддержке ее армия не может достичь поставленных целей.
После первых нескольких кровавых недель украинская сторона изменила тактику, чтобы свести к минимуму количество потерь в бронетехнике и больше задействовать пехоту. На третий месяц операции ВСУ добились некоторого неустойчивого продвижения на Запорожском фронте — взяли Старомайорское, большую часть Урожайного, но утратили много важных позиций на севере в районе Купянска.
Ко всему этому они потеряли десятки тысяч человек, чтобы проползти эти несколько километров в Запорожье. У украинцев не хватает ни сил, ни техники, чтобы поддерживать даже этот прерывистый темп. Скорее всего, у них закончатся мужчины призывного возраста задолго до того, как ВСУ достигнут даже промежуточных целей.

Выводы

Холодная, суровая правда украинского конфликта на сегодня заключается в том, что контрнаступление Украины, бывшее "на последнем издыхании", провалилось, и никакие попытки перевернуть ситуацию не изменят исход.
ВСУ потерпели провал по вполне предсказуемым причинам, основанным на фундаментальных принципах военного дела, неподвластных оптимизму, принятию желаемого за действительное или выдумкам.
Политика, проводимая Вашингтоном с самого начала вооруженных действий, заключалась в том, чтобы поддерживать Киев "столько, сколько это необходимо".
Оставим дискуссию о том, была ли эта идея хорошей или плохой, на другой раз. Что важно, так это то, что текущая политика не дала ни Украине, ни США никаких выгод и теперь должна быть подвергнута переоценке, чтобы стороны признали новые реалии.
Никто не может утверждать, что Соединенные Штаты не дали союзнице все шансы выяснить, сможет ли она добиться успеха на поле боя, поскольку Вашингтон предоставил Киеву буквально тысячи единиц бронетехники, миллионы снарядов, ракет и бомб, а также обучение и разведывательную поддержку — наряду с десятками миллиардов долларов в виде другой помощи. Но эта поддержка не привела к победе Украины, и теперь, в свете нынешних реалий, пришло время выработать новую политику.
Обсудить
Рекомендуем