Эволюция денег: от ракушек до цифровой валюты

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Деньги — это обещание ценности; с тех пор, как люди обнаружили, что менять мешок яблок на топор — не всегда хорошая идея, они стремятся сделать их обмен быстрее, проще и безопаснее.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
"На протяжении тысячелетий деньги эволюционировали, менялась их форма, менялось наше представление о них" — рассказывает Дуглас Эллиотт, партнер международной консалтинговой компании Oliver Wyman, в подкасте аналитического центра Официального форума валютно-финансовых учреждений (Official Monetary and Financial Institutions Forum — OMFIF).
На смену ракушками пришли серебро и золото, потом появились кредитные письма, а затем — современные сложные финансовые продукты. Разочарование в современной финансовой системе и действиях банков в условиях мирового финансового кризиса 2008 года привело к появлению криптовалют (главным образом биткоина). Так началось "освобождение" денег от диктата финансовых институтов посредством децентрализации (хотя на деле мир криптовалют оказался слишком непредсказуем). Именно технология блокчейна, лежащая в основе криптовалют, быстрое развитие финтех-сектора, а также резкое сокращение использования физических денег (особенно во время пандемии COVID-19) заставили центральные банки искать новую форму денег.
Хотя общественность обращает не так много внимание на концепцию цифровой валюты центрального банка (CBDC), как на криптовалюты, она все больше заявляет о себе: консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC) считает ее "возможно, одним из самых значительных нововведений в эволюции денег". А согласно недавнему исследованию Атлантического совета, базирующегося в Вашингтоне, в общей сложности 130 стран, представляющих 98% мировой экономики, уже изучают возможность разработки цифровых версий своих национальных валют.
Россия, находящаяся под санкциями со стороны большей части западного мира и отрезанная от значительной части глобальной финансовой системы, запустила пилотный проект цифрового рубля, надеясь модернизировать свою финансовую систему и расширить возможности трансграничных платежей. Индия ввела цифровую рупию 1 декабря 2022 года, и по состоянию на июнь 2023 года ее уже использовали 1,3 миллиона клиентов и 300 тысяч продавцов — планируется, что к концу года в день будет осуществляться по одному миллиону транзакций. Китай почти три года тестирует цифровой юань — у него уже 260 миллионов пользователей, к концу июня объем транзакций вырос до 1,8 триллиона юаней (249,33 миллиардов долларов) в день, хотя на цифровой юань приходится всего 0,16 процента денежной массы страны. В прошлом году президент США Джо Байден поручил государственным ведомствам оценить риски и преимущества создания цифрового доллара, а в Европе над цифровым евро работает Европейский центральный банк (ЕЦБ).
Цифровой рубльРоссия вступает в эпоху цифровой валюты, пишет Myśl Polska. Страна, используя революционные технологии, создает независимую от Запада систему международных платежей. Она сокращает расходы на оборот денег и делает ставку на цифровой рубль.
Цифровые валюты центрального банка — это цифровая форма выпущенных государством денег, не привязанная к физическим активам, ее стоимость определяется стоимостью национальной валюты. По идее они должны не заменять, а дополнять "традиционные" национальные валюты; это своего рода "стейблкоины", пытающиеся обеспечить стабильную цену за счет привязки к реальному активу, от которого, однако, их отличает именно связь с центральными банками.
"С точки зрения учреждений, заинтересованных в поиске новой формы денег, мотивация коммерческая. Мы живем в мире быстро растущих процентных ставок, и в будущем экономическая ценность, возникающая в результате производства и осуществления платежей, может возрасти... Кроме того, финансовая система в целом может быть значительно изменена новыми и все быстрее развивающимися технологиями, и это может повлиять на ликвидность, работу рынков и управление рисками" — считает Лариса де Лима, старший научный сотрудник Oliver Wyman forum.
Другой не менее важный мотив для центральных банков — стремление не отставать от технологического развития финансового сектора и все более глобализированных платежных систем, предлагая при этом более стабильную альтернативу им, а также охватывая пользователей, до сих пор не входящих в эту систему — у миллионов людей по всему миру до сих пор нет банковского счета.
С точки зрения практического применения, использование цифровых валют центральных банков не будут сильно отличаться от использования денег со счета в коммерческом банке через платежную карту, смартфон или мобильное приложение. Рассматриваются варианты использования валют через устройства в офлайн режиме — с их помощью планируется избежать рисков (и затрат), связанных со стабильностью коммерческих банков, поскольку ответственность за цифровые кошельки будут нести непосредственно центральные банки — такая "розничная" модель привлекательна для стран с нестабильной банковской системой. В "оптовых" транзакциях (представляющих интерес для более развитых стран) уделяется больше внимания развитию платежных систем между банками и центральным банком, возможно, на базе блокчейна — в этой модели доступ к цифровой валюте центрального банка может ограничиваться узким кругом коммерческих банков и клиринговых учреждений. В обоих случаях результатом должны стать более быстрые и дешевые транзакции практически в режиме реального времени.
"Тем не менее, центральным банкам необходимо рассмотреть еще много вопросов" — замечает Джесси МакУотерс, глава отдела глобального регулирования Mastercard. К ним относятся роль частного сектора в выпуске и эксплуатации цифровой валюты, вопросы безопасности, защиты персональных данных и функциональной совместимости — как, например, цифровая валюта центрального банка может работать с широко используемым платежным механизмом, какие конкретные проблемы решит этот тип валюты и подойдет ли он для решения поставленной задачи. Кроме того, центральным банкам нужно будет найти баланс между защитой личной информации и прозрачностью.
Цифровые активы и американская мощьСША рискуют отстать от соперников в том, что касается цифровых активов, считает автор статьи в Project Syndicate. В борьбе за преимущество в этой отрасли участвуют как правительства, так и частные субъекты, и некоторые из них откровенно враждебны Штатам и их союзникам.
А как все это повлияет на банковскую систему? Коммерческие банки — основа современной финансовой системы с момента ее зарождения в Италии в эпоху Возрождения, источники кредита и "хранители" сбережений. Если у граждан и предприятий отпадет необходимость иметь счета в коммерческих банках, поскольку платежи будут производиться напрямую через кошельки цифровых валют центральных банков, не окажется ли под угрозой сама основа банковской системы и других платежных систем?
Эллиотт и де Лима считают, что нет. Изучая концепцию цифровых валют центральных банков, разные страны рассматривают разные модели, но, по мнению экспертов, крах банков и встряска всей финансовой системы — маловероятное развитие событий. Несмотря на предлагаемые экстремальные сценарии, будущее, вероятно, за различными комбинациями централизованных и децентрализованных игроков, при этом централизованные посредники продолжат играть важную роль, предлагая такие продукты и услуги, необходимые для функционирования системы, среди которых банки сохранят свое доминирующее положение.
Похоже, потребуется время, чтобы сделать окончательные выводы. Банк международных расчетов (Bank for International Settlements — BIS) прогнозирует, что к 2030 году в обращении будет 24 цифровые валюты центральных банков, но более двух третей центральных банков считают, что они вряд ли будут выпускать цифровые деньги в краткосрочной перспективе.
Автор: Елена Савова
Обсудить
Рекомендуем