Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украинские власти ищут способ объяснить населению неизбежность блэкаутов, которые начнутся с наступлением холодов, и пытаются снять с себя ответственность за них, пишет газета Вести.ua. В реальности Киев не приложил никаких усилий для решения этой проблемы.
Руководители и эксперты разбирались, чего не хватает энергетике
В условиях 30-градусной жары больше недели представители власти и энергосектора обсуждают предстоящие морозы. Почему именно сейчас и что может стать неожиданностью для всех, разбирались Vesti.ua.
Соломки подстелить
17 августа президент Украины Владимир Зеленский провел селекторное совещание по актуальным вопросам, среди которых “Подготовка энергосистемы и ПВО к зиме”. В тот же день с 19:00 до 22:00 Украина вынуждена была импортировать в аварийном режиме электроэнергию из Польши и Румынии 1200 МВт/ч. Это еще раз напомнило всем украинским гражданам, что может быть с первыми осенними холодами.
Поэтому не зря Зеленский обсуждал энергетику наравне с военными вопросами. Детали остались “за кадром”, но в тот же день минобороны Великобритании со ссылкой на британскую разведку опубликовало отчет о перспективах украинской энергетики на осенне-зимний период (далее – ОЗП) 2023–2024 годов. Косвенно по этому отчету можно судить, о чем могли говорить участники селекторного совещания у Зеленского 17 августа.
Что констатируют британцы
Под обстрелами прошлой зимой Украина успешно и быстро мобилизовала горнодобывающий комплекс (уголь), а также запасла достаточно газа, чтобы суметь обеспечить топливом ТЭС и ТЭЦ. В стране достаточно квалифицированных сотрудников для обеспечения работы энергосистемы в экстремальных условиях.
Что прогнозируют британцы
Есть вероятность продолжения атак на энергосектор Украины в ОЗП 2023–2024 годов. Подготовка к ОЗП – ключевой фактор работоспособности украинских энергосистем в 2023–2024 годах в условиях конфликта.
Военные аналитики убеждены в успешной работе энергосистем даже в условиях обстрелов, если они смогут подготовиться. Тот факт, что Владимир Зеленский обсуждал на селекторном совещании подготовку к ОЗП наравне с вопросами обороны, в частности ПВО, свидетельствует – не менее важным станет защита объектов энергоинфраструктуры.
Британцам не понять
Но из Великобритании видна не вся проблематика украинской энергосистемы. Обстрелы – не единственная причина грядущих блэкаутов. Как только ничинается обсуждение состояния энергетики, участники поднимают совсем другой вопрос. Так, 17 августа прошло заседание парламентского комитета по вопросам энергетики и ЖКХ, где рассматривалось состояние подготовки энергосистемы к ОЗП. Частота и длительность отключений электроэнергии осенью 2023, зимой 2023–2024, а, возможно, и весной 2024 года зависят от ремонтно-восстановительных работ.
По словам первого заместителя министра энергетики Юрия Власенко, ремонт и восстановление – различные работы, поэтому графики их тоже разные. Субъекты рынка сообщают, что их соблюдают. “Будем надеяться на внесение в ближайшее время изменений в постановление правительства, что даст возможность большему количеству участников привлечь кредиты и продолжить восстановление”, – рассказал замминистра. Если денег не будет хватать, не все ремонты удастся завершить в оговоренные сроки, добавил он.
Глава НКРЭКУ Константин Ущаповский, отметил, что сумма ущерба ТЭС и ТЭЦ (по данным на 4 августа 2023 года) оценивается в 29,9 миллиарда гривен, работы выполнены на 482 тысяч гривен, сети “Укрэнерго” требуется починить на 9,6 миллиарда гривен, освоено 681 миллион гривен.
Время и деньги
Глава наблюдательного совета Института энергетических стратегий (ИЭС) Юрий Корольчук в комментарии для Vesti.uа объяснил, что даже при наличии денег восстановление энергосистемы дело длительное.
“Если „Укрэнерго” заявляет о ремонте 20–30 подстанций, надо понимать, что капремонт одной подстанции занимает от 9 месяцев. Значит, в данном случае речь идет об оперативных ремонтах, на капитальные времени не остается. Кроме того, обратите внимание, гендиректор ДТЭК жаловался на бюрократию: нужно зафиксировать и подтвердить, что все объекты из списка на ремонт подвергались ракетным обстрелам. Может, это и правильно с учетом целевого расходования средств, но с точки зрения времени – существенное замедление”, – отметил он.
Также эксперт утверждает, что прослеживается и отсутствие координации структур власти и компаний энергосистемы, что также не позволяет за оставшееся время до осени что-то существенно изменить в состоянии украинской электроэнергетики.
И сразу возник вопрос, куда делись деньги от оплаты электроэнергии по повышенному тарифу. Ведь когда повышали тариф, это обосновывали и необходимостью дополнительных средств для ремонта энергосистемы.
“Мы 2,5 месяца находимся в режиме повышенного сбора средств, но не видно увеличения поступления денег в систему”, – возмутился Алексей Кучеренко на заседании парламентского комитета по вопросам энергетики и ЖКХ.
Оказалось, деньги все же есть. Как сообщил на заседании комитета глава НКРЭКУ Константин Ущаповский, финансовое состояние “Энергоатома” вследствие повышения тарифа на электроэнергию для населения и роста price cap прогнозируется по итогам года как +19 миллиардов гривен. Для “Укрнерго” прогноз составил +3,5 миллиарда гривен. Более того, в сентябре 2023 года “Энергоатом” ожидает 100% оплаты за “универсальную услугу” (электроэнергия по тарифу для бытовых потребителей) в рамках ПСО (“социальное обязательство”, то есть то, что поставщик электроэнергии обязан продавать по низкому тарифу). Константин Ущаповский заявил: ”Мы наблюдаем колебание платежной дисциплины (по сравнению с периодом до повышения тарифа) в пределах 2-5%”.
По данным представителя Общественного союза “Энергетический союз” Ольги Тагиевой, себестоимость одного кВт электроэнергии на сегодня составляет 6 гривен 20 копеек без НДС (7 гривен 30 копеек с НДС), “те 2 гривны 64 копейки, которые нам платит население, если у нас не будет финансирования от „Гарантированного покупателя”, нам надо понимать, где эти деньги брать”.
Долги не наши, но “висят”
Представитель “Киевских энергетических услуг” обратил внимание на высокую платежную дисциплину населения: за пять месяцев уровень оплат составляет 98,4%, в июле 2023 года – 78%.
“Мы не видим эффекта от роста тарифа на электроэнергию – долги продолжают накапливаться”, – рассказал глава правления “Укрэнерго” Владимир Кудрицкий.
Однако в сравнении с январем 2022 года объем задолженности в кВт, по данным представителя “Киевских энергетических услуг”, вырос почти в 2 раза: с месячного объема потребления до 1,8 месячных объемов потребления. Причем, по словам представителя компании, нарастание долгов по объемам происходит за счет тех потребителей, которые “не платят длительное время”.
Все должники – все кредиторы
Куда страшнее для энергокомпаний взаимные долги. Их суммарный объем не озвучивается, однако энергетики утверждают: не будет погашения – будет коллапс и без обстрелов. Глава набсовета Киевской областной энергоснабжающей компании рассказал: если долг по ПСО будет гаситься перед нами позднее, чем “до нас дойдут наши кредиторы, мы выйдем на балансирующий рынок соответствующими последствиями”. Почему?
Механику формирования такого долга объяснила исполняющая обязанности директора ООО “Закарпатьеэнергосбыт” Мария Медведская: разрывы между ценой закупки и продажи – основной источник долгов.
За те киловатты, которые владельцы “зеленых” станций отдают в общую систему, им недоплачивают или вообще не платят. Более того, планируется поставить новые регуляторы мощности, которые приведут к отключению “зеленого” сегмента в условиях резких колебаний и дисбалансов, предупредил член правления Ассоциации солнечной энергетики Сергей Ручко.
Удавка для гигантов
На макроуровне проблема взаимной задолженности обретает ужасающие масштабы. Что говорят ключевые компании генерации.
“Энергоатом”
Представитель компании рассказал, что в конце августа, сентябре, октябре и ноябре 2023 года в эксплуатацию будет запущено после ремонта по 1 энергоблоку АЭС. “На сегодня мы произвели на 3 миллиарда 30 миллионов кВт/ч больше, чем планировалось с начала года... Сейчас мы генерируем около 4500 МВт, с вводом энергоблоков, надеюсь, выйдем на 7400–7500 МВт”, – рассказал президент “Энергоатома” Петр Котин. По его словам, дисбаланс составляет 17 миллиардов гривен, а самое болезненное – отсутствие в системе ЗАЭС, которая генерировала до 40% всей электроэнергии “Энергоатома”, и Каховской ГЭС.
“Укргидроэнерго”
Компания пока без долгов, но 55% от товарной продукции уходит на ПСО, а долги “Укрэнерго” перед “Укргидроэнерго” составляют 6 миллиардов 400 миллионов гривен, рассказал гендиректор “Укргидроэнерго” Игорь Сирота. По его словам, скоро начнется постройка 5 защитных сооружений для генерирующих мощностей, что включает также укрытия для сотрудников станций там, где их нет.
“Укрэнерго”
Долг перед компанией составляет около 59 миллиардов гривен, долги “Укрэнерго” перед участниками рынка – 50 миллиардов гривен. Из 59 миллиардов гривен долгов перед “Укрэнерго” 28 миллиардов гривен – задолженность компаний, которые нельзя отключать, даже если они не платят, еще 21 миллиард гривен задолжали за передачу и 10 миллиардов гривен – за диспетчерские услуги.
“Частично мы закрываем эти долги кредитами, в прошлом году привлекли 1 миллиард долларов. Планируем в августе-сентябре привлечь кредит от ЕБРР на 150–200 миллионов евро”, – рассказал Владимир Кудрицкий.
ГП “Гарантированный покупатель”
Представитель ГП сразу заявил о долге перед компанией в размере 26 миллиардов 100 миллионов гривен, основная часть долга накопилась за 2022–2023 годы. Отдельно “Укрэнерго” задолжало ГП 32 миллиарда гривен, еще 5 миллиардов 5 миллионов гривен – производители “зеленой” энергетики, 19 миллиардов 300 миллионов гривен – “Энергоатом”.
Обстановка в евроколхозе. Количество банкротств продолжает растиЧисло банкротств предприятий в Евросоюзе выросло по сравнению с предыдущим кварталом на 8,4%, сообщает NDP. Причем происходит это во всех секторах экономики. В лидерах банкротов предприятия сферы гостиничных услуг и общественного питания.
22.08.202300
Тайный график и блэкауты
Долги продолжат “давить” на систему, отмечает Юрий Корольчук. Поэтому, по его словам, власть и представители госкомпаний уже пытаются аргументировать будущие блэкауты, так как “понимают, что настроения и ожидания в обществе пессимистичные. Они пытаются переложить ответственность с себя, мол, „мы исключительно провайдеры денег, а денег нам не дали”. Но на самом деле все эти пять месяцев не было интенсивных переговоров с международными структурами, которые могли бы профинансировать ремонты".
Исходя из этого, блэкауты неизбежны и будут более продолжительными. По 8–10 часов, прогнозирует экс-министр энергетики Иван Плачков, “даже если не будет ударов и будет теплая зима. Без ударов будет так же, как год назад”. Работоспособного оборудования в сети, по его данным, всего 30%.
Не в часах, а в днях измеряет будущие блэкауты Юрий Корольчук. По его словам, “если в прошлом сезоне они продолжались примерно одни сутки за три дня, то сейчас могут быть отключения по четыре–пять раз в три дня. Все упирается в газ. Если газа достаточно и сети работоспособны – подача тепла и воды останется условно бесперебойной. Если „вылетит” АЭС, это будет катастрофа: в аварийном варианте зарубежные партнеры смогут нам помочь, но по вечерам все равно будет дефицит”.
Автор: Лилия Фоменко