Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Несмотря на заявления властей, на Украине ожидается резкий рост стоимости топлива, пишет "Страна". Это ударит по кошелькам не только владельцев логистических компаний, но и всех украинцев, а также спровоцирует повышение цен на все товары и услуги.
Новую волну переписывания ценников спровоцировали заправки, которые принято причислять к сети "Приват" (к примеру, ANP, Avias; всего их порядка тысячи по всей стране, АЗС оформлены на разные компании, которые часто меняются). На этой неделе (22 и 23 августа) средняя цена на бензин и дизель на "приватовских" точках выросла на гривну (до 53 гривен за литр).
По данным мониторинга компании "А-95″, в среднем по стране бензин и дизель подорожали на этой неделе не так сильно — всего на 14 копеек (до 54,84 и 52,2 гривны за литр соответственно). "Но теперь все подтянутся", — говорит нам владелец сети АЗС "Прайм" Дмитрий Леушкин.
По его словам, в ближайшее время бензин и дизель прибавят в цене еще гривну. Всего же после возврата с 1 июля всех налогов (НДС и акциза) топливо подорожало в среднем на 8 гривен за литр. Это при том, что власти заверяли, что цены на бензин и дизель вырастут не более чем на 3–5 гривен. "Вмешалась нефть. И, если котировки продолжат расти, топливо на АЗС будет по 60 гривен", — прогнозирует Леушкин.
Аналитик Института стратегических исследований Юрий Корольчук отметил, что еще, как минимум, 50 копеек на литре заправщики добавят из-за начавшихся валютных качелей. Мы уже писали, что валютный рынок сейчас штормит, и есть прогнозы, что доллар вырастет до 41–42 гривен.
Такое сильное подорожание топлива ударит по кошелькам не только водителей, но и всех украинцев. "Из-за логистической составляющей подорожает все. В первую очередь, конечно, перевозки, а за ними все подтянется — от хлеба до мебели", — говорит Корольчук.
Разбирались, что происходит на топливном рынке, и как дорогой бензин повлияет на цены на все товары.
С понедельника — плюс гривна на литр
По данным "А-95″, на этой неделе среднее подорожание бензина и дизеля по стране было относительно небольшим — всего на 14 копеек. При этом некоторые сети повысили цены куда более существенно. К примеру, "БРСМ-Нафта" U.Go и "Маркет" увеличили стоимость на 50 копеек. Но больше всего подорожало топливо на АЗС, которые считаются недорогими, поэтому там массово заправляются водители.
Речь идет, в первую очередь о сети "Приват". АЗС, которые принято к ней причислять (ANP, Avias и др.) на этой неделе повысили цены сразу на гривну. Теперь бензин и дизель там продаются по 53 гривны за литр. Это все равно дешевле, чем у многих сетей (скажем, на WOG и ОККО топливо стоит почти 55 гривен, на Socar — около 56 и т.д.), но ценовой разрыв сократился.
На днях существенно повысила цены еще одна сеть недорогих заправок — VostokGaz — причем, сразу на 2,5 гривны (до 50,8 гривны за литр). Конкуренция на топливном рынке сейчас очень жесткая. И именно недорогие АЗС сдерживают аппетиты других сетей — те опасаются накручивать лишнее, чтобы не спровоцировать отток клиентов. Но как только сети-дискаунтеры переписывают ценники, вслед за ними корректировки в прайсы вносят и все остальные. Таким образом на рынке сохраняется ценовой баланс.
"Поэтому теперь (после существенного повышения цен на недорогих заправках. — Прим. ред.) все подтянутся. Потенциал роста цен – еще на гривну за литр (и по бензину, и по дизелю). Некоторые поменяют ценники на информационных щитах, другие порежут маркетинговые программы и скидки для постоянных клиентов", — говорит Леушкин. "Подтягивание" АЗС и рост цен на гривну начнутся уже со следующей недели.
План на месяц — плюс 5–6 гривен за литр
Впрочем, обещанная на ближайшую перспективу гривна за литр бензина и дизеля — это далеко не все. По прогнозам "А-95″, топливо все еще имеет очень большой потенциал для подорожания. В качестве аргумента аналитики приводят такие расчеты. После возврата с 1 июля НДС и акциза налоговая нагрузка на литр топлива выросла в среднем на 7,5 гривны.
Но после того, как на мировых биржах резко пошли вверх котировки на черное золото, стали дорожать и нефтепродукты. В итоге за два месяца таможенная стоимость топлива выросла на 150 долларов с тонны, а это плюс 5,5 гривны за литр. То есть, в общей сложности, в себестоимости бензина и дизеля с 1 июля появились "лишние" 13 гривен. Они уже учтены в оптовых ценах, которые повысились на 13,5 гривны за литр (на бензин — до 47, на дизель — до 46,5).
Но в рознице ситуация пока другая. По данным "А-95", за два месяца бензин на заправках подорожал на 7,5 гривны (до 52,34), дизель — на 8,55 (до 51,87). Из чего аналитики делают вывод, что розница еще может поднять цены на литр бензина на 5,34 гривны, дизеля — на 5,62 гривны.
"В последнее время сети АЗС существенно снизили свою маржу — не менее, чем на 4–5 гривен за литр. Аппетиты заправщиков падают не от хорошей жизни — они опасаются резко повышать цены. Из-за высокой конкуренции. Но постепенно цены будут расти, а маржа продавцов, скорее всего, вернется у прежним отметкам", — добавил Корольчук.
Еще плюс 5,3–5,6 гривны за литр будет означать, что стоимость бензина достигнет 57,7 гривны, а дизеля — 57 гривен. Причем, это средние цены, на АЗС многих сетей стоимость будет выше. Это подорожание может оказаться растянутым во времени, но оно вряд ли займет больше одного–двух месяцев.
То есть, по итогу, после 1 июля получим подорожание топлива на 13 гривен. Тогда как, запуская налоговые нововведения, и минэкономики, и глава профильного парламентского комитета Данил Гетьманцев заверяли, что цены вырастут не более чем на 3–5 гривен.
Нефть и валютные качели
Почему цены на топливо так резко пошли вверх, а цифры сильно расходятся с теми, что ожидали власти. По словам Леушкина, одна из главных причин — нефть. Мы уже писали, что нефтяные котировки резко пошлы вверх из-за сокращения добычи и роста спроса. 24 августа нефть марки Brent на лондонской бирже ICE Futures торговалась по 83,21 доллара за баррель (что на 1% ниже, чем на предыдущей сессии). Но это временная "скидка", и уже скоро тенденция изменится.
Bloomberg пишет, что нефть может вернуться к росту уже в ближайшие дни, так как коммерческие запасы нефти в США уменьшились на 6,13 миллиона баррелей, и ожидается их падение еще на 3 миллиона. Запасы на терминале в Кушинге (там хранится нефть, которой торгуют на NYMEX) упали на 3,13 миллиона баррелей.
Эти данные говорят о резком падении запасов нефти в целом, поэтому снижение котировок может обернутся их ростом уже на днях, — приводит MarketWatch слова управляющего партнера Tyche Capital Advisor Тарика Захира. Аналитики прочат нефти цену в 90 долларов за баррель уже к концу этого года. И, если эти прогнозы оправдаются топливо может подорожать еще более существенно.
"Зависимость тут простая. Нефть – по 90, бензин и дизель – по 60 гривен за литр", — говорит Дмитрий Леушкин. "Понятно, что процесс подорожания топлива на украинских АЗС пока далек от завершения, так как цены на нефть продолжают расти. Если в середине лета котировки составляли 73–75 долларов, но сейчас — 83, и это далеко не конец", — добавил руководитель специальных проектов НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев.
По его словам, появляется еще один фактор, который может еще больше взвинтить цены на заправках — валютный. "К валюте привязаны на только закупки импортного топлива, но и акцизы. Поставляем бензин и дизель мы в основном из Европы, трейдеры покупают евро, а курс на него плавающий, в отличие от курса доллара, который держит нацбанк ", — отметил Рябцев.
По словам Корольчука, если курс доллара выйдет за пределы 39 гривен (а ему прочат гораздо более высокий взлет — до 41–42 гривен) и продержится на таких отметках не менее 2–3 недель, топливо дополнительно может подорожать еще на 50 копеек. Это, повторимся, без учета всех остальных факторов — только из-за валютных колебаний.
Залы переполнены товарами, когда-то принадлежавшими финским фирмам-банкротам, больше всего — строительных инструментовВ июле число заявлений о банкротстве в Финляндии продолжило расти, сообщает Yle. Под угрозой также оказалось больше рабочих мест, чем в 2022 году, — свыше семи тысяч. Эксперты считают такую ситуацию тревожной — ведь признаков улучшения пока нет.
26.08.202300
Что будет с ценами
Такое резкое подорожание топлива спровоцирует рост цен на все товары и услуги. В первую очередь, подорожают перевозки, — говорит Корольчук. Глава Всеукраинской ассоциации пассажирских перевозчиков Игорь Житинской отметил, что тарифы могут вырасти на 25–30%. Но, понятно, что этот вопрос "маршрутчикам" придется улаживать с местными властями.
Впрочем, Рябцев говорит, что рост цен на топливо — еще и удобный повод для перевозчиков повысить цены. "Доля топлива в стоимости перевозки среднестатистического пассажира сильно завышается. В прошлый раз, когда проезд в маршрутках подорожал до 15 гривен, в этом фактически не было никакой необходимости. Рентабельность перевозчиков просто сумасшедшая. Выведенный на маршрут микроавтобус отбивается за месяц, это с учетом всех расходов, и на покупку транспорта, и на благодарности чиновникам. Отчетности у маршрутчиков до сих пор нет, там сотни миллионов черного нала", — отметил Рябцев.
Те не менее, столичные чиновники уже озвучили цифру — сколько должен стоить проезд в общественном транспорте. По их подсчетам, получилось 30 гривен.
Грузовые перевозчики также готовятся повышать тарифы на 10–20%. Что, по словам Корольчука, потянет за собой подорожание всех товаров. Транспортная наценка будет зависеть от доли логистической составляющей в структуре себестоимости той или иной продукции. К примеру, на продуктах питания — это 5–7%, на стройматериалах, мебели — до 10–12%.