Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
При первой встрече Зеленского с Байденом хозяин Белого Дома был огорошен требованием немедленного членства Украины в НАТО, пишет The Guardian. А когда комик заговорил о "планах Франции и Германии покинуть альянс", Байден вышел из себя.
Мартин Пенгелли (Martin Pengelly)
В долгожданной новой книге к вящему ужасу Вашингтона и Киева рассказывается о том, как Владимир Зеленский "провалил" свою первую встречу с Джо Байденом в Овальном кабинете.
Утверждается, что наладить взаимопонимание политикам так и не удалось: американского президента “разозлили” требование украинского лидера предоставить его стране членство в НАТО и его “абсурдный анализ” исторических перспектив альянса.
“Даже самые ярые сторонники Зеленского в администрации Байдена согласились: это был полный провал”, — пишет о встрече в сентябре 2021 года Франклин Фоер, автор книги “Последний политик: Белый дом при Джо Байдене и борьба за будущее Америки”.
“Встреча сулила еще более тягостное общение в дальнейшем”, — заключил он.
Фоер также восторженно отозвался о том, как Байден взял на себя роль мирового лидера и возглавил поддержку Украины после начала полномасштабных боевых действий в феврале 2022 года: по его словам, американский президент оказался “поистине человеком эпохи”. Однако конфликт на Украине затягивается, и вопрос о дальнейшей военной и финансовой поддержке Киева стоит все острее как в Конгрессе, так и на первичных выборах в рядах Республиканской партии. На этом фоне нелестный отзыв Фоера о неловком начале отношений Зеленского и Байдена грозит усугубить беспокойство Белого дома по поводу книги.
Газета The Guardian получила сигнальный экземпляр "Последнего политика" в преддверии выхода книги в свет на следующей неделе.
Во вторник журнал The Atlantic, где трудится Фоер, опубликовал пространную выдержку из нее о выводе войск из Афганистана в конце лета 2021 года, когда Зеленский впервые посетил Белый дом.
Как и в других разделах книги, рассказывая о встрече Байдена и Зеленского 1 сентября, Фоер не приводит прямых цитат и не ссылается на конкретные источники. Но издательский дом Penguin Random House говорит, что книга стала возможной благодаря “беспрецедентному доступу к узкому внутреннему кругу советников, окружавших Байдена на протяжении десятилетий”.
Придя к власти в 2019 году и находясь под постоянным давлением России, Зеленский с самого начала добивался приема в Белом доме. Дональд Трамп ответил на его просьбу отказом, потому что тот не стал ему помогать с компроматом на соперников, включая Байдена, — эти действия впоследствии стоили Трампу процедуры импичмента, которая чуть не закончилась его преждевременной отставкой с поста президента.
Зеленский и Байден могут готовиться на выходБайдену, возможно, придется браться за ходунки, а Зеленскому — искать работу в Калифорнии, пишет AT. "Контрнаступление" Украины потерпит неудачу. Россия, имея тактическое и силовое превосходство, могла бы без особого труда разгромить противника и добиться смены режима в Киеве, уверен автор статьи.
02.05.202300
Фоер утверждает, что из-за этого эпизода Зеленский “затаил в душе обиду” и “как минимум подсознательно” вымещал на Байдене, преемнике Трампа в Овальном кабинете, “свой гнев за пережитое унижение и политическую неловкость”.
Автор также утверждает, что Зеленский счел Байдена мягкотелым, особенно после решения в 2021 году отменить санкции против российской компании, строившей газопровод “Северный поток — 2” в Германию. Зеленский счел, что этот шаг подорвал украинские интересы в экономике и сфере безопасности.
Байден предоставил Зеленскому аудиенцию, но "был о нем невысокого мнения", сообщает Фоер, — особенно на фоне дружеских отношений, которые у украинского президента завязались с правым сенатором-республиканцем от Техаса Тедом Крузом из-за решения по “Северному потоку”.
В знак протеста Круз учинил в Конгрессе обструкцию, отказавшись утверждать назначения в Госдепартамент.
“Зеленский, возможно, сам того не желая, — пишет Фоер, — волей-неволей стал соучастником этого эпизода. По мнению администрации, это все сильно отдавало дилетантством. Честно говоря, сам Байден был невысокого мнения о своем украинском коллеге ”.
Отмечая роль Байдена в американо-украинских отношениях в эпоху Барака Обамы (чем и вызван интерес Трампа к Зеленскому) Фоер отмечает, что бывший вице-президент, таким образом, "был вовлечен в украинскую политику глубже и дольше самого Зеленского".
Официальная стенограмма выступлений Байдена и Зеленского перед их встречей в Овальном кабинете 1 сентября пестрит уверениями во взаимном уважении и общности политических целей. Однако, по словам Фоера, стоило только встрече начаться, как Зеленский продемонстрировал “невнимание к сомнениям Байдена” и “чуть ли не сознательное пренебрежение к его моральному кодексу”.
Байден ждал благодарности за американскую поддержку, пишет Фоер. Зеленский же “начал разговор с того, что озвучил долгий список требований”. И главным из них стало членство в НАТО.
Байдену тогда было 78, Зеленскому — 43. Умудренный опытом политик “попытался передать молодому коллеге часть опыта и остудить его неумеренный пыл”, пишет Фоер, отмечая, что достаточной поддержки для вступления Украины в НАТО на тот момент не было.
Россия разжигала на Украине боевые действия с 2014 года, и многие считали, что Москва готовилась к полномасштабному вводу войск.
Фоер пишет: “Разочарование Зеленского словно отключило у него логику и здравый смысл. Потребовав членства в НАТО, он тут же принялся читать нотации о том, что эта организация себя пережила и теряет значение. Он даже сообщил Байдену, будто Франция и Германия собираются выйти из НАТО”.
“Это был совершенно абсурдный анализ — и вопиющее противоречие. И Байдена это здорово разозлило”, — подытожил Фоер.